Фармрынок: пора наводить порядок
С анализом положения дел в сфере лекарственного обеспечения выступил заместитель председателя ПСК Н. Пальцев. Он подчеркнул особую социальную значимость обсуждаемой темы – ее влияние на реализацию конституционного права каждого гражданина на охрану здоровья.
В новых экономических условиях удалось быстро справиться с долголетним дефицитом лекарственных средств: сейчас в городах и райцентрах края можно найти любой препарат, и далеко ходить не надо – количество аптек и аптечных киосков выросло неимоверно. Они встречаются буквально на каждом углу, размещены в больницах, поликлиниках, магазинах и вестибюлях учебных заведений. Их число уже превысило норматив в два с половиной раза. Однако больше 70 процентов фармучреждений принадлежит сейчас частникам.
Неконтролируемый рост аптечного бизнеса в крае привел и к кое-каким негативным последствиям. Появилось много аптечных учреждений, не имеющих надлежащих условий и оборудования для хранения и торговли лекарствами, что опасно для здоровья людей. Некоторые киоски стали источниками распространения фальсифицированных и недоброкачественных лекарств. А самое главное, они начали вытеснять с фармрынка государственные и муниципальные аптеки, которые оказались в неравном экономическом положении, так как вынуждены брать на себя обслуживание инвалидов и ветеранов войны, других льготников.
Организация краевого управления по фармации и медицинской технике, принятие ряда местных законов и правительственных постановлений в сфере лекарственного обеспечения позволили несколько стабилизировать ситуацию. Большую роль сыграло создание краевого центра сертификации и контроля лекарственных средств, оснащенного самым современным оборудованием, что дало возможность за два года поставить заслон на пути к потребителю 134 сериям недоброкачественных и поддельных препаратов.
Несомненно, положительный эффект имела и передача части полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности правительству края. В результате в считанные месяцы удалось сократить мелкорозничную частную торговлю лекарствами на 100 единиц.
Однако сделано еще очень мало. На совещании отмечалось, что коммерческие аптечные киоски заполонили все государственные и муниципальные лечебные учреждения. Так, в Кисловодске, к примеру, из 21 киоска в ЛПУ 17 принадлежат частникам, в Ессентуках из 14 – 11, в Красногвардейском районе из 17 – 12. А государственные аптеки, уступая им рыночное пространство, теряют покупателя, а вместе с этим и свою рентабельность.
Другой больной вопрос – непрерывный рост цен на лекарства. Именно эта проблема вызывает самый большой поток жалоб в правительство края. Высокая насыщенность фармацевтического рынка ничего не дает человеку, если он не в состоянии купить необходимое ему лекарство. На совещании называли пути решения этой проблемы. Первый из них – сократить число посредников между производителями и потребителями лекарств. К примеру, в Германии всю страну обслуживают 12 компаний по поставкам фармпродукции. А на одном Ставрополье – 140.
Второй путь – проведение открытых конкурсов по централизованной закупке препаратов для медицинских учреждений, что позволяет значительно экономить финансовые средства, повышает прозрачность всего процесса лекарственного обеспечения. Но этот резерв пока в крае используются далеко не полностью.
Развитие коммерческой аптечной сети, подчеркивалось на совещании, должно сопровождаться всяческой поддержкой государственных и муниципальных фарм-учреждений, на которых лежит основная нагрузка по лекарственному обеспечению социально незащищенных слоев населения. А поддержка должна исходить прежде всего от властных структур, которые обязаны заботиться об укреплении материальной базы некоммерческих аптек, снижать по возможности арендную плату для них, изыскивать дополнительные оборотные средства, вводить иные льготы. И примеры такой работы в крае уже есть. Это администрации Предгорного и Курского районов. На них и предложено равняться.