00:00, 22 февраля 2003 года

Чем отличается пастырь от замполита

А потому подписанное в марте 1994 года совместное заявление Святейшего Патриарха и министра обороны РФ призвано восстановить традицию пастырского окормления военнослужащих. Но пока православных храмов при военных городках и воинских частях немного. В Ставрополе такой действует при краевом военном комиссариате. Да и о. Сергий, который здесь служит, - не укладывается в рамки привычного представления о священниках.

Уволиться из армии в звании подполковника за несколько месяцев до своего 45-летия и до полных 28 календарных лет службы..? А все ради того, чтобы успешно сдать выпускные экзамены в духовной семинарии и в день своего рождения быть рукоположену в сан священника? Но именно так совершилось удивительное превращение преподавателя Ставропольского военного училища связи Сергея Чулкова в о. Сергия.

Частенько поминаемое всуе «неисповедимы пути Господни» к духовному преображению С. Чулкова подходит как нельзя более точно. Потомственный офицер, в прошлом коммунист, он с иронией поглядывал на новоиспеченных верующих, зачастивших в храмы в годы перестройки, пока однажды Господь не дал знамение.

В семье его брата случилась беда – пропала дочь. Все разговоры, все мысли были только об этом. И вдруг в комнате, где офицер беседовал с директором местной школы, растворился потолок и откуда-то сверху, из бездонной сини, спустился человек. Он отчетливо велел пойти в церковь и помолиться за девушку, а затем вновь поднялся ввысь и исчез.

Пришлось С. Чулкову креститься. Как он узнал много позже, случилось это в день 600-летия преставления Сергия Радонежского. А вскоре в храме офицер увидел икону с изображением того самого человека, что явился им с директором школы. Тотчас опознала небесного посланца по иконописному лику и Светлана Ивановна – им оказался апостол Андрей Первозванный.

Что касается пропавшей, то в тот же день, когда подполковник Чулков обратился за помощью к Матери Божией, его брат получил телеграмму, в которой девушка сообщала, что с ней все в порядке. После этого, еще будучи преподавателем военного училища, С. Чулков стал посещать воскресную школу, окончил недавно открывшиеся катехизаторские курсы, поступил на очное отделение Ставропольской духовной семинарии. Учился экстерном – два последних курса проходил за один год. Следующим шагом стал рапорт с просьбой об увольнении из армии.

В фойе клуба военкомата висит эскиз двуглавого храма святого мученика Иоанна Воина, который Божьей милостью, надеется отец Сергий, когда-нибудь будет построен. А пока церковь размещается в одной продолговатой комнате. Здесь все как положено в церкви, но только в миниатюре. Вот и главной храмовой иконе Иоанна Воина не достало места у иконостаса, пришлось разместить чуть поближе. Но надо думать, святой не в обиде, ведь перед его ликом всегда теплится лампадка. Как не обижаются и те, кому - при большом скоплении прихожан - приходится стоять в фойе у распахнутых настежь дверей в храмовое помещение.

Окормлять призывников – основное предназначение этой церкви. Нет, силком их к иконам никто не влечет. о. Сергий вообще считает, что какое-либо давление со стороны православного священника недопустимо. Он просто беседует с парнями на интересующие их темы. Если юноша хочет облегчить душу – батюшка выслушивает исповедь. И, разумеется, крестит. Каждый призыв бывает 150-300 желающих приобщиться к таинствам Христовым.

Есть у о. Сергия и еще одно служение: регулярные поездки к российским военным в Чечню, в основном к пограничникам. Так же, как они, священник ночует в палатках, ест из солдатского котелка. И по мере сил способствует возрождению христолюбивого воинства: исповедует, причащает, выполняет требы. А чаще просто задушевно беседует.

Но ведь каждая такая «командировка» – это риск. В том числе и для священника – еще не стерлось в памяти зверское убийство о. Анатолия. А сколько раз священнослужителей похищали, пытали, требовали за них выкуп. На это у о. Сергия один ответ: «Как будет Богу угодно». Можно и лежа в своей постели умереть, а можно выйти невредимым из самой горячей переделки.

Ну а как к его небезопасным отлучкам относится матушка Ольга (она, кстати, вместе с сыновьями спустя три месяца после мужа тоже крестилась и сейчас служит в библиотеке храма)?

- Я жена военнослужащего, у меня отец и брат военные. Привыкла, что для офицера так и должно быть – куда Родина позовет.., - пожимает плечами матушка Ольга. – Хотя, конечно, мы всем приходом молимся за батюшку и тех, с кем он едет. Но два раза, когда он задерживался в Чечне, а сообщить об этом не мог, – ждать было очень тяжело.

Не утерпел я, спросил у о. Сергия, велика ли разница между замполитом, тоже призванным заботиться о солдатских душах, и, скажем, полковым священником?

- Случилось ЧП, например, неуставные отношения, - поясняет о. Сергий. – Как бы замполит ни пытался вызвать провинившегося на откровенный разговор, тот все равно видит в нем начальника. А значит, чем меньше скажешь – тем лучше. Священнику же наоборот – чем больше откроешься, тем больше облегчишь душу. К тому же только священнослужителю дано отпускать грехи.

Офицеры, побывавшие в частях, где солдат и их командиров окормляют священники, уверяют, что там происходят удивительные перемены: сходит на нет дедовщина, неизбежные тяготы и лишения воинской службы воспринимаются значительно спокойнее, воины обретают крепкий стержень своего национального самосознания.

Конечно, армия – это слепок общества. Как и на гражданке, в частях случается всякое. Но выпячивать негатив, стараться по единичному происшествию в той же Кантемировской дивизии делать глобальные обобщения, очернять все и вся могут, по-моему, только враги России. В этом бывший подполковник, а ныне священник убежден непоколебимо. А потому, прижимая к груди православный крест, о. Сергий говорит:

- Армия – один из немногих институтов, которые реально оберегают нашу государственность, основы менталитета русского человека: дух коллективизма, братства. Это мощнейшее средство воспитания в молодых людях выдержки, собранности, отваги. А главное – преданности Отечеству.