00:00, 8 февраля 2003 года

Если вы в своей "квартире"...

Государственная Дума Ставропольского края летом прошлого года приняла Закон «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае», а неделю назад внесла в него изменения и дополнения. Обсуждение проходило бурно и эмоционально. Депутаты говорили о защите жителей края, представители прокуратуры и органов юстиции – о противоречии принимаемых законов Конституции и федеральному законодательству. Попробуем проанализировать эту непростую ситуацию и разобраться, что дают принятые законы и имеет ли место их юридическая ущербность.

O необходимости регулирования миграции на Ставрополье говорят давно. Неконтролируемая миграция захлестнула край, ее показатели в несколько раз превышают средние по стране. Возникает дополнительная, не планируемая ранее серьезная нагрузка на социально-культурную инфраструктуру. Перегружены больницы, поликлиники, школы, не хватает благоустроенного жилья и рабочих мест. Происходит массовая скупка недвижимости, коренное население покидает обжитые места. Особую озабоченность вызывает неконтролируемая миграция на территорию Кавказских Минеральных Вод, которые являются достоянием всей России. В условиях приграничного положения Ставропольского края отсутствие действенного контроля за миграцией способствует проникновению оружия, наркотиков, создает благоприятные условия для совершения террористических актов. Возникает серьезная проблема общественной безопасности на территории Ставрополья.

Законодательная и исполнительная власть края не занимала стороннюю позицию в этой проблеме, а, наоборот, принимала активные меры на краевом и федеральном уровнях. Первый созыв краевой Думы в 1994 году принял Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, которое ограничило миграционные потоки на КМВ и ряд других населенных пунктов, установило квоты на проживание в этих местах и меры ответственности вплоть до выдворения за пределы края. Два года работы значительно улучшили миграционную ситуацию. Однако в 1996 году Конституционный суд посчитал, что некоторые нормы Временного положения противоречат Конституции. Правовая позиция Конституционного суда небезупречна. Имеются серьезные юридические и политические аргументы, позволяющие сомневаться в категоричности сделанных выводов. (От редакции: в 1996 году автор публикации, В.Черепанов, представлял интересы ГДСК в Коституционном суде).

Второй созыв краевой Думы вместе с губернатором края предпринял решительные шаги по принятию федерального закона, обеспечивающего общественную безопасность Ставропольского края. Законопроект предоставлял право губернатору вводить дополнительные меры, включающие ограничение въезда на Ставрополье и свободы передвижения по его территории, усиление охраны важнейших объектов жизнедеятельности населения. В условиях режима военных действий в Чечне это было необходимо и оправданно. После двухлетней серьезной работы в федеральной Думе 1 декабря 1999 года закон был принят, однако не был подписан президентом России Б. Ельциным.

Федеральные власти продемонстрировали непонимание приграничного положения Ставропольского края и тех условий, в которых живет его население, оказавшееся заложником чеченского конфликта. Трагические последствия террористических актов, совершенных на Ставрополье, стали горьким подтверждением доводов законодательной и исполнительной власти края. В этой ситуации в 2001 году в Госдуме края совместно с правительством и федеральными структурами началась серьезная работа по подготовке краевого закона. Третий созыв краевой Думы завершил эту работу и принял законодательные акты, о которых идет речь в статье.

Что же дают эти законы жителям края? Все достаточно просто и понятно. Правительство края ежегодно устанавливает предельно допустимую численность переселенцев, которую Ставрополье может принять и обеспечить необходимыми гарантиями в социально-культурной, жилищно-коммунальной, медицинской и иных сферах жизнедеятельности исходя из возможностей краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований. Остальные граждане также могут беспрепятственно приезжать на Ставрополье и получать регистрацию, но без предоставления таких бюджетных гарантий. Одновременно определяются районы и населенные пункты, наиболее предпочтительные для расселения, на развитие которых выделяются дополнительные бюджетные средства.

Очевидно, что при этом не нарушается конституционное право гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, не устанавливаются «квоты» на проживание в Ставропольском крае. Просто бюджетные деньги тратятся лишь на то количество переселенцев, которое край может принять исходя из возможностей краевой казны. Каждый из нас в повседневной жизни исходит из такого же принципа, приглашая родственников из других городов нашей страны с учетом своих финансовых возможностей и размеров квартиры. Эти нормы приняты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, который устанавливает, что любой закон, в том числе и федеральный, реализуется в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

При таком подходе переселенцы, приехавшие сверх предельно допустимой численности, во многих случаях сами без какого-либо принуждения выберут либо другие регионы страны, либо населенные пункты края, нуждающиеся в приросте населения, для развития которых выделяются дополнительные средства. В этом и заключается законный и цивилизованный механизм регулирования стихийной миграции, которая во всех странах мира носит регулируемый характер.

Много споров разгорелось в отношении покупки недвижимости на территории края. Известно, что достаточно распространенной практикой является покупка переселенцами жилых домов, квартир, земельных участков с целью дальнейшего проживания на территории края. Рассматриваемые законы не ограничивают их приобретение, как не ограничивают право владения, пользования и распоряжения этими объектами собственности. Однако такие сделки не считаются достаточным основанием для признания законности нахождения покупателя на территории края. Законным его проживание в собственной квартире, жилом доме становится только после его регистрации в порядке, установленном федеральным законом. Здесь включается механизм регулирования стихийной миграции на основе принципа предельно допустимой численности переселенцев, описанный выше. Тем самым не допускаются перегрузки на социально-культурную инфраструктуру населенных пунктов края.

Любая правовая норма предполагает набор санкций за ее невыполнение. С учетом нового Кодекса РФ об административных правонарушениях в краевом законе предусмотрены лишь два основания для подобных санкций: допуск граждан к работе без их регистрации и предоставление незаконным мигрантам льгот и преимуществ в жилищно-бытовом, трудовом и социальном обустройстве, если это нарушает законные права и интересы жителей края.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что анализ краевого законодательства по пресечению незаконной миграции не позволяет говорить о его юридической ущербности. Рассматриваемые документы приняты в пределах полномочий Государственной Думы Ставропольского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и не противоречат Конституции и федеральным законам.

Каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Однако ни одно право не может быть абсолютным. В Конституции это четко прописано: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Тем самым право свободного передвижения, выбора места пребывания и проживания на территории края не должно нарушать прав и свобод жителей Ставрополья.

Этот важнейший конституционный принцип лежит в основе краевых законов, в основе деятельности губернатора и депутатского корпуса. На то она и краевая власть, чтобы защищать население края.

Виктор ЧЕРЕПАНОВ, кандидат юридических наук