Вектор финансовой стратегии
Как мы уже сообщали, вчера в Кисловодске работал весьма представительный "круглый стол". От тех выступлений, дебатов, что весь день звучали в конференц-зале санатория "Долина нарзанов", во многом зависит будущее благополучие каждого из нас.
Сенаторы, депутаты Госдумы Российской Федерации, представители администрации президента, правительства РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов России, главы муниципальных образований обсуждали едва ли не самую насущную проблему в стране - взаимоотношения бюджетов субъектов РФ с бюджетами муниципальных образований. Открыл и вел "круглый стол" заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету В. Петров.
Первым выступил губернатор СК А. Черногоров. Он отметил, что в крае 290 муниципальных образований, в том числе 280 - сельских поселенческих. К сожалению, почти 90 процентов последних не в состоянии имеющиеся полномочия осуществлять самостоятельно. Тревожит огромный - до 63 раз - разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между разными муниципальными образованиями края. А. Черногоров подчеркнул, что без наличия твердой неотчуждаемой финансовой базы местного самоуправления проблемы последних не решить.
Губернатор отметил, что в пока еще действующее законодательство заведомо заложен конфликт между региональной и местной властями. Достаточно вспомнить хотя бы тезис о том, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Однако не входить, по мнению А. Черногорова, еще не означает противостоять. "Я далек от мысли призывать подчинить целый уровень власти, формируемой населением, субъективной воле чиновников другого уровня. Но твердо убежден, что все его полномочия должны быть финансово обеспечены".
С основным докладом выступил руководитель департамента Бюджетного комитета Совета Федерации А. Лавров. Он отметил, что с принятием законодательных актов, подготовленных комиссией Д. Козака, доля расходов на местном уровне уменьшится, но они станут более качественными. То есть муниципалитеты будут заниматься именно местными проблемами. Что касается финансовой помощи муниципалитетам поселенческого уровня, то, как отметил А. Лавров, новые законопроекты позволяют это делать как субъектам Федерации, так и через бюджеты районов.
Аудитор Счетной палаты РФ С. Рябухин и заведующий отделом бюджетной системы НИФИ при Министерстве финансов РФ А. Игудин в своих выступлениях затронули такую острую тему, как усиливающаяся централизация средств на федеральном уровне. Если в 2000 году в Центре аккумулировали 54,2% доходов, то в нынешнем - уже 63,1%. Весьма существенно вырос за это время и профицит федерального бюджета: с 6,9 до 19,2%. Это, конечно, производит благоприятное впечатление, особенно на зарубежных кредиторов. Но беда в том, что примерно в тех же пропорциях сокращаются консолидированные бюджеты регионов и муниципалитетов. В большинстве республик, краев и областей 60-80% доходной части бюджета уходят на выплату заработной платы и жилищно-коммунальное хозяйство. Там забыли, что такое бюджет развития.
Зримо, четко и очень подробно о предстоящей реформе местного самоуправления участникам "круглого стола" рассказал исполнительный директор Центра фискальной политики РФ Г. Курляндская. Со всеми перипетиями формирования бюджета страны на 2003 год ознакомила собравшихся первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету С. Орлова.
Прозвучало на заседании и много других интересных докладов. Все они будут обобщены в Бюджетном комитете Совета Федерации, после чего поступят в правительство РФ и администрацию президента. Так что вчера в Кисловодске в значительной степени определяли вектор финансовой стратегии Российской Федерации на ближайшие годы.
25 декабря 2002 года