06:00, 27 ноября 2002 года

Странности российской ментальности

Июньское наводнение принесло немало горя людям, пострадавшим от него, большие убытки экономике Ставрополья и его бюджету, "выкачало" немало средств и из бюджета федерального. Обо всех перипетиях самой трагедии, о том, что происходило после нее, наша газета рассказывала достаточно подробно. Как и обо всех визитах президента РФ, высоких государственных и политических деятелей в пострадавшие регионы Ставрополья.

Однако именно эта многогранная картина устранения последствий стихии вызывает много вопросов, которые, мягко говоря, не совсем укладываются в привычное русло сочувствия пострадавшим и критики действий властей. То есть, и то, и другое никуда не делось, оно как было, так и присутствует, но есть моменты, которые удивительно не укладываются в рамки времени, в котором живем.

Вот почему наш обозреватель решила "проверить" свои размышления по этому поводу, поговорив с человеком, который в нашем крае с самого начала водной стихии и по сегодняшний день находился и находится в самой гуще событий, решая различные организационные вопросы и иные проблемы устранения ее последствий, ежедневно, без выходных, общается с представителями местных органов власти, со всеми участниками восстановления объектов жизнедеятельности, жилья, с пострадавшими людьми. Это заместитель министра ЖКХ, строительства и архитектуры края Андрей Хусточкин. Их беседу мы и предлагаем сегодня вниманию читателей.

- Андрей Николаевич, природные катаклизмы, как мы знаем, постигают не только нашу страну. Те же наводнения наделали нынче немало бед в Европе, в США цунами под звучными именами смели побережье, и так далее. Но нигде они не стали столь разрушительными еще и для бюджетов стран, регионов, как это водится у нас. Взять тот же Ленск, теперь Юг России, ведь миллиарды ушли на восстановительные работы, помощь людям. А там ущерб им возместили страховые компании... У нас хоть один уничтоженный дом был застрахован?

- В том и дело, что нет. Такие факты нам неизвестны. И это притом, что правительство края уже давно настаивает на, так сказать, поголовном страховании не только жилья, но и других объектов, посевов сельхозкультур. И это правильно, потому что мы уже давно живем в рыночных условиях, при которых вроде бы собственник жилья, газовых или иных коммуникаций, объектов соцкультбыта и так далее должен беспокоиться о своей собственности, предусмотреть различные для нее риски. Проще говоря, застраховаться от пожара, стихии, засухи и так далее. У нас же люди продолжают размышлять по - старому, мол, в случае чего государство поможет. И они, что характерно, в своих ожиданиях не ошибаются: государство действительно помогает, хотя его же потом и винят, что помогает мало...

Вот приведу самого меня удививший пример. Недавно у нас в министерстве с деловым визитом побывала делегация из Германии. Они попросили показать им пострадавшие населенные пункты, и я поехал с ними в Тоннельный и Барсуковскую. Там гостей обступили люди и стали, как всегда, жаловаться, что власти медленно решают их проблемы и не так, как бы им этого хотелось. Немцы были ошеломлены. Но не жалобами, а тем, что за все платит государство. Они рассказали нашим людям, что из казны Германии на помощь пострадавшим от наводнения немцам не было истрачено ни копейки: за все платили страховые компании. Ведь там как отче наш: если купил машину, то главный на нее документ - страховка, имеешь дом, собственную квартиру - то же самое, другое движимое и недвижимое имущество - само собой...

В общем, теперь уже были удивлены наши люди. Хотя за время реформ успели узнать, что такое собственность, даже из рекламы. Это прежде всего твоя ответственность. Но когда это знание перейдет в действие, не знает никто. Тем более что и государство, как видим, пока берет на себя чужую в общем-то для него ответственность.

- Брать-то берет, но тоже настолько странно... Как бы нарочно тормозит помощь людям. Вот скажите, почему принят такой сложный механизм финансирования, в результате которого заказчиками на строительство жилья стали сами пострадавшие, не имеющие понятия о том, как оформить документы, как заключать договоры, как, наконец, самостоятельно финансировать стройку со своих закрытых счетов? Чем не устраивал обычный механизм госзаказа?

- На эти вопросы мне вам ответить трудно. Как говорится, самому хотелось бы знать причины. Если опасались, что разворуют средства, то чем сложнее и длиннее механизм их получения, тем легче их, извините, украсть... Как бы там ни было, все это создало столько проблем, что многие из них не разрешены и сейчас. Представьте себе, что они легли на плечи строителей и местных органов власти: на каждую бумажку нужна подпись пострадавшего, а инстанций десятки. Многие из людей - престарелые и инвалиды: надо возить их десятки раз в банк, БТИ, регистрационную палату и так далее, да еще по сто раз объяснять одно и то же - все к тому же боятся, что их обманут. Вместо стройки - морока.

Или с той же ценой за квадратный метр. Нашим предложениям в Москве не вняли, когда мы просили 7,5 тысячи рублей. Даже специалисты, например, решили, что на селе строить дешевле, чем в городе, хотя на деле получается наоборот: тут самое дорогое - различные инженерные коммуникации, расстояния, на которое приходится тянуть газ и воду, возить материалы и людей.

- Получилось так, что низкая цена квадратного метра сразу отпугнула от участия в строительстве серьезные организация. Не смог себе позволить этого, например, "Ставропольстрой"...

- Это действительно, так. Дома для пострадавших возводят в основном малые и средние строительные фирмы, прошедшие конкурсный отбор. А те крупные, которые и выразили поначалу желание, не выполнили своих обязательств. Например, сорвали задание "Невинномысскстрой" и "Ставропольагропромстрой". Другим тоже не позавидуешь: при низкой цене квадратного метра очень высокие требования к качеству, которое в принципе невозможно обеспечить, используя дешевые строительные и отделочные материалы.

- Все-таки, комиссия по чрезвычайным ситуациям СК рассчитывает к 1 декабря решить проблемы с покупкой жилья на вторичном рынке, построить новое жилье. Однако я не раз присутствовала на ее заседаниях и у меня сложилось впечатление, что не возьми край на себя сразу авансирование, эта задача не была бы выполнена - ведь федеральные средства в полном объеме поступили всего две недели назад...

- Сейчас уже рабочие комиссии приняли 70 процентов построенного жилья, дело за государственными. Конечно, невозможно было бы это сделать, если бы депутаты Госдумы края, правительство сразу после стихии не выделили средства на авансирование работ, если бы, наконец, очень патриотично не поступили организации различного профиля, задействованные на восстановлении разрушенного. Ведь они, по существу, начали работы на свои средства, даже привлекали для этого кредитные ресурсы.

- В общем, я делаю такой вывод: государство помогает пострадавшим, хотя они могут и должны были помочь себе сами. Но механизм этой помощи оставляет все еще желать лучшего, хотя положительный и негативный опыт в стране, на которую в последние годы обрушилось столько стихий, должен был бы способствовать быстрому и эффективному устранению их последствий. Вы с этим можете соглашаться, Андрей Николаевич, или не соглашаться. Я предлагаю опять вернуться к странностям российской ментальности.

Вот на одном из заседаний комиссии по ЧС прозвучала цифра: не могут разыскать около трехсот человек, имеющих свидетельство на право получения нового жилья взамен разрушенного. Было принято решение искать их с милицией. Сейчас узнаем, что многие из них уехали в другие регионы страны и не дают о себе знать... Я для себя не могу этого объяснить: ведь получение свидетельства - это еще не все. Люди же понимают, что они должны выполнять все операции как заказчики строительства, в первую очередь финансовые. Уж главе-то семьи нужно находиться на месте и чтобы власти знали, где он есть...

- Нам, как и вам, тоже непонятно такое отношение. По положению новое жилье дается взамен разрушенного только в том случае, если оно у человека или семьи единственное. В этих случаях, думаем, все иначе - в жилье эти люди не нуждаются. Сейчас по всем им проводятся проверки. Если выяснится, что имеется второе жилье, то свидетельства будут аннулированы. Впрочем, так может случиться и в том случае, если утраченные дома были действительно единственным жильем - заканчивается финансовый год и невостребованные с закрытых счетов средства уйдут туда, откуда пришли - в федеральный бюджет.

Кстати, есть у нас и такая категория пострадавших, которую в этом никак не можем убедить, т.е. в том, что деньги уйдут. Они до сих пор не принимают по ним решения - купить квартиру или дом на вторичном рынке или построить. Так и говорят: сейчас, мол, цены взлетели (что справедливо), мы подождем, пока они упадут, пусть деньги полежат. Вся беда в том, что "лежать" на счетах они не могут: это деньги государственные, а не твои частные... Если им не найдено применение до оговоренного государством срока, то извините, граждане.

- В семьях пострадавших, после наводнения, кто-то умер, кто-то родился. У местных органов власти было в связи с этим немало вопросов - как быть в этих случаях? Кроме того, и при оформлении жилья требуются подписи всех членов семьи...Получены ли разъяснения по этим вопросам от "верхов"?

- По многим так и не получены. По другим получены, но не устраивают людей, потому что поступать с ними приходится несправедливо. Например, дом или квартира построены на двух человек, но один из них умирает. Как тут быть? Наверное, пусть все достается одному - ведь в момент стихии все были живы и одинаково пострадали, лишились общего жилья... Но нам предписывают другое - жилье рассчитывать на оставшихся членов семьи. Многие такие проблемы, очень индивидуальные, на месте решить не можем - средства федеральные, потому все должна разъяснить Москва. Писем мы написали множество, но на многие до сих пор нет ответа.

* * *

...Как бы ни было тяжело разрешать все проблемы, связанные с обеспечением жильем пострадавших, скажу, что у тех, кому оно действительно необходимо, оно будет в установленный срок. На это нацелены властные структуры края. И еще добавлю, что никогда еще государство не выделяло помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий, в таком огромном объеме, как сейчас. Если кто помнит советские времена, тот знает, что в лучшем случае им "светила" комната в общежитии. А сейчас - отдельный дом или квартира. В собственность. Обидно, что некоторые не стремятся приложить даже "бумажные" усилия, чтобы взять их у государства...

Кстати

Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям, зампред краевого правительства Ю. Тыртышов провел очередное еженедельное селекторное совещание с руководителями территорий, пострадавших от июньской стихии.

Проблема поиска пострадавших семей для заключения с ними договоров не решена окончательно даже после подключения органов внутренних дел. Пять семей все еще разыскиваются в Минеральных Водах, десять - в Кочубеевском районе.

Ситуацию со строительством председатель КЧС охарактеризовал как относительно благополучную. Большинство подрядных организаций завершат сдачу жилья рабочим комиссиям до 1 декабря. На проблемные объекты в Кочубеевском районе, Ессентуках и Минеральных Водах перебрасывается "подкрепление" из Георгиевска, Кисловодска и Ставрополя. Государственная приемка жилья в эксплуатацию должна состояться не позднее 25 декабря. К этому времени должны быть сданы не только индивидуальные дома, но и многоквартирные. Более длительные сроки остаются лишь у тех подрядчиков, которые занимаются строительством по индивидуальным проектам с вкладыванием дополнительных собственных средств пострадавших. Это, в частности, касается строительной организации "КамАЗ-сервис", работающей в Минераловодском районе.

«Странности российской ментальности»
Газета «Ставропольская правда»
27 ноября 2002 года