06:00, 27 ноября 2002 года

Российская школа: ПРОФИЛЬ И АНФАС

Недавно в Комитете по образованию и науке Госдумы одобрили концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Чего могут ожидать от этого новшества "мальчишки и девчонки, а также их родители"? Комментирует министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ.

Пожалуй, два самых тяжких греха, в которых обвиняют (и справедливо!) нашу среднюю школу, - это перегрузка учащихся и не слишком высокий уровень знаний выпускников. То есть в сегодняшнюю школьную программу заложен явно чрезмерный объем информации. А с другой стороны, судя по итогам, - недостаточный.

Как выйти из этого противоречия? Наверное, единственный цивилизованный путь, апробированный уже практически во всем мире, - некая “многоступенчатость”, профильность образования. Кстати, они в определенной мере присутствовали и в российской, затем в советской школе. То есть определялся минимальный объем знаний, который необходим каждому человеку для дальнейшего продолжения учебы (в среднем специальном или высшем учебном заведении), и т.д. Формально эта “лесенка” существует до сих пор, однако фактически она уже давно оторвалась от социальных реалий. В результате наша школа, увы, не готовит не только к поступлению в вуз, но и, что значительно хуже, к вступлению в жизнь. Сложилась ситуация псевдоуниверсализма: школа пытается объять необъятное и вкладывает в головы своих питомцев все большие и большие объемы информации практически по всем предметам.

Впрочем, вкладывает ли? По данным исследований, только 50% выпускников осваивают в полном объеме содержание таких предметов, как физика, химия, биология. И это неудивительно, потому что, по другим данным, чтобы воспринять программу полностью, старшеклассник должен посвящать учебе несколько больше 24 часов в сутки...

Безусловно, современный человек должен знать, что Земля стоит не на трех китах. Но насколько необходимы будущему, допустим, музыканту фундаментальные знания в области дифференциально-интегрального исчисления?

Вот для того чтобы избежать перегрузки, а с другой стороны, не плодить невежд с дипломами, мы и предлагаем пойти по пути, по которому с тем или иным успехом уже идут все развитые страны. Устанавливается определенный минимум базового образования. В рамках предлагаемой нами 12-летки это было бы, очевидно, обязательное для всех 10-летнее образование (сегодня, напомню, у нас обязательное 9-летнее образование). Полученного объема знаний должно быть достаточно, чтобы человек мог найти свое место в жизни и, при желании, затем продолжить образование.

Для тех же, кто к окончанию обязательной школы уже определился, предлагается дальнейшее обучение в профильной школе, которая может быть естественно-математической, социально-экономической, гуманитарной или технологической. То есть будущий физик получит возможность как следует приналечь, например, на теорию относительности, будущий журналист сможет изучить творчество своих предшественников за последние сто лет и так далее. Но это не значит, что они будут формироваться исключительно в сфере узкопрофессиональных знаний: каждый профиль предполагает получение достаточного (но не чрезмерного) объема информации, так сказать, общечеловеческого характера, которая также будет варьироваться в зависимости от выбранной специализации.

«Российская школа: ПРОФИЛЬ И АНФАС»
Газета «Ставропольская правда»
27 ноября 2002 года