Ставрополь снова обижает Москва
Вчера в правительстве края состоялось рассмотрение проекта закона о краевом бюджете на 2003 год. Эта работа была резко активизирована после того, как на последнем заседании Госдумы края депутаты высказали обеспокоенность по поводу своевременного представления основного финансового документа края в Думу. В воскресенье законопроект рассматривался на совещании с заместителями председателя правительства. И, как сказал вчера губернатор А. Черногоров, практически все спорные вопросы были сняты.
Однако, как стало ясно в ходе обсуждения на правительстве ,отсутствие споров вовсе не означает согласия с предложенным минфином вариантом, на сегодняшний день это - скорее признание определенной бесперспективности каких-либо дискуссий. На что практически сразу обратила внимание собравшихся зампредседателя правительства края, министр финансов Т. Погорелова.
Общий объем консолидированного бюджета края на 2003 год составляет 15 млрд. 834 млн. 682 тыс. рублей, что на 17 процентов больше, чем в нынешнем году. Однако за этим вроде бы положительным фактом скрывается довольно противоречивая суть. При увеличении собственных доходов в консолидированном бюджете - их доля составит 72,9 процента - край получит существенно меньше средств от федерального центра, чем в 2002 году. Незначительно прирост - всего на 12 процентов, составив 3 млрд. 251 млн. рублей, размер трансферта. В связи с изменением схемы налогообложения сокращаются поступления от разного рода налогов. Уменьшилась сумма, направляемая центром на реализацию федеральных законов. То есть значительно большая доля расходов придется теперь на краевой бюджет. Как было сказано на заседании правительства, например, регионы ничего не получат на финансирование закона о ветеранах. В итоге 467 млн. (по сравнению с 403 в 2002-м) нужно будет отдать из краевого кармана.
Полномочия федеральных и краевых властей в расходовании бюджета также, по словам Т. Погореловой, складываются не в пользу регионов и, в частности, Ставрополья. Нам распределять нечего, заметила министр. Две трети средств, по сути, регулируются федеральным законодательством. Из того, что остается в руках краевых властей, правительство планирует сократить задолженность по детским пособиям. Значительные суммы пойдут на продолжение восстановительных работ в пострадавших от наводнения районах (100 млн. рублей), укрепление системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и т.д. До 95 млн. увеличится фонд субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. В целом бюджет остается социально-ориентированным - 42 процента расходов в нем заложены на образование, здравоохранение. Из разряда новшеств - впервые будут выделены средства на жилье для специалистов в восточных районах края (4 млн. рублей), на уличное освещение, на осуществление столичных функций Ставрополю (10 млн. рублей). Нашло отражение в основном финансовом документе края и празднование юбилея Кавказских Минеральных Вод в следующем году (18 млн. рублей).
Разумеется, представители практически всех министерств и ведомств попытались высказать в адрес минфина свои претензии по поводу недостаточности размеров выделяемых средств. Впрочем, на любые поползновения увеличить цифру по той или иной отрасли ответ был типичным: денег нег. В лучшем случае звучали заверения в полном понимании проблемы и обещания учесть просьбу, если возникнет профицит, то есть дополнительные доходы (между прочим, в нынешнем году все расчеты на профицит пришлось "похоронить"). Не стал исключением в этом плане обмен репликами с представителями минфина президента СГТРК И. Шляхтина. Он обратил внимание на то, что согласно проекту бюджета, краевая программа развития телерадиовещания снова не будет финансироваться, не говоря о полном игнорировании других потребностей компании, связанных с расширением сети вещания. Упоминание об этом было названо неэтичным, дескать, все краевые программы недофинансируются. Впрочем, даже при дефиците средств нашлась возможность значительно увеличить расходы на содержание местных, районных и городских, СМИ.
Несколько, причем весьма жестких, вопросов прозвучали от председателя Госдумы края Ю. Гонтаря и руководителя думского комитета по бюджету А. Яшкунова. В частности. Ю. Гонтарь еще раз поднял проблему увода налогов бюджетообразующих предприятий края, целых отраслей со Ставрополья. По образному выражению губернатора, скоро мы останемся с одними камышами. Практически все экономически значимые объекты осуществляют сегодня налоговые платежи в Москве, в соседних регионах, как это случилось, например, недавно с "Электросвязью". И, как признавались на правительстве чиновники, у края нет механизмов, позволяющих остановить эти процессы. По взаимной договоренности, А. Черногоров и Ю. Гонтарь решили подготовить соответствующие обращения в адрес федеральных властей, а также заручиться поддержкой других субъектов Федерации в том, чтобы остановить финансовое обескровливание регионов.
Впрочем, очевидно, что это лишь первые "пристрелки" по бюджету. Основные дискуссии, в том числе и политические, ожидаются впереди - в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме края. Депутаты, например, уже сейчас не скрывают намерений критически подойти к каждой цифре. Что ж, подождем заседания ГДСК.
12 ноября 2002 года