Ну очень живые классики
Не знаю, создадут ли когда-нибудь музеи-заповедники в загородных домах Виктории Токаревой и Владимира Маканина, но то, что участие этих двух живых классиков отечественной литературы в работе проходящей в Пятигорске общероссийской конференции "Литературные музеи на пороге XXI века" придало ей особый блеск - это несомненно.
Пятигорчане смогли пообщаться с популярными авторами на творческой встрече в центральной городской библиотеке и во время экскурсий-путешествий гостей по Кавминводам, посещения Пятигорского театра оперетты, Кисловодского театра-музея "Благодать".
Виктория Токарева, чьими удивительными рассказами и повестями о любви и желании изменить свою жизнь зачитывалась (и продолжает это делать) вся женская половина населения России, - обаятельна, непосредственна, источает блестящие экспромты направо и налево и чуть-чуть капризничает. Она - звезда и правомерно осознает себя таковой, но при этом утверждает, что творчество без наличия комплексов невозможно. (По-детски восхищается своим номером-люксом в санатории: "Какие там Карловы Вары, на Кавминводах - лучше!").
Ее величают писателем и кинодраматургом, но она, по чьим сценариям сняты "Джентльмены удачи", "Мимино" и другие популярные фильмы, говорит: "Если у человека есть литература, зачем ему кино?". Сейчас по ее повести "Стрелец" снимается фильм, но она не стала заниматься сценарием. Кино разрушено, ушли деньги, ушел прокат. Токарева тут же вспоминает о своей подруге, связанной с кинопроизводством, и с которой она избегает ходить по престижным тусовкам: завидев очередного "олигарха", та сразу приступает к попыткам растрясти его кошелек. Возможно, Токарева когда-нибудь напишет и об этом: "Я никогда не общаюсь как писатель, я общаюсь со всеми как обыватель, и жизнь сама дает мне сюжеты... Жизнь у писателя, как у пчелы, - перелетает с цветка на цветок, соприкасается с ними, ну а мед - страницы наших книг...".
Хотя и пишет она всю жизнь о женских судьбах, феминизма не признает и шутит: "Мужчина - царь природы, говорите ему об этом почаще, с вас не убудет. А феминизм придумали, чтобы облегчить участь женщины. Мой муж и без феминизма понимает, что если он не вымоет посуду, ее не вымоет никто...".
К политике у Виктории Самойловны отношение, которое можно было бы охарактеризовать, как: ты меня не трогай, а я не буду трогать тебя. Смеется, рассказывая: "Когда началась перестройка, мне предложили вести "Кинопанораму", и я подумала, что-то случилось со страной! Когда же позвали на должность министра культуры, поняла - пришли другие времена, и к старому возврата нет". Посмеялась она в свое время и над предложенной ей зарплатой министра - талант и творчество дают ей все, что нужно в жизни, тем более что ВОАП - пугала всех советских писателей, которое было призвано охранять их авторские права, а на деле обирало до нитки налогами, уже давно нет, и у Виктории Токаревой, как и у Маканина, свои литературные зарубежные агенты, которые несут свой "мед" в их улей.
Их роднит и то, что зять Виктории Токаревой Валерий Тодоровский снял фильм по повести Маканина "Человек с флейтой". Но Виктория Самойловна, как она сама говорит, "исторический оптимист", а Владимир Маканин и пишет, и общается в более минорном тоне, хотя свое "место под солнцем" (это, к слову, название одного из его произведений) и на земле, и на литературном небосклоне он обрел. Владимир Семенович - лауреат Госпремии России, его книги издаются во Франции, Германии, Испании, Италии и других странах.
Но он старше и, возможно, ему больше досталось в этой жизни. Приехал с Урала в середине пятидесятых годов учиться в Москву, стал математиком и честно отработал по распределению пять лет. Первое издание под его фамилией было "в тему" и называлось "Динамические программы, или Теория расписания". А потом он написал "Прямой путь", по которому сняли фильм, позже были "Где сходилось небо", "Утрата", "Андеграунд, или Герой нашего времени" в соавторстве с писателем Петровичем. Критики говорили о его литературном одиночестве - он никогда не примыкал ни к каким группировкам.
Сейчас Маканин пишет, а журнал "Новый мир" публикует серию новелл, которые войдут в книгу "Высокая луна": о взбесившемся мире, преследующем стариков, о сексе и психушках - причем в его героях не только простые смертные, но и президенты, которых, сняв "с престола", судит и распинает толпа. "Почитайте, - сказал он, печально глядя на меня, - получите удовольствие...".
Владимир Семенович говорит, что ныне голос писателя слаб, что Россия потеряла того великого читателя, который некогда у нее был. Маканин не любит телевизор и, в частности, теленовости, называет ТВ наркотиком, потребность в дозировке которого у большинства населения растет изо дня в день. Маканин удивляется: "Они смотрят новости в 18 часов, а в 19 переключаются на другой канал. Вы что и в 20 часов будете их смотреть? Будем обязательно, отвечают мне...".
У него за рубежом есть друзья, в семьях которых такое кредо - до 15 лет детей к телевизору не допускать. А Виктория Токарева, глядя на своего внука, убеждена, что пришло время, когда молодежь поняла, что учиться и иметь образование - это престижно и круто.
Встреча с двумя знаменитостями оставила очень добрые впечатления. Хорошо, что в эти сентябрьские дни оба они оказались в Пятигорске под пристальной и восторженной лупой нашего внимания. Спасибо председателю Совета конгресса российской интеллигенции Сергею Филатову, привезшему их в Пятигорск. Общение с литературными кумирами стало настоящим подарком пятигорчанам.
20 сентября 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
