06:00, 20 сентября 2002 года

Ну очень живые классики

Не знаю, создадут ли когда-нибудь музеи-заповедники в загородных домах Виктории Токаревой и Владимира Маканина, но то, что участие этих двух живых классиков отечественной литературы в работе проходящей в Пятигорске общероссийской конференции "Литературные музеи на пороге XXI века" придало ей особый блеск - это несомненно.

Пятигорчане смогли пообщаться с популярными авторами на творческой встрече в центральной городской библиотеке и во время экскурсий-путешествий гостей по Кавминводам, посещения Пятигорского театра оперетты, Кисловодского театра-музея "Благодать".

Виктория Токарева, чьими удивительными рассказами и повестями о любви и желании изменить свою жизнь зачитывалась (и продолжает это делать) вся женская половина населения России, - обаятельна, непосредственна, источает блестящие экспромты направо и налево и чуть-чуть капризничает. Она - звезда и правомерно осознает себя таковой, но при этом утверждает, что творчество без наличия комплексов невозможно. (По-детски восхищается своим номером-люксом в санатории: "Какие там Карловы Вары, на Кавминводах - лучше!").

Ее величают писателем и кинодраматургом, но она, по чьим сценариям сняты "Джентльмены удачи", "Мимино" и другие популярные фильмы, говорит: "Если у человека есть литература, зачем ему кино?". Сейчас по ее повести "Стрелец" снимается фильм, но она не стала заниматься сценарием. Кино разрушено, ушли деньги, ушел прокат. Токарева тут же вспоминает о своей подруге, связанной с кинопроизводством, и с которой она избегает ходить по престижным тусовкам: завидев очередного "олигарха", та сразу приступает к попыткам растрясти его кошелек. Возможно, Токарева когда-нибудь напишет и об этом: "Я никогда не общаюсь как писатель, я общаюсь со всеми как обыватель, и жизнь сама дает мне сюжеты... Жизнь у писателя, как у пчелы, - перелетает с цветка на цветок, соприкасается с ними, ну а мед - страницы наших книг...".

Хотя и пишет она всю жизнь о женских судьбах, феминизма не признает и шутит: "Мужчина - царь природы, говорите ему об этом почаще, с вас не убудет. А феминизм придумали, чтобы облегчить участь женщины. Мой муж и без феминизма понимает, что если он не вымоет посуду, ее не вымоет никто...".

К политике у Виктории Самойловны отношение, которое можно было бы охарактеризовать, как: ты меня не трогай, а я не буду трогать тебя. Смеется, рассказывая: "Когда началась перестройка, мне предложили вести "Кинопанораму", и я подумала, что-то случилось со страной! Когда же позвали на должность министра культуры, поняла - пришли другие времена, и к старому возврата нет". Посмеялась она в свое время и над предложенной ей зарплатой министра - талант и творчество дают ей все, что нужно в жизни, тем более что ВОАП - пугала всех советских писателей, которое было призвано охранять их авторские права, а на деле обирало до нитки налогами, уже давно нет, и у Виктории Токаревой, как и у Маканина, свои литературные зарубежные агенты, которые несут свой "мед" в их улей.

Их роднит и то, что зять Виктории Токаревой Валерий Тодоровский снял фильм по повести Маканина "Человек с флейтой". Но Виктория Самойловна, как она сама говорит, "исторический оптимист", а Владимир Маканин и пишет, и общается в более минорном тоне, хотя свое "место под солнцем" (это, к слову, название одного из его произведений) и на земле, и на литературном небосклоне он обрел. Владимир Семенович - лауреат Госпремии России, его книги издаются во Франции, Германии, Испании, Италии и других странах.

Но он старше и, возможно, ему больше досталось в этой жизни. Приехал с Урала в середине пятидесятых годов учиться в Москву, стал математиком и честно отработал по распределению пять лет. Первое издание под его фамилией было "в тему" и называлось "Динамические программы, или Теория расписания". А потом он написал "Прямой путь", по которому сняли фильм, позже были "Где сходилось небо", "Утрата", "Андеграунд, или Герой нашего времени" в соавторстве с писателем Петровичем. Критики говорили о его литературном одиночестве - он никогда не примыкал ни к каким группировкам.

Сейчас Маканин пишет, а журнал "Новый мир" публикует серию новелл, которые войдут в книгу "Высокая луна": о взбесившемся мире, преследующем стариков, о сексе и психушках - причем в его героях не только простые смертные, но и президенты, которых, сняв "с престола", судит и распинает толпа. "Почитайте, - сказал он, печально глядя на меня, - получите удовольствие...".

Владимир Семенович говорит, что ныне голос писателя слаб, что Россия потеряла того великого читателя, который некогда у нее был. Маканин не любит телевизор и, в частности, теленовости, называет ТВ наркотиком, потребность в дозировке которого у большинства населения растет изо дня в день. Маканин удивляется: "Они смотрят новости в 18 часов, а в 19 переключаются на другой канал. Вы что и в 20 часов будете их смотреть? Будем обязательно, отвечают мне...".

У него за рубежом есть друзья, в семьях которых такое кредо - до 15 лет детей к телевизору не допускать. А Виктория Токарева, глядя на своего внука, убеждена, что пришло время, когда молодежь поняла, что учиться и иметь образование - это престижно и круто.

Встреча с двумя знаменитостями оставила очень добрые впечатления. Хорошо, что в эти сентябрьские дни оба они оказались в Пятигорске под пристальной и восторженной лупой нашего внимания. Спасибо председателю Совета конгресса российской интеллигенции Сергею Филатову, привезшему их в Пятигорск. Общение с литературными кумирами стало настоящим подарком пятигорчанам.

Виктория ТРИСКО
«Ну очень живые классики»
Газета «Ставропольская правда»
20 сентября 2002 года