В очень жестком режиме прошло селекторное совещание в ГУВД СК, которое вел замначальника краевого управления – начальник милиции общественной безопасности полковник Валерий Скиба. Начальники МОБ и руководители службы ГАИ городских и районных отделов внутренних дел в полной мере оценили, что такое настоящая требовательность.

Речь шла в основном о доверии ставропольчан к стражам дорог, хотя, говоря официальным языком повестки дня, тема была сформулирована более обширно: "О принимаемых мерах, направленных на стабилизацию обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствовании деятельности ГАИ и укреплении доверия участников дорожного движения к службе. О проделанной работе по реализации требований указания министра внутренних дел Российской Федерации от 10.08.2001 года".

В докладе и.о. начальника УГАИ ГУВД СК полковника Василия Дагаева были озвучены вопиющие факты и прозвучали столь резкие оценки, какие, по-моему, ни разу еще не предавались гласности в присутствии представителей СМИ. Впрочем, наверное, такой подход оправдан. Ведь с момента издания указа президента о реформировании службы государственной автомобильной инспекции прошло уже четыре года. Но заметных положительных сдвигов в организации работы пока нет. Это ощущают и жители края, и отчетливо понимают руководители краевого управления ГАИ.

Напомню, что президент поставил тогда две основные задачи: совершенствование деятельности государственной инспекции и укрепление доверия участников дорожного движения к службе. Но о каком доверии наших сограждан может идти речь, подчеркнул Василий Дагаев, если в полном объеме их безопасность на автодорогах и улицах края не обеспечивается? С начала года до конца августа в автоавариях погибли свыше 300 человек, более 2000 участников дорожного движения получили телесные повреждения различной степени тяжести. Вывод неутешителен: все это результаты существенных недоработок и упущений в организации работы как территориальных, так и строевых подразделений Госавтоинспекции. В ходе подготовки к селектору выяснилось, что в некоторых подразделениях личный состав ГАИ знает об указе президента только понаслышке, а детально он за четыре года так и не изучен. Более того, МВД ставит задачу ввести во всех районных подразделениях ГАИ должности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения, а в некоторых РОВД (как пример был назван Апанасенковский) были сокращены должности инспектора по пропаганде и старшего инспектора дорожно-патрульной службы. Хотя положение в этом районе благополучным не назовешь.

Впрочем, отрицательных примеров было приведено более чем достаточно. В Георгиевске два подряд дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли и пострадали люди, произошли из-за отсутствия дорожного знака "Уступи дорогу". Василий Дагаев убежден, что эти ЧП – результат бездеятельности руководителей милиции общественной безопасности и ГАИ этого отдела милиции. А в Арзгирском РОВД даже должностные инструкции инспектора ДПС не обновлялись с 1998 года.

Во многих подразделениях ГАИ начальники просто не руководят своими подчиненными. Только в августе сотрудники контрольно-профилактического отдела выявили несколько таких фактов. В Георгиевске инспектор ДПС в двенадцатом часу ночи самовольно забрал из подразделения автомобиль "ДЭУ-эсперо" якобы для ремонта. В Нефтекумске был брошен без присмотра патрульный автомобиль с оставленными в замке зажигания ключами. А в нем между тем находились два бронежилета, подсумок со снаряженными магазинами (90 патронов), две папки с административными материалами. В это время "бдительно" несущие службу инспектора ДПС разгуливали по магазинам.

Бывают и вообще странные случаи "несения службы". В Советском районе, например, инспектор по розыску ОГАИ остановил рейсовый автобус, никакой проверки не провел, и автобус продолжил путь. Через 150 метров автобус вновь остановил другой экипаж. Инспектора ДПС собрали паспорта пассажиров, просмотрели их. Но вот не увидели явного несоответствия фотографии в паспорте и личности одного из пассажиров. А был это сотрудник управления ГАИ, осуществляющий негласную проверку.

"Такими действиями вы, – обратился к подчиненным Василий Дагаев, – не только не укрепляете доверие к службе, а вызываете у населения явное отвращение к ней". И это касается не только дорожно-патрульной службы.

В не менее критическом ключе было построено и выступление начальника отдела розыска УГАИ ГУВД СК полковника Николая Зубченко, проанализировавшего эффективность работы подразделений ГАИ края в ходе проведения оперативно-профилактической операции "Вихрь-антитеррор".

А вот начальники МОБ и служб ГАИ, отчитывающиеся на селекторе, как мне показалось, так и не поняли, что период победных реляций давно закончился. Кто-то пытался в цифрах "утопить" проблему, кто-то откровенно выкручивался и даже врал. Но не получилось. Валерий Скиба категорически пресек такой подход. Несколько раз в отношении конкретных руководителей прозвучало, что если недостатки исправлены не будут, то придется искать другую работу. И это не начальственные пугалки. Доверие населения ни бумажными отчетами, ни словами не заработать. Только конкретные дела каждого сотрудника ГАИ могут стать его слагаемыми.

Валентина ЛЕЗВИНА

Доверие, как твой характер крут! / Газета «Ставропольская правда» / 31 августа 2002 г.