Малый бизнес может больше
function ShowWindow(foto,XWidth,YHeigth) { FotoWindow=window.open(foto, "_foto", "resizable=no,menubar=no,status=no,scrollbars=no,width="+XWidth+",height="+YHeigth); }
Вчера на Ставрополье побывал с краткосрочным визитом президент Торгово-промышленной палаты России, известный политик Евгений Примаков. Как он сам сформулировал цели поездки журналистам - прежде всего передать гуманитарную помощь детским домам пострадавших от стихии регионов (в край он привез 1700 комплектов постельного белья и принадлежностей), пообщаться со "старым товарищем" - губернатором А. Черногоровым и встретиться с представителями малого бизнеса края и Юга России.
Встрече с бизнес-элитой краевые власти уделили особое внимание и тщательно к ней подготовились. О состоянии этой сферы краевой экономики довольно подробно доложили первый замминистра экономического развития и торговли края Н. Иванов, председатель Торгово-промышленной палаты Ставрополья В. Набатников. Основные проблемы малого бизнеса обрисовал до этого в краткой беседе те-а-тет с Е. Примаковым и сам губернатор. По признанию краевых властей, роль малого и среднего бизнеса в экономике Ставрополья растет. И все же, несмотря на видимые позитивные перемены, они вынуждены цитировать высказывание самого Примакова о том, что общая ситуация здесь катастрофически плохая. Картину дополнили сами предприниматели конкретными примерами того, как государство, декларируя на словах поддержку бизнесу, на деле просто душит курицу, несущую золотые яйца. Как это ни парадоксально, но просили они немногого - стабильности в законодательстве, понятной и предсказуемой налоговой политики. Как стало ясно из выступлений, по-прежнему самый главный бич для бизнеса - всевозможные проверки и наиболее страшная их разновидность - "рэкет в погонах", как выразился глава Торгово-промышленной палаты России. К сожалению, принятый закон, популярно именуемый "о защите от проверок", не действует... А что сделали краевые власти, чтобы оградить от них предпринимателей, Е. Примаков прервал сетования губернатора на эту тему. У региональных властей, в том числе у законодательной, здесь достаточно полномочий, чтобы навести порядок, считает он. Вообще в ходе встречи Примаков не жалел критических замечаний - ни для федеральных структур, в том числе возглавляемой им палаты, ни для краевых.
Лишь недавно сменилось руководство Торгово-промышленной палаты Ставропольского края. Ее деятельность вызывала критику не только у властей, палата не была востребована по-настоящему и у предпринимателей. Она объединяет всего около 100 предприятий, в то время, как, например, в аналогичную структуру Краснодарского края входят более 2,5 тысячи фирм. Так не годится, резюмировал Е. Примаков.
Предприниматели, конечно, не были бы предпринимателями, если бы не постарались "выжать" из этого визита по-максимуму. В ходе встречи они "застолбили" вопросы, которые Примаков мог бы решить как руководитель Торгово-промышленной палаты России, и как политик, пользующийся на федеральном уровне авторитетом и влиянием. Например, как стало известно из кулуарных разговоров, на эту встречу возлагалась задача попытаться привлечь возможности Торгово-промышленной палаты России в реализации богатого урожая зерна, собранного в этом году на Ставрополье. Еще одна специфическая просьба, прозвучавшая от имени ставропольских бизнесменов, - посодействовать преодолению на федеральном уровне стереотипа в отношении Ставрополья как непривлекательной для предпринимательства территории. Особо находчивые попытались задеть патриотические струнки в душе Е. Примакова, напомнив о родственной связи его семьи с краем. Действительно, не скрывал в беседе с журналистами известный политик, его супруга, хоть и родилась в Комсомольске-на-Амуре, закончила школу и институт в Ставрополе. Она тоже, кстати, приехала вчера с мужем на малую родину и тут же поспешила навестить знакомых, могилы родных.
Е. Примаков пообещал, что все, что от него зависит, он сделает, в том числе постарается помочь в разрешении конкретных вопросов и проблем, поставленных в записках, которые поступили к нему во время совещания. В то же время он совершенно ясно дал понять, что основная часть работы по поддержке малого бизнеса может быть сделана на местах, и что в этом смысле краю нужно не смотреть наверх, а больше работать самому.
7 августа 2002 года