За землю взяться страшно
Самым заметным политическим событием последних дней можно назвать состоявшееся вчера заседание Госдумы края – последнее перед парламентскими каникулами. Новая Дума, запомнившаяся за первые полгода работы довольно скучным для публики единодушием, наконец, разразилась серьезными дискуссиями и принесла ряд важных законодательных новостей. Прежде всего в двух главных вопросах – о земле и о власти. Оставив в "тени" даже традиционно острый - финансовый.
Итак, о власти. Новость номер один: депутаты приняли ряд поправок в Устав края, в том числе по поводу срока полномочий высшего должностного лица исполнительной власти – губернатора Ставрополья. Как известно, его пребывание у власти предыдущим составом Думы было ограничено двумя сроками. Но, как недавно подтвердил Конституционный суд РФ, рассматривавший этот вопрос применительно ко всем главам регионов, отсчет двух сроков может вестись с октября 1999 года, то есть вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Таким образом, нынешний глава исполнительной власти края А. Черногоров получает возможность, помимо своего нынешнего пятилетнего срока полномочий, еще раз участвовать в выборах и в случае победы губернаторствовать до 2010 года. Депутаты проголосовали единодушно "за".
Однако, как показало вскоре обсуждение другого вопроса, далеко не все так гладко во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей. Еще на заседании ГДСК в начале июня губернатор предложил на рассмотрение депутатов изменения в краевой закон о системе органов государственной власти. В них предлагалось исключить ограничения на право создавать территориальные подразделения исполнительной власти в городах краевого значения. Возникший тогда стихийный протест муниципалов, поднявших шум против этой поправки, закончился тем, что Дума рекомендовала губернатору не предпринимать шагов в этом направлении до тех пор, пока ситуацию не прояснит федеральное законодательство. На вчерашнее заседание попал тот же самый законопроект, но в довольно любопытном виде. Одна статья разрешила иметь территориальные органы исполнительной власти, в том числе и в городах краевого значения, другая - запрещает их создавать до появления федеральных законов, которые урегулируют разделение полномочий между госвластью и органами местного самоуправления. Таким образом, как объяснил председатель ГДСК Ю. Гонтарь, достигнут компромисс, в результате которого узаконено существование гостерадминистраций в Минераловодском, Буденновском и Георгиевском районах (в соответствии с действовавшими до сих пор нормами они не были легитимны, а значит, в случае судебного заседания, которое могло быть назначено уже на ближайший понедельник по иску прокурора края, последовали бы непредсказуемые правовые последствия – например, признание решений этих органов власти незаконными и т. д., и т. п.).
Компромисс, впрочем, многим не понравился. Прежде всего - муниципальным образованиям, например минераловодцам, где госадминистрация осталась. Представители органа местного самоуправления проинформировали краевую Думу, что планируют визит к президенту РФ В. Путину с просьбой разрешить в их территории проблему двоевластия. Не понравилась идея и городам краевого значения, где пока госадминистраций нет, но теперь такая вероятность появляется. Их точку зрения озвучил глава Невинномысска А. Семенченко: народ две головы не прокормит.
Еще одну бурную дискуссию вызвал законопроект, внесенный депутатами-аграрниками – А. Шияновым, В. Коваленко, Д. Рабочим, А. Бобровым, – "Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края". Как уже обращала внимание наша газета, с той самой минуты, как стала очевидна вероятность принятия федерального закона об обороте земель сельхозназначения, обострилось все, что имеет мало-мальское отношение к вопросам собственности на землю. Теперь закон принят, и схватки стали бескомпромиссными. Настолько, что аграрная сердцевина депутатского корпуса краевой Думы раскололась. Суть предложенного законопроекта проста. В крае на настоящий момент 250 тысяч гектаров земли, или 25 тысяч земельных долей, хозяева которых не оформили свое право собственности надлежащим образом. Законопроект, во-первых, позволяет установить на этих землях настоящих хозяев - право определить принадлежность земельных долей получают сельхозпредприятия. Во-вторых, он дает возможность избежать штрафных санкций, которые вводятся федеральным законом за незаконное использование этих самых долей. Документ, по мнению А. Шиянова, – абсолютно в интересах ставропольских земледельцев, так как в случае отказа от регулирования на краевом уровне это произойдет в соответствии с федеральными нормами. И тогда повлиять на судьбу земельных долей возможности не будет. Почему-то часть депутатов – В. Жиганов, И. Богачев – сочли, что закон закладывает мину под коллективные сельхозпредприятия: дескать, он потребует выделения долей в натуре, то есть проведения границ, дальше в ход пошли рассказы про распродажу земель, недр и прочие страшилки, вплоть до упоминания вил, которые якобы уже наготове у крестьян. В итоге закон отложили и решили сначала вынести его на широкое обсуждение.
Весьма важным был и закон о поправках в бюджет на 2002 год в связи со стихийным бедствием. Изменения, предложенные согласительной комиссией правительства и Госдумы, полностью изменили концепцию основного финансового документа, изначально бездефицитного. Теперь размер дефицита краевого бюджета – 300 млн. рублей. Источник его покрытия – ссуды федерального бюджета. На их погашение, в свою очередь, будут направлены сверхплановые доходы с территорий, не пострадавших от стихии. На 94 млн. приостановлено финансирование расходов по отдельным статьям бюджета, но к нему депутаты вернутся в ноябре.
На заседании был принят также целый ряд других важнейших для края документов. Это долгожданный закон о Госдуме края, об ответственности должностных лиц за невыполнение законов и других правовых актов Ставропольского края, о нормах предоставления земельных участков, об упорядочении выпаса сельскохозяйственных животных и птицы на территории края. В первом чтении принят законопроект "О защите прав пациентов в Ставропольском крае".
Под занавес Дума назначила уполномоченного по правам человека. Предложений было два – А. Селюков, бывший прокурор края, и В. Красуля, лидер краевого отделения партии "Союз правых сил". Поскольку кандидатура В. Красули была внесена не в установленном порядке, остался один – А. Селюков, который и победил единогласно. С поддержкой этой кандидатуры выступил от имени координационного совета правоохранительных органов Ставрополья прокурор края Р. Адельханян. По его словам, эта кандидатура на должность уполномоченного – "выверенная и точная", А. Селюков – не просто профессионал высокого класса, но исключительно порядочный и честный человек. Судя по результатам голосования, депутаты с этим согласны.
26 июля 2002 года