На 25 июля намечен старт рекордного беспосадочного перелета на сверхлегком летательном аппарате "Скарабей" из Санкт-Петербурга в Москву.

Это новый проект пятигорчанина А. Бегака и его команды. Несмотря на молодость, Александр уже широко известен как парашютист, путешественник, воздушный оператор.

На его счету прыжки с парашютом на Северный и Южный полюсаы Земли, на вершину высочайшей горы Европы – Эльбруса.

Перед отъездом в Санкт-Петербург А. Бегак встретился в Пятигорске с журналистами.

– Почему именно из Санкт-Петербурга в Москву, и вообще – как появилась эта задумка?

– 90 лет назад авиаторы-романтики совершили первый в истории дальний перелет по маршруту Санкт-Петербург – Москва. По тем временам это был авантюрный поступок. Из восьми экипажей до Ходынского поля долетел только один.

Однажды во время полета из Москвы в Минводы мы с генеральным директором "Кавминводыавиа" Василием Бабаскиным сидели рядом и разговаривали об истории авиации. И вот тут-то возникла идея возродить дух романтизма: совершить перелет на чем-то таком, что будет лететь так же долго, как в начале прошлого века. Большие скорости уже всем доступны, а вот на малых летать достаточно сложно, тяжело и даже опасно: в приземном слое очень высокая турбулентность. И вот я задался целью создать аппарат, который смог бы без посадки, со скоростью 40-50 километров в час преодолеть расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы, то есть 720 километров.

– Что из себя представляет "Скарабей" и кто вам помогал его строить?

– Проектировали паралет в Московском авиационном институте, где я учусь на пятом курсе. В основном – мои друзья, студенты. Сотрудники института и Российского космического агентства разрабатывали детали и узлы системы жизнеобеспечения, предусматривающей достаточно комфортные условия для пребывания на борту в течение суток.

Капсула изготовлена из сверхпрочных пластиковых материалов, аналогичных тем, что используют для болидов "Формулы-1". Отливали корпус в Пятигорске в нашей лаборатории при содействии городской авиамодельной лаборатории. Многие детали из дюр-алюминиевых и алюминиевых сплавов выделило ГУАП "Кавминводыавиа". Топливный бак рассчитан на 96 литров горючего, есть проблесковые и габаритные огни, фары.

Купол похож на обычный параплан. Но он адаптирован именно к этому аппарату – усилены стропы, немного изменена геометрия. На борту два компьютера. Один показывает все летные характеристики, второй позволяет вес-ти прямой эфир в режиме он-лайн, передавать картинку в Интернет и на ПТС, которая ретранслирует ее в Останкино. Установлены радио- и спутниковый телефоны, радиостанция. Кроме того, космонавты предоставили легкий полетный костюм, оснащенный датчиками контроля за состоянием здоровья.

– Как будет проходить полет, и почему старт намечен на 11 вечера?

– Во-первых, стартовать лучше, когда атмосфера спокойна. А это обычно бывает к вечеру. Во-вторых, прохладно, что позволяет двигателю работать более устойчиво, на максимальных режимах. А это очень важно, поскольку на старте у меня будет большой перегруз. Возможно, пожертвую кое-каким оборудованием, но горючее залью до самого колпачка.

С 11 вечера до 9 утра, в спокойной атмосфере намечаю пролететь максимум. Ну а дальше уже – как получится. Маршрут пройдет над федеральной трассой Е-95. Во время полета буду вести прямые теле- и радиорепортажи. Попытаюсь также наладить связь с командиром Международной космической станции Валерием Корзуном. Кстати, на днях, совершая тренировочный полет над Пятигорском, я установил с ним связь. Командир МКС является почетным постовым Поста N1 нашего города. Он просил передать привет пятигорчанам от себя и от всего экипажа.

Пробные полеты на 40, 60 и 100 километров показали, что пилотировать паралет в течение суток будет очень тяжело. Но, думаю, мы справимся. Я говорю "мы", потому, что у нас команда из 10 человек: это и пятигорчане, и ребята из МАИ.

Николай БЛИЗНЮК

Небесный тихоход: сквозь время и пространство / Газета «Ставропольская правда» / 24 июля 2002 г.