Помещиков быть не должно
11 июля комитет Государственной Думы Ставропольского края по аграрным вопросам, земле, продовольствию и землепользованию (председатель В. Коваленко) провел заседание "круглого стола" по вопросам использования земельных долей, а также упорядочения выпаса сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края. В нем приняли участие депутаты ГДСК, главы районных государственных администраций и муниципальных образований ряда районов, представители министерств сельского хозяйства и финансов СК, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, сельскохозяйственных предприятий.
За прошедшие десять лет преобразований в агропромышленном комплексе края произошли существенные изменения не только организационно-правовой формы бывших колхозов и сов-хозов, но и земельных, имущественных отношений хозяйствующих субъектов. В ходе земельной реформы создан класс собственников земли. Сегодня в крае насчитывается свыше 340 тысяч владельцев земельных паев и около 15 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, практически каждая сельская семья имеет личное подсобное хозяйство, а городская - дачный или садово-огородный участок.
В частном секторе сейчас производится почти 100 процентов овощей и картофеля, 69 – молока, 66 – мяса и 63 – яиц. В нем содержится более половины из двухмиллионного поголовья сельскохозяйственных животных и из одиннадцатимиллионного поголовья птицы.
Естественно, что скот и птица требуют ежедневного кормления, пастьбы, выгула, передвижения и т.д. Это нередко сопряжено с потравой посевов, сенокосов, пастбищ, с повреждением насаждений, что, в свою очередь, становится предметом имущественных споров между владельцами земли и скота.
В этой ситуации органам местного самоуправления и правопорядка, куда в первую очередь обращаются граждане, бывает трудно определить виновность той или иной стороны, меру ответственности. Получается, что назрела жизненная необходимость принять законодательные нормы, направленные на упорядочение выпаса (прогона) сельскохозяйственных животных и птицы, а также на обеспечение охраны принадлежащих конкретному собственнику сельскохозяйственных угодий и насаждений от потравы, повреждения или уничтожения.
По мнению депутатов и других участников "круглого стола", необходимо дать больше самостоятельности органам местного самоуправления и районным государственным администрациям в установлении мест и условий выпаса (прогона) сельскохозяйственных животных и птицы. Для сохранения плодородия почвы, фауны и флоры естественных пастбищ, благополучной эпизоотической обстановки этим управленческим структурам следует предоставить право установления предельных норм нагрузки на пастбища и сроков их использования. Необходимо установить и единую на всей территории края ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушения правил выпаса (прогона) сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе повлекшие потравы посевов, сенокосов, пастбищ или уничтожение насаждений.
Государственная Дума Ставропольского края на своем заседании 4 июля приняла Закон "Об упорядочении выпаса сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края" в первом чтении, т.е. согласилась с его концепцией.
Второй вопрос, вынесенный на обсуждение "круглого стола", касался упорядочения использования невостребованных и неиспользуемых земельных долей. Как мы знаем, в ходе приватизации земель бывших колхозов, совхозов, иных сельскохозяйственных организаций в собственность граждан была передана земельная доля. Однако среди новых собственников до сих пор есть такие, кто не получил свидетельство о праве собственности на долю или свидетельство о регистрации прав на недвижимое имущество, не заключил договор на передачу земли в аренду, т.е. не воспользовался своим правом распорядиться земельной долей, не потребовал выделения земельной доли из общей собственности для ее самостоятельной обработки.
По имеющимся данным, общая площадь таких долей в крае составляет 255 тыс. гектаров, или около пяти процентов всех земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с указом президента РФ от 07.03.96 основной арендатор (как правило, бывший колхоз) 6 марта 2002 года потерял право на использование невостребованных и неиспользованных долей, и теперь они остались без юридически ответственного собственника. Российское же законодательство не дает ответа, как поступать в этой ситуации. В Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прописана процедура изъятия невостребованных долей в судебном порядке. Однако там не определен порядок их обособления, не сказано и о том, что указанные земли должны в первую очередь предоставляться безземельным гражданам.
Исполнение федерального закона зависит от позиции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, т.е. прописана норма, согласно которой он вправе (но не обязан) обратиться в суд с иском о признании права собственности края на данные земли. Органы местного самоуправления, которые ближе всего к земле и людям, не имеют юридической возможности обособлять такие земли без соответствующего краевого закона.
Решение этой проблемы предлагает проект краевого закона "Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края", внесенный депутатами А. Бобровым, В. Коваленко, Д. Рабочим и А. Шияновым. Он не ставит целью лишить кого-либо прав на землю. Он лишь упорядочивает ответственность за те земли, формальные собственники которых не собираются принимать участие в судьбе земельных участков. Люди должны определиться: или, пользуясь землей, извлекая выгоду, нести ответственность за надлежащее ее использование, или расстаться с ней. Помещиков, придерживающих землицу до лучших времен, на территории края быть не должно, считают депутаты. Вместе с тем решение о прекращении прав на землю будет принимать только суд с учетом всех конкретных обстоятельств.
Отнесение земельных долей к разряду неиспользованных или невостребованных должно производиться на основании закона, после проведения инвентаризации земель. Важно, что у нас есть возможность установить законом Ставропольского края норму, согласно которой за счет неиспользованных и невостребованных долей можно наделить земельными участками безземельных работников сельхозпредприятий, тех, кто в силу различных обстоятельств был незаслуженно обделен. А значит, восстановить справедливость. Об этом и шла речь на заседании "круглого стола".
13 июля 2002 года