"Медвежий угол" в центре мира
В этот день очередная группа курсантов некоммерческого проекта "Поколение.ru" компании "Юкос" закончила обучение в Ставропольском региональном центре Федерации Интернет Образования. О самом проекте, который предусматривает обучение Интернет-технологиям до четырех тысяч ставропольских учителей, мы уже писали. Было интересно поговорить с теми, кто вкусил плоды Интернет-образования. Что дает оно учителю сегодняшней школы?
И вот после торжественного вручения документов об окончании курса, после праздничных поздравлений и слов благодарности выпускников в адрес центра пятеро уже бывших курсантов и два руководителя СтавРЦИО по нашей просьбе собрались в кабинете директора центра.
В "круглом столе" приняли участие: директор СтавРЦИО Ирина Щукина; заместитель директора Алексей Павлищев; преподаватели истории школ края: Анна Анисимова (г. Ставрополь, СШ N 6), Николай Визер (г. Ставрополь, гимназия N 24), Лариса Исаева (г. Ставрополь, гимназия N 31), Марина Лозовая (г. Георгиевск, СШ N 4), Алексей Щеголев (Арзгирский район, СШ с. Родниковского).
Учителя истории, на мой взгляд, из самых продвинутых в школе. Таков уж предмет их преподавания: он требует умения сопоставлять, обобщать, высказывать свою точку зрения. В последнее десятилетие их жизнь была сложнее, чем у коллег, ведущих другие предметы: общество, порой слишком рьяно, бросилось переоценивать, переосмысливать исторические события и даже целые эпохи, знак "плюс" менялся в умах людей на "минус" – и обратно. Учителю на выбор предлагались десятки программ по истории и сотни учебников, авторы которых часто находились на диаметрально противоположных позициях. Учителя всерьез жаловались, что не знают, "куда бедному историку податься". Сейчас, когда согласия в обществе стало больше, а политические процессы стабилизируются, в преподавание предмета вернулись приоритеты и авторитеты. Тем не менее ситуация одностороннего официального взгляда советских времен на исторический процесс ушла безвозвратно. Взгляды разные, и выбор необходимо делать.
Понятно, что и выход в океан информации, которая открывается перед пользователями Интернета, задачу не облегчает. Разговор на эту тему во время "круглого стола" оказался, на мой взгляд, самым интересным и самым неожиданным.
Преподаватели взахлеб говорили об информационном богатстве, обнаруженном ими в "мировой паутине". А. Анисимова вспомнила свою годами собираемую домашнюю библиотеку по предмету, свои папки с вырезками, которыми забиты кладовки дома и подсобки в школе... Все это – ничтожно малая толика того, что она обнаружила на интернетовских сайтах. Говорили учителя и о том, что история "из Интернета" становится явлением зрелищным, и это не может не увлечь детей. А. Щеголев выразился наиболее поэтично: "Когда впервые вышел в Интернет, почувствовал, что это живой организм – все дышит, меняется..."
Так как же делать выбор в этом инфокосме? Оказывается, можно. В Интернете учитель работает не только с чьими-то вынесенными на сайт устоявшимися взглядами. Он имеет доступ к историческим источникам, которых не найти ни в районной, ни даже в краевой библиотеках. Так, Л. Исаева, которая темой выпускной работы на курсах выбрала Крымскую войну, смогла ознакомиться не только с российскими, но и с турецкими источниками, с взглядами на событие французов и англичан. Предмет в этом случае видится всесторонне, системно. А вот что выделить, сделать главным, как осветить позиции сторон, учитель должен определить сам. В его психологии при этом (неожиданный вывод!) происходят перемены. Он учится толерантности по отношению к разным точкам зрения. И еще -осознает свое чувство ответственности за то, что преподнесет ученикам в качестве главного вывода. Как сказал А. Павлищев, историк по образованию, оба эти качества, и толерантность, и ответственность за вынесенную на урок точку зрения, входят в понятие профессионализма учителя. Но Интернет-технологии делают их выпуклыми, осознаваемыми самим педагогом. Особенно когда речь идет о новейшей истории, о событиях за окном.
Такую тему разрабатывала М. Лозовая – "Перестройка, события 1985-1991 гг.". Ознакомившись со множеством публикаций, документов того периода, она пришла к собственному выводу: Россия исчерпала революционную энергию, ее дальнейший путь – эволюционные преобразования, только они могут привести к национальному согласию. С этим взглядом она и собирается идти в класс к ученикам...
А. Щеголеву и Н. Визеру обучение в Центре позволило выразить еще одну точку зрения: каждый человек должен осознавать себя во времени и пространстве, то есть знать свои корни.
Н. Визер ознакомился с материалами по скифским курганам, на месте одного из них стоит сегодня ставропольская гимназия N 24, в которой он преподает. Эти знания важны для его учеников. А. Щеголев свой выпускной сайт посвятил истории и традициям молокан – детей молокан много среди его учеников.
Огромное пространство Интернета помогает оживлять и делать видимым пространство малой родины.
Но оно же, вот парадокс, отменяет понятие провинции, "медвежьего угла", отдаленной точки на карте.
Единственный сельский житель среди присутствовавших на "круглом столе" горожан, А. Щеголев говорил о том, что часто чувствует усталость от однообразия жизни, когда за околицей села – только степь, а в самом селе перед глазами одна школа, один магазин, одна улица... "Живой и дышащий" информационный мир может изменить существование учителя и школы на селе до неузнаваемости. Педагог фантазировал: можно организовывать на уроках Интернет-конференции, общаться с людьми в других городах и даже странах, получать консультации при подготовке к поступлению в вузы...
И здесь вновь возникла тема "Информационные технологии и личность учителя". Если научить ребенка пользоваться Итернет-технологиями, нужен ли ему наставник?
Собравшиеся пришли к выводу, что нужен. Именно учитель может внушить детям, что компьютер – не просто "хорошая развлекаловка", но и источник для самостоятельного добывания знаний. А есть еще проблема компьютерного аутизма, с которой уже столкнулись там, где "Пентиумы" стоят в квартирах и начинают заменять ребенку общение с миром реальности. Учитель, если он живой, яркий человек, личность, сделает (вместе с родителями) для ребенка привлекательным и желанным общение с реальным миром...Правда, на Ставрополье пока обратная проблема: чтобы компьютеров и пользователей Интернета стало как можно больше.
Подводя итоги разговора, директор СтавРЦИО И. Щукина рассказала, что край держит первое место в России по обеспечению оптико-волоконной связью. Есть очень серьезные предпосылки для того, чтобы красоту и прелесть информационных технологий почувствовали в самой глубинке.
Компьютеры в школы пошли. Согласно реализации президентских программ, в прошедшем учебном году сельские школы получили 1350 оснащенных ученических мест.
В этом году станут оснащаться городские школы. Этот будет несколько иная концепция: школа в городе получит комплект из учительского рабочего места и двенадцати ученических плюс сетевое оборудование. До 2005 года по федеральной программе "Развитие единой образовательной среды" край должен выйти на показатель "один компьютер на 80 школьников". На селе сейчас один на 126 (было – на 200-300 человек). Нужно учитывать, что финансирование этих программ идет по схеме: половина средств – Российская Федерация, половина - край.
И. Щукина также сообщила, что, продумывая стратегию работы по проекту "Поколение.ru", в центре решили первыми обучить новым технологиям работников информационных отделов властных структур, заведующих отделами образования на местах – то есть тех, от кого зависит оснащение образовательных учреждений новой техникой. Закончив курсы, управленцы образования на торжественном выпускном акте говорили, что будут стараться изыскать деньги на внедрение новых технологий во что бы то ни стало.
Кстати, есть свои планы и у педагогов – участников "круглого стола". У кого-то техника и Интернет в школе есть, но мало используется, пришла мысль показать коллегам его возможности. Кто-то, зная, что на площадях школы, сдаваемых в аренду, работает чужой компьютерный класс, решил пойти к завучам и внести предложение, как использовать эти возможности для проведения уроков. Арзгирец А. Щеголев собрался пойти еще дальше – к районному начальству, чтобы убедить его: нельзя школе без новых технологий.
Одним словом, жизнь имеет тенденцию к движению.
10 июля 2002 года