Поездам – опять "зеленый"
Наводнение обернулось тяжелейшим испытанием для железнодорожников. И они его выдержали. Это отметили и президент В. Путин, и его полномочный представитель в ЮФО В. Казанцев, и министр МЧС РФ С. Шойгу. О том, как боролись железнодорожники с последствиями разгула стихии, наш корреспондент беседует с начальником Минераловодского отделения СКЖД Д. Можаровым.
– Когда приостановили движение на Кисловодской ветке, а затем и на главном пути, народ переполошился. Поползли слухи один тревожнее другого. Действительно ли повреждения были столь велики?
– Вода разрушила два железнодорожных моста: на перегонах Аргун - Ханкала и Георгиевск – Михайловская. Три были повреждены. В том числе мост через Кубань в районе Невинномысска. Там в пик наводнения уровень воды в реке поднялся на пять с половиной метров. К счастью, опоры выдержали, хотя их и подмыло. Были повреждены опоры мостов на перегонах Подкумок – Кисловодск и Георгиевск - Зольский.
Полотно подмыло на 12 участках, в том числе на главном пути между станциями Суворовская и Нагутская. На 27 километре перегона Зеленчук – Эркен-Шахар опрокинулся тепловоз. Машинист вовремя заметил, что впереди размыт путь, затормозил. Пошли осматривать повреждение. А вода в Кубани в это время поднималась на полметра в минуту. Буквально на глазах размыло полотно, и тепловоз упал в воду. Но людей в этот момент в нем не было, никто не пострадал. Чуть ниже по течению река изменила русло и подошла вплотную к железнодорожному полотну. Оно выполнило роль дамбы, спасло от затопления станицу Ураковскую.
– Каким же образом удалось столь быстро восстановить движение?
– Люди самоотверженно трудились днем и ночью. Были задействованы 1700 работников нашего отделения и других подразделений СКЖД, 800 военных железнодорожников, путь на Ханкалу помогали восстанавливать военнослужащие федеральной группировки. Мастер земляного полотна Н. Роговенко, начальник участка Г. Диденко, начальник района контактной сети Невинномысска В. Иваниди, машинист-инструктор Ю. Мазуров и десятки других работников различных подразделений проявили в эти дни подлинный трудовой героизм.
– Какова обстановка на сегодня?
– Из 17 объектов восстановлено 16. Мост на перегоне Георгиевск - Михайловская приходится строить заново. Туда уже подвезли новые металлические фермы, большегрузный кран, начали устанавливать опоры. Срок нам определили до 15 июля, но, думаю, управимся к 12-му. А пока все грузы на Буденновск приходится возить по тепловозному пути через Светлоград. Разумеется, это сильно тормозит грузопоток. Около 200 вагонов пока еще не смогли отправить на Черкесск. На главном пути и на Кисловодской ветке движение восстановлено полностью.
– Пострадало ли жилье железнодорожников, и какую помощь вы оказываете потерпевшим?
– По данным на этот момент, полностью разрушен 71 жилой дом, частично – 222 и были подтоплены 133. Потерявшим кров принято решение выделить по 100 тысяч рублей. Тем, чьи дома подлежат восстановлению, – по 30 тысяч. По 10 тысяч получат потерявшие имущество. Ведомственные дома полностью восстановят наши строительные организации. Но и проживающих в муниципальных и частных домах, в том числе и железнодорожников – пенсионеров, не оставим в беде.
– Каков ущерб железной дороги в денежном выражении и на какие средства вы все восстанавливаете?
– На ликвидацию последствий наводнения 10 миллионов рублей выделило Министерство путей сообщения РФ, столько же – Московская железная дорога, три миллиона – Куйбышевская, миллион - Западно-Сибирская и восемь миллионов – Северо-Кавказская. На долю Минераловодского отделения из этих денег приходится 15 миллионов рублей, остальное получат железнодорожники Краснодарского края. Но мы уже затратили на восстановительные работы около 60 миллионов рублей, а всего потребуется 250 миллионов.
10 июля 2002 года