Одна рука – не аргумент для получения подержанного "Запорожца"?..
"Шестьдесят с лишним лет прошло с начала Великой Отечественной, но воспоминания о грозных военных днях до того яркие, словно все это было вчера... Воевал с первого до последнего дня, хотя еще в сорок втором стал инвалидом. После Победы еще три года служил в армии. Уволились в отставку тоже не бездельничал: у меня в общей сложности пятьдесят лет трудового стажа... Думал, что хотя бы подержанный "Запорожец" у государства нашего заслужил. Оказывается, ничего мне не положено. Вот вам и лозунг: "Никто не забыт и ничто не забыто"... Иван ГРИНЕНКО, майор в отставке, инвалид Великой Отечественной. Поселок Нежинский. Предгорный район".
В строках этого письма нет преувеличений: по данным, представленным военкоматом, Иван Тимофеевич Гриненко в июле сорок первого с отличием закончил военное автомобильное училище, за что был награжден знаком "Отличник РККА" (знак приравнивался к правительственной награде) и был назначен командиром автороты.
Военные автомобилисты фронтовой поры знают, что это за должность: обстрелы и бомбежки, ремонт видавших виды "полуторок" под дождем и колючей метелью... Это они, автомобилисты, да еще безотказные русские лошадки обеспечивали фронт всем необходимым.
В декабре сорок второго под Сталинградом Иван Гриненко был ранен. Хирург полевого госпиталя, уложив его на операционный стол, сказал: "Наркоза у нас нет. Хочешь жить – терпи". И ампутировал правую кисть.
Со станции Калач-Воронежский эвакопоезд увозил лейтенанта в глубокий тыл. Гриненко по дороге сбежал и оказался в офицерском госпитале, дислоцированном в Рязани. Тринадцатого марта сорок третьего года был демобилизован "подчистую". Тридцать дней предоставленного отпуска использовал для поездки в Москву, в Наркомат обороны, где просил направить в действующую армию. Ответ был краток:
– Инвалидов не берем!
И тогда он дезертировал ...на фронт.
Офицеров катастрофически не хватало, и под Барвенковом его "приютил" 77-й отдельный автобат 3-го Украинского фронта. Здесь возглавил все ту же автороту. С ней принимал участие в освобождении Украины и Молдавии.
В начале Ясско-Кишиневской операции гитлеровцы подожгли автомобиль Гриненко. Как он сам говорит, "подгорели ноги, хорошо - сапоги спасли...". Долечивался в санчасти батальона (хотя имел полное право вообще избавиться от ужасов войны).
Дальше его путь пролегал через Румынию и Венгрию. В районе озера Балатон сопротивление врага было особенно ожесточенным. Авторота Гриненко доставляла термитные снаряды на позиции "катюш" и с этой задачей справилась отменно: залповый огонь значительно облегчил действия наступающих. В конце апреля сорок пятого освободили Вену...
Уже после Великой Победы была образована Южная группа войск, где бойцов и офицеров готовили к войне с Японией. На этот раз обошлось - в борьбе с самураями приняли участие совсем другие части. А Гриненко в мае сорок шестого был назначен заместителем командира 1966-го истребительно-противотанкового полка. В марте сорок седьмого часть была расформирована и Ивана Тимофеевича отправили в отставку...
Для перечисления послевоенных мест службы отставного майора Гриненко не хватит ни времени, ни места. Был главным механиком ставропольского дорожно-мостового треста, позже сажал лесополосы, осваивал медно-обогатительные рудники, строил Кисловодский экспериментальный тепличный комбинат.
Поначалу Иван Тимофеевич ездил (с одной-то левой рукой) на трофейном мотоцикле "Цундап". Затем дважды (за собственный счет) покупал новенькие "Запорожцы" (я лично убедился – бегают эти машины хорошо, но недолго – лет пять). Последней "иномарке" Ивана Тимофеевича ни много ни мало четверть века. Тут уже никакой ремонт не поможет.
Обращался инвалид во ВТЭК (или, как теперь называют, МСЭ). Там ответили: мол, если бы вам, помимо руки, оторвало еще и ногу, тогда бесплатный ЗАЗ положен, а так – извините...
Писал в Министерство обороны. Из Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей МО пришла бумага с адресами и телефонами предприятий, занимающихся реализацией подержанного военного имущества. Позвонил в Ростов. Ответили вежливо: "Все легковые машины распроданы...".
Оставалась еще одна надежда – купить "инвалидку" в комиссионном магазине: раньше ветераны, получавшие бесплатно новые машины, обязаны были сдавать старые. Но и здесь не повезло: какой-то мудрец из высших эшелонов власти решил, что эти авто должны оставаться женам, детям, внукам.
А зачем ему вообще автомобиль? Да хотя бы затем, чтобы в районную поликлинику добраться. Для Гриненко (он 1919 года рождения) это проблема: километр пешком до автобуса, затем электричкой до Ессентуков, затем снова автобус... Староват он для таких марш-бросков.
Поймите правильно, не пытаюсь оспорить существующие инструкции и работников социальной защиты осуждать не берусь. Но давайте подумаем, много ли у нас в крае ветеранов, которые, будучи инвалидами, рвались на фронт и своего добились?
Среди действующих офицеров таких знаю. Разведчик 247-го десантно-штурмового полка Герой России Михаил Миненков потерял в боевой операции ногу, но продолжает служить. Остался в строю и командир Ставропольского ОМОНа Николай Пыхтин. Без руки, как и Гриненко, продолжает командовать особым подразделением милиции.
Уверен, когда Пыхтину придет пора уходить в отставку, руководство милицейского Главка края оценит его мужество и отвагу по достоинству: вряд ли полковнику придется клянчить "Оку" или "Запорожец" у органов соцзащиты. Мише Миненкову здорово помогла администрация Ставрополя: выделила квартиру, оказала содействие в приобретении новенькой "Нивы"... А о весьма необычном ветеране войны Иване Гриненко позаботиться, выходит, некому. Сколько стоит его "хрустальная мечта" – подержанный ЗАЗ? Пять тысяч рублей? Десять?
Краевые СМИ, в том числе и "Ставрополка", не один десяток раз писали о различных профессиональных конкурсах. О награждении лучших врачей, учителей, участковых инспекторов милиции новенькими машинами. Нисколько не умаляю достоинства этих людей. Заслужили!
А Иван Гриненко, воевавший с одной левой рукой, выходит, не заслужил?
9 июля 2002 года