Пенсионная реформа как средство от демографического кризиса
К 2020 году Россия станет страной пенсионеров, которым государство должно обеспечить достойную старость
Задачам органов исполнительной власти, профсоюзных организаций по обеспечению проведения пенсионной реформы и реализации пенсионного законодательства было посвящено прошедшее в Кисловодске под председательством первого заместителя полпреда президента РФ в ЮФО В. Анпилогова совещание.
В его работе приняли участие зам. председателя Правления ПФР Л. Чижик, и.о. начальника управления ПФР в ЮФО Ю. Антонов, замы глав администраций и руководители законодательных органов субъектов ЮФО, руководители комитетов профсоюзов, управляющие отделениями ПФР и Федерального казначейства Минфина РФ.
Запас прочности существующей в стране пенсионной системы иссяк уже в 90-х годах. Глобальные изменения социально-экономических условий, особенно после августовского дефолта 1998 года, многообразие форм собственности, экономическая свобода хозяйственной деятельности, отказ от жесткого регулирования трудовых отношений и цен на продукцию в какой-то момент развеяли, как дым, уверенность людей в том, что в старости они получат свой законный кусок хлеба.
Идущая уже второй год пенсионная реформа призвана не только поднять уровень социальной защиты населения и создать эффективную в новых условиях модель пенсионного обеспечения, но и восстановить уважение и доверие людей к государству. Отлаженная, хорошо организованная пенсионная система относится сегодня к числу первоочередных государственных задач, поскольку она затрагивает жизненно важные интересы не одного, а нескольких поколений. С каждым годом вопрос пенсионного обеспечения будет стоять все более остро. Как подчеркнул в своем докладе Ю. Антонов, последствия неблагоприятных демографических тенденций, которые, по прогнозам, к 2007 году еще усилятся, будут негативно влиять на пенсионную систему. Сегодня в ЮФО одного пенсионера содержит 1,2 работающего при норме четверо работающих на одного пенсионера. В 2000 году в ЮФО на 1000 человек приходилось 258 пенсионеров, в 2001 году число пенсионеров увеличилось на 0,5 проц., а численность работающих снизилась на 2,5 проц.
– После 2006 года на пенсию начнут уходить те, кто родился сразу после войны, – констатировал Ю. Антонов, – а тогда по понятным причинам наблюдалось резкое увеличение рождаемости. В конечном счете, к 2020 году пенсионеров в России будет столько же, сколько работающих людей, а в ЮФО, по прогнозам, их будет в 1,1 раза больше, чем работающих. Поэтому необходим переход к новой экономической модели взаимоотношений субъектов пенсионной системы, основанной на современных механизмах и технологиях пенсионного страхования.
Набирающая обороты пенсионная реформа на сегодняшний день вызывает у населения если не резкое неприятие, то определенное недоверие, хотя она проходит без каких-либо особых неудобств – люди уже устали от реформ, да и веры в их полезность поубавилось.
Как сказал в своем выступлении В. Анпилогов, одним из недостатков проводящейся работы является то, что до конца не налажен диалог власти и населения, необходимый для столь масштабных преобразований. Первый этап проведения пенсионной реформы показал, что сегодня есть немало проблем, которые прежде всего связаны с несогласованностью действий.
В частности, не нашла развития со стороны ряда органов исполнительной власти практика взаимодействия с социальными партнерами – объединениями профсоюзов и работодателей. Не в полном объеме решены в субъектах ЮФО вопросы размещения территориальных органов ПФР – в некоторых республиках умудряются при передаче объектов в федеральную собственность требовать арендную плату. В ряде республик и регионов еще нет системы обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР, к пропаганде пенсионной реформы не привлечены депутатский корпус, профсоюзные органы, общественные организации.
Приятно, что Ставропольский край входит в число регионов, где наблюдаются наиболее заметные успехи – по словам и.о. управляющего ГУ – отделением ПФР по СК В. Попова, только за последние 4-5 месяцев открыто восемь новых предприятий пенсионной структуры и до конца года аналогичные предприятия откроются еще в 10 территориях.
По итогам совещания выработан ряд рекомендаций. В частности, органам исполнительной власти предложено отработать на региональном уровне приемлемые формы взаимодействия с отделениями ПФР в вопросах проведения пенсионной реформы, а профсоюзным органам – через первичные организации оказать реальную помощь ПФР в формировании достоверных сведений для оценки пенсионных прав каждого работающего.
6 июля 2002 года