06:00, 24 июня 2002 года

Испытание на прочность

Гул бурлившей Кубани стих к понедельнику. Река еще не вошла в свое русло, но обнажила последствия стихии. Они катастрофические. Разрушены мосты, нет сообщения с правым берегом. Тысячи людей остались без жилья. Есть и скорбная статистика: по предварительным подсчетам более 20 человек погибли. Местный телеканал периодически передает имена и приметы пропавших без вести. Глава Кочубеевского райна Геннадий Скарга выступил с обращением к населению и призвал соблюдать спокойствие. Пострадавшим оказывается всевозможная помощь.

Сообщение о предстоящем паводке заместитель главы районной государственной администрации Николай Гура получил в полночь с 20 на 21 июня. Эту информацию он передал главам муниципальных образований, расположенных по течению реки.

С учетом ландшафта местности первый удар стихия могла нанести хутору Новокубанский. В два часа ночи Н. Гура вместе с председателем колхоза "Междуреченский" Виктором Волковым и специалистами хозяйства прибыл на хутор. Привели автобусы, тракторы, машины. Стали будить людей, как ни странно они отнеслись к тревоге с недоверием. Это и привело к последующим проблемам.

В три часа ночи вода пошла по улицам. В пять утра хутор затопило полностью. Даже мощный трактор "Кировец" смыло водным потоком. В шесть утра размеры катастрофы стали очевидными для тех, кто не покинул свои дома. Спасаться пришлось на крышах. Но саманные строения не выдерживали, рушились. На помощь пришел местный пограничный вертолетный полк. С 9 утра до 15 часов дня вертолетчики снимали с крыш и деревьев хуторян. Тем не менее, одна женщина погибла, пятеро пропали без вести.

Спасенных расположили в детском лагере. Медицинский пункт открыли в Дегтяревской школе. Виктор Волков принял на себя всю нагрузку по размещению пострадавших, обеспечению их трехразовым питанием, спальными принадлежностями. За прошедшие дни поспать ему не довелось. Голос сел, но присутствие духа не теряет.

– Выстоим, – говорит он, – вот только солярка и бензин все израсходованы. Собираем деньги, чтобы заправить технику. Только в воскресенье сделали больше ста рейсов, чтобы вывезти с хутора оставшееся имущество людей.

Картина страшная. 90 процентов домов больше нет. Разрушен мост, магистральный газопровод. Новодеревенский совет остался без газа, воды и электричества.

Только село Надзорное перебралось в поселок Тоннельный. Правда, здесь утонул один человек, но он хотел поживиться чужим добром и остался один в затопленном селе.

Около 10 эвакуационных пунктов создано в Кочубеевском районе. Самый крупный расположен под станицей Барсуковской. Здесь в палатках и автобусах проживают 2500 человек. Более 800 отправлены в Ставрополь, в основном это дети. Также по 200-300 человек размещены в других местах. Им обеспечено медицинское обслуживание и питание.

Служба социальной защиты населения еще в пятницу обратилась к кочубеевцам с просьбой оказать помощь пострадавшим одеждой, обувью, спальными принадлежностями. И люди откликнулись. Все эти дни машины отвозят гуманитарную помощь.

Самая оперативная сегодня работа у спасателей – очистить населенные пункты от трупов животных и птицы. Выделено 7 единиц самосвальной техники, погрузчик. Определено место захоронения. Этой работой занимаются специалисты Кочубеевского, Андроповского районов. В селе Надзорном такую зачистку выполняет бригада из Шпаковского района. Военные приступают в сооружению временных переправ через Кубань. Строительство мостов – дело не одного дня.

Но самая главная проблема – отсутствие питьевой воды во всем районе. Подвозить неоткуда. Размыты водозаборы, разрушены насосные станции. Но Невинномысск даже в этой катастрофической ситуации не подает воду на Казьминский групповой водопровод.

Беда, которая стряслась в Кочубеевском районе, еще будет оценена в цифрах. Но сейчас хочется обратиться к ее истокам. По мнению специалистов, всему виной резкий водосброс Кубанского водохранилища, что находится в Карачаево-Черкесии. Для кубанского русла спуск 700 кубометров воды в секунду уже является чрезвычайным. А первая волна несла 1700 кубометров, вторая – 300 кубометров в секунду. Говорят, что при открытых шлюзах вышла из строя подстанция.

Впрочем, если бы прорвало водохранилище, то вместо двухметрового превышения уровня воды населенные пункты получили бы восьмиметровый удар.

Валерий СЕРЕБРЯНСКИЙ
«Испытание на прочность»
Газета «Ставропольская правда»
24 июня 2002 года