06:00, 25 мая 2002 года

Культурная революция в отдельно взятом здании

• 27 мая – Всероссийский день библиотек

Мы уже не первый год живем в ситуации ломки всевозможных стереотипов и нередко говорим об этом, подчеркивая реформаторскую суть времени. Все так. Но вот с одним из стереотипов, пожалуй, большинство из нас еще никак не расстанется. Имею в виду наше представление о таком учреждении, как библиотека. При этом слове вспоминаются длинные стеллажи с книгами, тишина читальных залов, эдакая классическая наукообразность всего уклада жизни.

А ведь и сюда, в старинные стены, в устоявшийся уклад уже тоже ворвалась своя культурная революция, выразившаяся сначала в технических усовершенствованиях, а потом – неизбежно – и в каком-то трудно объяснимом, но явно ощущаемом изменении психологии читателя. Которого уже и читателем не всегда назовешь, все больше – несколько угловатым словом "пользователь"... Сегодня речь пойдет о трех отделах краевой универсальной библиотеки им. Лермонтова. Именно о трех, поскольку само их появление здесь и есть элемент этой, не побоюсь громкого термина, культурной революции.

Там, где живут электроники

Самый "старший" из этих "новеньких" существует, вообще-то, уже шесть лет, но, несмотря на возраст, его название до сих пор непосвященному кажется достаточно экзотичным – сектор некнижных носителей информации. Да-да, библиотека, но – некнижная. Кстати, как призналась заведующая сектором Маргарита Воронова, ее небольшому коллективу это слово не нравится: звучит как-то неповоротливо, но, однако же, успело прочно закрепиться в библиотечной практике повсеместно.

Носители информации в данном случае являют главного героя нашего времени – компьютер, но не только. В небольшом помещении соседствуют еще и видеотека с недавно приобретенным современным большеэкранным телевизором, и серьезная коллекция старых пластинок с проигрывателем (раритет!), и, разумеется, весомое собрание дисков. И то, и другое, и третье пользуются огромным спросом. В день в этой комнатке бывает по нескольку десятков посетителей. Кто-то разыскивает с помощью Интернета материалы для диплома или диссертации, и тут часто приходится подключаться электронику Денису Яцутко (нет, это не опечатка, должность Дениса именно так и обозначена – "электроник", не правда ли, звучит замечательно?). Кто-то пришел подобрать записи старых мелодий для профессионального праздника, и здесь не обойдется без советов Ирины Фоминовой, библиотекаря с дипломом режиссера, между прочим. Что вообще характерно для кадрового состава Лермонтовки: едва ли не каждый сотрудник – специалист с высшим, а то и двумя высшими образованиями.

В это же время Маргарита Воронова помогает школьному учителю найти видеофильм для урока литературы: в секторе богатый выбор экранизаций классики именно по программе общеобразовательной школы. Да и не только школы. Тут и физика, и история, и философия... Есть и "товар" на более взыскательный вкус, например, подбор фильмов - номинантов на премию "Оскар", которые демонстрируются во время встреч киноклуба, действующего здесь весьма успешно. Как и клуб "Мастер и Маргарита", собирающий вместе людей творческих профессий - художников, поэтов, музыкантов. Сама Маргарита Воронова, организатор клуба, человек скромный, а вот коллеги убедили, что ее имя как нельзя кстати вписывается в такое название. Ведь и к ней тоже применимы слова "творческая личность", достаточно взглянуть на украшающую стены отдела серию замечательных фотографий, сделанных ею.

Словом, ни о какой заповедной библиотечной тиши здесь и речи быть не может, жизнь буквально кипит ежесекундно, пропитанная мощными информационными "полями".

– Мы бы добавили еще и компьютеров, и другой техники, спрос велик, да вот видите – тесно. Но все же за шесть лет хоть и не такими быстрыми шагами, как хотелось бы, но движемся вперед, - говорит М. Воронова. – У нас можно не только найти нужные сведения, но разрешается бесплатно скопировать на дискету, можно и распечатать текст... С пустыми руками никто не уходит.

И правоведом быть обязан...

Ровно вдвое "моложе" открытый в 1999 году Публичный центр правовой информации. Впрочем, уже вполне крепко стоящий на ногах, отчасти потому, что создан в рамках всероссийской программы, совместного детища Центра правовых реформ, Министерства культуры и Федерального агентства правительственной связи, но в не меньшей степени благодаря четкой организации внутри самой библиотеки. Основная задача этой принципиально новой структуры – предоставление бесплатной правовой информации гражданам Ставрополья. Именно бесплатной. Возникает вопрос: почему юридическая по сути служба – и вдруг в библиотеке?

– Прежде всего потому, что людям библиотека привычнее и ближе. До этого были попытки создать такие центры при судах, но народ туда почему-то не пошел, – говорит руководитель Центра Анна Овчаренко. - А база данных у нас очень солидная, поскольку предоставляется ФАПСИ. Кроме того, сотрудничаем с коммерческими юрфирмами, и тоже на бесплатной основе.

Разумеется, чтобы помочь человеку не утонуть в море всяческих законов, сотрудникам приходится и самим овладевать правовыми знаниями. Недаром в штате отдела есть один профессиональный юрист, а библиотекарь Елена Васильева учится на юридическом факультете. Сюда идут и студенты, и пенсионеры, и вынужденные переселенцы, и частные предприниматели малого и среднего бизнеса. Последних часто интересуют проблемы налогообложения, а участников боевых действий в Чечне – проблемы выплаты "боевых", по которым, оказывается, очень мало официально опубликованных документов, и поиски правды, как сказала об этом А. Овчаренко, усложнены. В этих повседневных поисках правды сотрудники Центра убедились, насколько запутанно наше отечественное правовое поле. Но свои услуги они отнюдь не считают юридическими консультациями: нет, это лишь предоставление сведений по тому или иному своду законов. Без комментариев. Получив эту информацию, человек сам решает, как ею воспользоваться.

Скажете, не библиотечная это работа? В принципе, да. Вон в Германии, например, где побывала на стажировке одна из сотрудниц библиотеки, подобные Центры действуют при муниципалитетах. У нас отношения народа с "коридорами власти" не столь доверительные и непосредственные, менталитет иной, и привычки, и традиции. Главное в другом – помочь реальному человеку, этим-то здесь и занимаются. Но не ограничиваются. Так, в этом году в Центре начата практическая работа по организации клуба "Гражданская инициатива", имеющего целью наладить обратную связь с законодателями, их создающими. Предполагается на встречах в клубе обобщать высказанные мнения по готовящимся законопроектам, чтобы затем довести их до депутатов как Российской, так и краевой Думы. Уже первое заседание клуба показало нужность такой работы, ее оценили, в частности, многие правозащитные организации Ставрополя, теперь слово за депутатами.

Сейчас подобные Центры правовой информации создаются в районных и городских библиотеках края (таких уже насчитывается 19), и первопроходцы из Лермонтовки выступают в роли методистов, помогая коллегам освоить новое дело. Недавно провели для них семинар-тренинг с выездом "на место" – в Невинномысскую библиотеку. Когда мне в руки попала программка этого семинара, тут же убедилась: библиотека все-таки остается библиотекой – перечень мероприятий завершала столь милая сердцу библиотекаря вещь, как, ну разумеется, цитата. "Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон" – это сказал Бальзак...

Мы умеем работать с информацией

По сравнению с предыдущими подразделениями Лермонтовки отдел деловой информации выглядит – по возрасту – просто младенцем: ему нет еще и года. И вот этот "младенец" призван ни больше ни меньше как оказывать информационную поддержку малого и среднего бизнеса. А пока "дитя" растет и набирается опыта, этот самый "средний и малый" с трудом воспринимают серьезность его намерений.

– К сожалению, представители деловых кругов пока видят в нас не партнеров, а каких-то просителей, – говорит завотделом Елена Губских. – И напрасно. Потому что они просто еще не знают наших возможностей, начиная от обширной периодики по всем направлениям бизнеса и до электронных баз данных. Думаю, мы все же сумеем преодолеть этот по-своему психологический барьер, тем более что у нас есть и примеры удачного сотрудничества.

С начала года сотрудниками отдела выполнены работы по договорам об информобслуживании, заключенным с рядом учреждений края. Например, в рамках такого договора со ставропольским ЦУМом они помогли в составлении Устава этого коллектива. А вообще среди клиентов преобладают представители сельского хозяйства и производства продовольственной продукции, что в условиях аграрного края, пожалуй, закономерно. Сейчас решили привлечь к совместной деятельности Союз молодежи Ставрополья – создать на базе отдела Школу-клуб молодого предпринимателя. Получается, и тут библиотекари выходят далеко за рамки своей привычной деятельности.

– У многих еще сохраняется устаревшее представление о библиотеке как о месте выдачи книг, не более, – Татьяна Москвитина лично убедилась в этом в ходе встреч с бизнесменами. – А ведь это факт, что в освоении современных информационных технологий библиотеки оказались сегодня в числе наиболее продвинутых. Мы умеем работать с информацией, потому что занимались этим и прежде, только на ином технологическом уровне. Конечно, надо и нам самим активнее заявлять о себе, чтобы завоевать признание.

Стоит лишь взглянуть на стоящие здесь шкафы с журналами в ярких обложках – "Потребитель", "Эксперт", "Конъюнктура товарных рынков", "Регистр производителей товаров и услуг", "Мебель России" и т. п., - и уже по одному этому изобилию поймешь: да, здесь знают толк в информации. А еще здесь просто любят свою работу. Очень удачное сочетание, не правда ли?

«Культурная революция в отдельно взятом здании»
Газета «Ставропольская правда»
25 мая 2002 года