06:00, 25 мая 2002 года

Долги в наследство, или Почему дорожает вода

С 1 мая этого года в соответствии с постановлением, принятым правительством края, увеличились тарифы на услуги водоснабжения и канализации, предоставляемые краевым государственным предприятием "Ставрополькрайводоканал". Почему и насколько дорожает вода, спрашивают читатели. Об этом – интервью директора ГУП "Ставрополькрайводоканал" Н. Хадзакоса.

– Николай Александрович, почему произошло последнее повышение тарифов по вашему предприятию и можно ли было его избежать?

– Федеральные и краевые стандарты на текущий год предусматривают уже 90-процентное закрытие затрат в ЖКХ за счет платежей населения, отсюда изменилось и финансирование предприятий ЖКХ. Кроме того, в марте РАО "ЕЭС России" на 20% увеличило цену киловатт-часа на федеральном оптовом рынке электроэнергии, и вслед за этим у нас в крае по решению РЭК электроэнергия подорожала для разных категорий потребителей от 6 до 50 процентов. Для "Ставрополь-крайводоканала" - на 34%. А электроэнергия составляет в себестоимости воды почти пятую часть.

С июля прошлого года "Водоканалы" края лишены ранее предоставлявшейся им льготы в оплате электроэнергии. Почти год она отпускается нам, как и прочим производственным предприятиям, хотя ни одна производственная сфера, кроме жилищно-коммунального комплекса, уже не "сидит" на плановых убытках.

Практически одновременно с удорожанием электроэнергии в два раза выросли ставки платы за пользование водными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, ставка земельного налога. Не говоря уже о том, что за год подорожали химические реагенты, используемые "Водоканалами" для очистки воды, и горючесмазочные материалы. Только по этим причинам расходы "Ставрополькрайводоканала" возросли на 9 млн. рублей. Таким образом, повышения тарифов было не избежать.

– Но попыталось ли предприятие пересмотреть собственные издержки, оптимизировать расходы?

– Вы знаете, что значит ездить на старом автомобиле? Он и едет еле-еле, и ремонта запчастей требует чуть ли не каждый месяц. Так и у нас. Износ фондов по предприятию сегодня превышает 60%, в особо критическом состоянии подземные сети, общая протяженность которых по краю составляет около 15 тысяч километров. Разводящие сети по филиалам изношены на 85-92%. Из-за этого утечки воды по некоторым "Водоканалам" – в Предгорном, Петровском, Арзгирском районах - доходят до 30%. Ветхость сетей приводит и к перерасходу электроэнергии. Всякий раз после устранения порыва согласно правилам технической эксплуатации требуется промывка систем, а это - дополнительный расход воды на так называемые технологические нужды.

Можно ли при такой ситуации экономить на ремонте и реконструкции? Конечно, нет. Чтобы поддерживать системы водоснабжения в рабочем состоянии и обеспечить качество подаваемой в дома воды, нам приходится ежегодно вкладывать немалые средства в текущий и капитальный ремонт, чистку и перекладку труб. В прошлом году на эти цели израсходовано 58 млн. рублей. Большие объемы работ по замене сетей были проделаны в Предгорном районе, где было заменено более 10 км сетей, в Ипатовском и Труновском районах, в Ессентуках.

При этом мы тратим не только средства, получаемые от населения и прочих потребителей и дотируемые из бюджетов, – мы пытаемся зарабатывать. При "Ставрополькрайводоканале" созданы ремонтно-строительное управление, управление буровых работ, лаборатория по поиску мест утечек. Эти подразделения принесли в 2001 году 12 млн. рублей прибыли.

К сожалению, искусственно сохраняющаяся убыточность основных видов деятельности нашего предприятия не позволяет привлекать в отрасль сторонних инвесторов. Пока работает принцип: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

– Отражаются ли на тарифной политике долги прошлых лет?

– Да, это еще один фактор, негативно влияющий на тарифную политику. В период становления предприятия, в 1999 году долг, унаследованный от вошедших в его состав "Водоканалов", равнялся 346,5 млн. рублей. И он стремительно рос из-за начисляемых по налоговым платежам и социальным отчислениям пеней и штрафов, из-за копившихся долгов потребителей-бюджетников.

Этот процесс удалось остановить. В прошлом году "Ставрополькрайводоканал" вышел на реструктуризацию всех числившихся за предприятием долгов по налогам и сборам, согласившись на достаточно тяжелое условие – полную оплату всех текущих платежей. Теперь ежегодно платежи по реструктурируемым долгам будут составлять более 34 млн. рублей.

Но популистские действия отдельных муниципальных руководителей до сих пор аукаются миллионными долгами. К примеру, пятигорский "Водоканал", вошедший в единую краевую структуру только в декабре 2001 года, принес нам кредиторскую задолженность в 90,3 млн. рублей при дебиторской в 28,9 миллиона. Недофинансирование из местных бюджетов привело к большим убыткам и по некоторым другим нашим филиалам. В Георгиевске по итогам прошлого года кредиторская задолженность "Водоканала" превысила дебиторскую на 17,8 млн. рублей, в Минеральных Водах – на 21,3 млн., общий убыток, принесенный городами Кавминвод, составил 131 млн.

Но из-за разрушительной политики, проводимой отдельными городскими администрациями, не должны страдать все. Потому если вода и канализация по региону Кавминвод стоили значительно ниже единого краевого тарифа, то теперь нами принято решение о почти двукратном удорожании услуг.

– А можно ли уже говорить о едином по краю тарифе на воду и услуги канализации?

– Пока нет, хотя имевшийся по некоторым филиалам разрыв значительно сокращен. По ранее действовавшим тарифам в большинстве районов края население платило по каждому виду услуг по 5 рублей за кубометр. По новому постановлению – 5,80. Рост составил 16%. Но для жителей г. Ессентуки он составил 23%, Георгиевска – 69%, г. Кисловодска – 121%.

Городская семья из трех человек при тарифе 4,50 руб. за кубометр воды в месяц будет тратить на воду около 118 рублей, а с учетом услуг канализации – 236,25 руб. В селе семья из трех человек, проживающая в благоустроенном жилье, будет платить около 220 рублей. Это, извините за чисто русскую аналогию, сопоставимо с пятью бутылками водки. Я не хочу сказать, что это очень дешево, вода и не может быть слишком дешевым продуктом, учитывая все те усилия, которые сегодня приходится прилагать для доведения ее до санитарных норм и поддержания систем в рабочем состоянии. К сожалению, те времена, когда воду достаточно было только хлорировать и подавать в сеть, прошли.

– Но у нас еще много семей, которые едва сводят концы с концами...

– Таким государство предоставляет социальную помощь в виде субсидий. Предельно допустимым считается расходование на услуги ЖКХ 22% семейного дохода. Остальная часть платежа, если он превышает этот уровень, должна погашаться бюджетной субсидией. При их предоставлении предусматривается и такое основание, как минимальный среднедушевой доход. Я рекомендую всем, кто нуждается в государственной социальной поддержке, обратиться в соответствующие жилищно-коммунальные службы по месту жительства: в краевом бюджете на текущий год предусмотрено десятикратное увеличение расходов на субсидирование населения.

Людмила ВОРОБЬЕВА
«Долги в наследство, или Почему дорожает вода»
Газета «Ставропольская правда»
25 мая 2002 года