06:00, 18 мая 2002 года

Кавказская война: параллели пересекаются?

21 мая в календаре истории нашей страны отмечен как День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны 1817-1864 годов. Тогда в ауле Кбааде, неподалеку от современной Красной Поляны, был зачитан приказ Главнокомандующего русскими войсками, наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича об окончании 47-летней Кавказской войны.

В той войне, как и в нынешней, были свои герои и антигерои, свои исторические ошибки, своя логика развития событий и политическая целесообразность. Но так или иначе Ставрополье и географически, и геополитически было отправной точкой, средоточием российской политической линии, проводимой на Кавказе. Мы живем в новой реальности, та Кавказская война полуторавековой давности ходом новейшей истории для нас, сегодняшних, несколько отодвинута на второй план. Но, как и в те годы, когда Ставрополье было оплотом российской государственности на Кавказе, край вновь де-факто является таковым.

А потому естественно, что события, казалось бы, давно минувших дней вновь обретают актуальность. К нашему счастью, многие реликвии той эпохи дошли до нас. Не случайно "кавказская коллекция" сейчас - одна из самых востребованных и у исследователей, и у посетителей Ставропольского краеведческого музея имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Начало ей было положено еще в 1905 году Ставропольским губернским статистическим комитетом, учредившим ставропольский губернский музей Северного Кавказа. Уже в то время ученые видели историю региона через призму Ставрополья, которое было во время Кавказской войны административным, военным, культурным, экономическим центром Северного Кавказа. Среди собираемых коллекций история войны, разумеется, стала доминирующей темой.

До нашего времени дошли не многие вещественные реликвии той эпохи, но и те, что остались, впечатляют. Вот подлинная патронная сумка с поясом Шамиля, подлинный серебряный орден, который был учрежден имамом. Его вручали наиболее отличившимся сподвижникам знаменитого горца. В экспозиции – награды российской армии периода Кавказской войны: "За покорение Чечни и Дагестана", "За покорение Западного Кавказа". Есть здесь и орден "За службу на Кавказе", датированный 1864 годом, последним годом той войны. Этот орден теперь возрожден в современных Вооруженных силах.

Но наиболее яркий экспонат – это, конечно, подлинное письмо имама Шамиля, написанное на... листке груши. Всего несколько строк арабской вязью: "Наибу Талхику. Предлагаю тебе завтра быть на условленном месте, где я тебе дам надлежащий ответ. Имам Шамиль". Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, состоялась ли встреча и о чем там шла речь. Канули в Лету и подробности, каким образом послание попало в музей.

Но это, наверное, и не важно. Важно, что в те далекие времена общество отдавало дань значимости событий Кавказской войны и для российской государственности, и для живущих здесь народов, бережно собирая и храня самые хрупкие свидетельства той эпохи.

Сразу же по окончании Кавказской войны высочайшим указом императора было предписано создать музей "Храм Славы" во славу русского оружия. Такой музей был создан в Тифлисе. Началась Первая империалистическая война, Кавказ находился под угрозой оккупации, и музей решено было переместить в Центральную Россию. Музей имел огромную коллекцию, и его перенос занял годы. Грянула революция, что-то вывезли, что-то осталось.

Любопытна история одной находки, связанной с Кавказской войной. Как рассказала старший методист краеведческого музея Галина Гончарова, в центре Ставрополя, на проспекте Карла Маркса, в подвале одного из домов играла детвора. Они увидели больших размеров ящики, любопытство пересилило страх, и перед глазами детишек возникли личные письма, наградные листы, карты, золотая и серебряная утварь. Дети тут же прибежали в музей и рассказали о находке. Здесь до сих пор хранятся документы о предоставлении подвод, на которых архив был доставлен в музей.

Находка тоже относилась к периоду Кавказской войны, это личный архив генерал-майора Владимира Дмитриевича Вольховского, начальника штаба отдельного Кавказского корпуса.

Он был первым, кто окончил Царскосельский лицей с золотой медалью. Товарищи дали ему прозвище Суворочка за твердую волю и упорство. Во время учебы он был дружен с Александром Пушкиным. По окончании лицея в 1817 году Вольховский утвержден офицером и назначен состоять при гвардейском корпусе по квартирмейстерской части. Так началась его армейская жизнь, половина которой прошла на Кавказе. С 1826 года он служит в Тифлисе при штабе отдельного Кавказского корпуса, а с 1832-го возглавляет штаб этого воинского соединения. Ратные подвиги в кавказских и турецких кампаниях принесли ему славу и почет, множество наград.

Владимир Вольховский отличился не только на ратной ниве. По роду занятий ему приходилось заниматься и краеведением. Он один из первых, кто стал серьезно изучать Северный Кавказ, даже участвовал в археологических экспедициях.

Ставропольский клад, к сожалению, мы можем увидеть не в полном объеме. Сразу после того, как стало известно об архиве, приехали эксперты из Москвы и Ленинграда. Наиболее ценное оружие оказалось в запасниках Оружейной Палаты. Казначейство на лом (!) приняло драгметаллы. Туда ушли серебряные чайники, столовые золотые приборы, золотая труба...

Можно ли в событиях дня сегодняшнего искать параллели с Кавказской войной века XIX? Я не мог не задать этот вопрос главному хранителю всех ее реликвий, директору Ставропольского краеведческого музея имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Николаю Охонько. Война, считает он, – это когда воюют как минимум два государства. Если быть исторически точным, на Кавказе тогда сошлись в противостоянии три державы, определявшие судьбу региона, - Россия, Турция и Иран. Международным договором с Турцией 1774 года была определена граница между Россией и Турцией, которая проходила в том числе и по Азово-Моздокской оборонительной линии, определяя сферы влияния двух государств. Следствием договора стало добровольное вхождение Грузии в состав России, и на ее территории на основе международных договоров появились части регулярной российской армии. Позже русская армия вошла в Армению. Северный Кавказ географически оказался между владениями Российской империи, и Турция уже не возражала против его присоединения к России. По мнению директора музея, сегодня Северный Кавказ находится в составе России, и здесь идет наведение конституционного порядка. К сегодняшнему раскладу в регионе слово "война", по мнению музейщиков, не применимо. Кавказ – неотъемлемая часть России, так что исторические параллели не всегда очевидны.

Хотя чего греха таить, отмечаемый день памяти вряд ли кто-нибудь вспомнил бы, если бы не день сегодняшний. Так что тем более уместно оглянуться в наше такое вдруг ставшее близким далекое прошлое. Что можно взять из него ценного, какой опыт передать потомкам, что никогда нельзя забыть ради того, чтобы Кавказ наконец перестал быть вечно "горячей точкой" эпох?

– Этот регион постоянно находился в состоянии междоусобиц, говорит Николай Охонько. Еще католический миссионер Юлиан, путешествовавший по Кавказу в XIV веке, писал о том, что сколько местечек – столько и народов, и все воюют между собой. В истории Кавказа был единственный уникальный период абсолютного мира. Он начался с 1864 года и завершился в период начала нынешних событий в Чечне. Вывод очевиден, полагает директор музея: если российская государственность будет крепнуть, на Кавказе вновь наступит мир.

«Кавказская война: параллели пересекаются?»
Газета «Ставропольская правда»
18 мая 2002 года