Вселенная по имени молодость
Во времена, когда Советский Союз был не прошлым, а настоящим, молодым художникам, будь они хоть истинными гениями, стоило огромных усилий пробиться к широкому зрителю. Выставки молодых проходили редко, а их новации и свежие идеи отталкивались "старожилами" художественного мира. А ведь не всегда хочется творить только "для себя, для души", особенно будучи молодым, талантливым, полным надежд. Именно для таких художников памятный 1975 год ознаменовался знаковым событием - появилось своеобразное "окно", пусть и не в Европу, а хотя бы к местной публике - по всей стране были созданы объединения молодых художников и искусствоведов при Союзе художников СССР. Нет сомнений, что это новообразование стало первым серьезным шагом на пути открытия и поддержки молодых талантов.
Такое объединение было организовано и в Ставропольском крае, куда сразу вошли семь человек (позже все они станут членами Союза художников России). "Опекать" их было поручено Л. Алмосову, который и по сей день помогает творческим личностям встать на ноги. Сейчас Лев Алмосов является ответственным секретарем правления Ставропольской краевой организации Всероссийского творческого общественного объединения "Союз художников России".
Лев Иванович вспоминает свои регулярные поездки в Дома творчества. На первой собралось до 60 молодых талантов со всего Советского Союза, всем им было предоставлено бесплатное питание и проживание. Безусловно, это была реальная помощь и забота о молодежи со стороны как Союза художников, так и государства в целом. К сожалению, сейчас такие поездки стали слишком дорогим удовольствием, без поддержки извне молодому художнику развиваться очень тяжело, многим не по карману даже покупка красок, кистей и других материалов, ни о каких "экскурсиях" за собственный счет не может быть и речи.
Однако они не унывают, активно участвуют в ежегодных краевых молодежных выставках, последние шесть лет сопровождаемых иллюстрированными каталогами. А работающая под руководством Л. Алмосова студия объединяет не только непосредственно художников, студентов и выпускников художественных училищ, но и просто увлекающихся искусством молодых людей, решивших попробовать свои силы в живописи или графике. Студия ежегодно проводит выставки. Впервые за последние 15 лет проведена и Всероссийская художественная выставка "Молодые художники России", в которой приняли участие 16 человек от нашего края. И тогда же, год назад, в Союз художников России было принято 16 молодых художников - цифра, ранее просто "за-предельная"...
Стоит ли говорить о том, что полные энтузиазма студийцы и их бессменный лидер не намерены останавливаться на достигнутом? Совместными усилиями организована выставка, разместившаяся в Выставочном зале Союза художников г. Ставрополя. В экспозиции более сотни работ 45 участников, среди которых и ученики, и их преподаватели. Выставочный комитет подошел к проблеме отбора работ очень демократично, так что на "Молодом Ставрополье", а именно так называется выставка, можно видеть произведения от близких к натурализму до абстрактных, живопись соседствует с графикой и декоративно-прикладным искусством.
Выпускница художественного училища, ныне преподаватель Наталья Гриценко выставила два жанровых портрета, которые можно назвать одними из самых сильных, запоминающихся на выставке. А автопортрет Ирины Плетневой, открывающий "Молодое Ставрополье", является по сути "вводным" для всей выставки, как нельзя более точно характеризуя ее содержание.
Большое место занимает пейзаж - это работы В. Стаценко, А. Гайденко, В. Орловой (внучки знаменитого ставропольского художника В. Чемсо), а также пейзажи студийцев М. Магомедова, М. Радаевой и других, сделанные в период пребывания на академической даче им. И. Репина.
Свои новшества привнесли в творчество О. Куропаткина, Л. Сиряк, Н. Лактионова. Ольга Куропаткина написала триптих "Образы" - своеобразный взгляд со стороны на саму себя, на различные состояния своей души. Надо признать, что ей это удалось. Людмила Сиряк соединила в своих работах яркое декоративное решение - традиции, основанные П. Горбанем, - и строгие требования своего непосредственного учителя Л. Алмосова.
Немало здесь и работ по декоративно-прикладному искусству, например, макет к спектаклю "Малыш и Карлсон" В. Огай, эскизы моделей коллекции "Забытая палитра" В. Беженцевой, которая уже имеет диплом Всероссийского конкурса молодых модельеров, врученный ей самим В. Зайцевым. Продолжатели семейных династий художников А. Попова и А. Соколенко выставили батики, а Г. Кузнецов (тоже представитель семьи художников) подготовил инсталляцию "Фазы".
Студентка медицинской академии Анастасия Виноградская пишет пастелью свой образ природы - таинственный, нежный, пластичный. Сами названия ее картин говорят о поэтичности натуры юной художницы: "Притаившийся дождь", "Вечер цвета заката", "Сиреневое настроение". Склонной к философии предстала психолог Алина Казанцева. Ее "Босфор. Двойная бездна" завораживает, очаровывает, заставляя задуматься о том, что душа художника - такая же бездна, такая же Вселенная...
3 апреля 2002 года