Самоубийство по-ставропольски
В субботу покончил жизнь самоубийством водитель маршрутного такси Александр Алехин. Его коллеги уверены, что поводом для трагедии стал акт налоговой инспекции о наложении штрафа – 5 тысяч рублей – за отсутствие в автомобиле контрольно-кассовой машины.
Бригадир маршрута № 8 Н. Левченко (именно этот маршрут обслуживал в Ставрополе на своей "Газели" А. Алехин) сообщил "СП", что весь коллектив буквально в шоке: еще не прошло и два месяца, как свел счеты с жизнью другой водитель – маршрута № 47, который, поговаривают, на смог выпутаться из долгов. В итоге – трагедия.
Однако в случае с В. Алехиным все его коллеги убеждены, что поводом для самоубийства стал штраф за отсутствие ККМ, наложенный налоговиками за день до смерти.
– Это было в пятницу, – говорит Н. Левченко, – и Александр был очень расстроен. Мы утешали его, как могли... Известно было, что Алехин купил "Газель", влезая в большие долги. Много работал, чтобы рассчитаться, на иждивении у него находились жена-инвалид, трое детей и внук.
В тот день, в субботу, Алехин рассказал жене о штрафе, был очень подавлен, сетуя, что "ходит, как бомж и даже новые штаны купить не на что". Потом попросил жену сходить купить хачапури к чаю, а когда она вернулась – увидела его повешенным...
А. Алехину исполнилось 55 лет, 20 из которых он отдал работе водителем в Ставропольском пассажирском автотранспортом предприятии № 1. Как оказалось, хоронить его не на что, поэтому товарищи сбросились, кто сколько мог...
"Война" вокруг проблемы применения ККМ на маршрутных такси идет уже не первый год, она полна драматизма, искалеченных человеческих судеб и вовлекла в свою орбиту многих высокопоставленных чиновников. Федеральное законодательство однозначно обязывает маршрутников иметь контрольно-кассовые машины, однако всякий раз, когда налоговая инспекция решительно настраивалась на "жесткий контроль" и тотальное применение штрафных санкций в отношении нарушителей – всегда что-нибудь происходило: либо забастовка водителей, либо известие о продлении срока возможности не пользоваться ККМ, либо рассмотрение иска в Верховном суде РФ (маршрутники его проиграли) и т.д.
Сейчас, по словам Э. Терпогосова, заместителя председателя правления Ставропольской городской общественной организации индивидуальных автопредпринимателей, которая насчитывает около 500 членов – водителей, работающих в режиме маршрутных такси, в Госдуме РФ находится законопроект, позволяющий – в случае его прохождения - регионам самостоятельно определять сферы деятельности, где обязательно применение ККМ. И, якобы, по ходатайству маршрутников, один из сотрудников аппарата полномочного представителя президента в ЮФО "договорился" с краевой налоговой инспекцией "не трогать" водителей, пока не решится судьба законопроекта.
Впрочем, это "договоренность" не помешала налоговикам оштрафовать в марте около 10 водителей, в том числе и А. Алехина.
Начальник отдела краевой налоговой инспекции, контролирующий сферу применения ККМ А. Бигдай, к которому я обратился за комментарием, начисто отверг версию об имеющейся устной договоренности "не трогать" водителей. К тому же, как он сказал, законопроект, на который ссылается Э. Терпогосов, "может быть, никогда не примут, а имеющиеся законы по части ККМ нужно выполнять сегодня". Впрочем, законы эти, если говорить откровенно, налоговая инспекция выполняет по удивительному графику – то с возрастающей активностью, то с почти полной апатией: например, по словам Э. Терпогосова, в январе за отсутствие ККМ были оштрафованы всего два водителя, в феврале – никто.
На вопрос о такой странной "принципиальности" налоговой инспекции в деле выполнения федерального законодательства, А. Бигдай с раздражением заметил, что, мол, надзор за соблюдением законов – это функции не прессы, а прокуратуры...
Конечно. Однако, на мой взгляд, именно непостоянство властей и непоследовательность контролирующих органов, в первую очередь, налоговиков, породили ту странную ситуацию, когда, уповая то на законопроекты, то на забастовки, то на "устные договоренности", водители упрямо игнорируют установку в салонах контрольно-кассовых машин. И, что самое интересное, их действительно, время от времени "не трогают".
– На самом деле, – говорит Э. Терпогосов, – около 30% водителей приобрели ККМ, зарегистрировав их в налоговой инспекции. Другой вопрос, что подавляющее большинство ими не пользуется. Проблем много, начиная от технического несовершенства приборов, которым свойственно ломаться. Сломался – значит, простой: пока отремонтируют, пока заново перерегистрируешь в налоговой... А ведь из-за чего идет "война": водители платят единый налог на вмененный доход, т. е. фиксированную сумму, а налоговики, аргументируя необходимость установки ККМ, прямо дают понять, что хотят точно контролировать доходы маршрутников, мол, на самом деле сумма единого налога занижена. Я не знаю, не думаю, что 6-7 тысяч за тяжелый труд водителя это много.
В любом случае, уверен, ККМ – а народ у нас на выдумки горазд - не "покажет" доходы водителя. Выход в другом: если кто-то считает, что единый налог мал – можно сделать обсчет пассажиропотока с привлечением любых контрольных органов. Покажет этот анализ, что единый налог требует корректировки в сторону увеличения – ради Бога - увеличивайте, но обоснованно.
Проблема применения ККМ – это не единственная и даже не главная для маршрутников. Куда важнее – взаимоотношения с различными посредниками, "присосавшимися" к маршрутному бизнесу и делающими на нем колоссальные деньги. Ведь только за возможность работать на маршруте водителю приходится заплатить, неофициально конечно, от 30 до 150 тысяч рублей.
Р.S. Вчера на Ставрополье стоимость проезда в общественном муниципальном транспорте повышена на треть. Стоимость проезда в маршрутных такси, не менявшаяся два с половиной года, оставлена без изменения.
3 апреля 2002 года