06:00, 22 марта 2002 года

Из глубины нарзанных вод

На торжественное открытие санатория "Исток" в Ессентуках я не поехал, хотя и был в числе приглашенных. Другие дела показались важнее. А теперь вот жалею – ведь оказалось, что это не просто еще один санаторий, каких у нас на Кавминводах немало, а начало нового этапа в развитии курортного дела.

Впрочем, часто бывает, что новое оказывается хорошо забытым старым. Так получилось и в данном случае. Чтобы убедиться в этом, надо вернуться в прошлое.

"Убежища для отдыха"

Как давно существуют санатории? Убежден: очень многие считают, что подобные лечебные учреждения, по крайней мере в нашей стране, появились после 1917 года, когда были национализированы частные клиники, дачи, пансионаты. А на самом деле первый прообраз санатория – его называли "заведение для выздоравливающих"- был основан во Франции в 1640 году. Массовое же развитие подобных учреждений, получивших позже наименование "убежища для отдыха", началось во второй половине ХIХ столетия в Англии и Германии. Первоначально они предназначались для людей, переболевших туберкулезом, позднее – и для поправки после других заболеваний. Их открывали страховые кассы предприятий для своих рабочих.

В России первый санаторий для чахоточных больных был создан под Самарой в 1858 году. А первый санаторий как курортное учреждение родился четверть с лишним века спустя на Кавказских Минеральных Водах. До той поры курортное бытие людей, приезжавших сюда лечиться, складывалось из трех, независимых друг от друга частей: жилье, питание, процедуры. В 1886 году бывший арендатор курортов А.Байков учредил в своем доме "приют для лечащихся с пансионом"- это и был фактически санаторий, пациентам которого не приходилось бегать по городу в поисках жилья, думать о том, где пообедать, заботиться о покупке талонов на ванны.

Первый нарзанопровод

Полностью новый вид комплексного лечения обрел права гражданства на рубеже веков. В 1900 году московский врач-филантроп М. Зернов, практиковавший в Ессентуках, вместе с группой заинтересованных лиц учредил здесь "Вспомогательное общество "Санаторий". Собрав небольшую сумму денег, они приобрели в новом курортном районе за Лечебным парком небольшой участок земли и построили на нем санаторное здание, сохранившееся до наших дней. В нем размещается сейчас Клиника института курортологии. Вокруг здания был разбит парк, где находились летняя читальня, кегельбан, детская площадка. Открытие первого санатория доктора Зернова состоялось в 1902 году, что позволяет нам сегодня отмечать его юбилей.

Начинание М. Зернова нашло немало последователей. Всего десяток лет спустя на каждом из курортов Кавминвод было уже по нескольку санаториев. Появлялись они по-разному. Так, кисловодский доктор С. Ганешин, построив в 1905 году пансионат, впоследствии обеспечил его постояльцев не только питанием, но и провел в здание нарзанопровод, устроил кабины для приема ванн и даже нарзанохранилище. Чем не санаторий?

Подобным образом поступали и лица, строившие или арендовавшие комфортабельные гостиницы. В том же Кисловодске владелец гостиницы "Гранд-отель" К. Тахтамиров оборудовал в ней десять нарзанных ванн и предоставил возможность врачам А. Васильеву и Н. Тугаринову открыть в помещении гостиницы физиотерапевтическую лечебницу "Азау", где отпускались обтирания и души, электро – и грязевые процедуры, массаж, ингаляции и даже производилась фитотерапия. Для обследования больных имелась рентгеновская установка.

Кстати сказать, те же Васильев и Тугаринов имели в Ессентуках собственный санаторий, также называвшийся "Азау". По их заказу архитектор Герасимов построил здание, специально приспособленное для курортного лечения (ныне его занимает санаторий "Воронеж"). Крыло, предназначенное для жилья, имело 78 комнат на 100 человек, то есть все палаты были только одно-двухместные. Окнами они выходили на восточную и северную стороны, чтобы в них не попадали жаркие лучи летнего солнца. Этой же цели служили и глубокие балконы. Для подъема на верхние этажи имелся лифт. Все палаты были телефонизированы. В крыле, предназначенном для процедур, находился полный набор лечебно-диагностической аппаратуры, от которой не отказались бы многие из сегодняшних здравниц. Не была забыта и культурно-массовая работа, как мы бы сказали сейчас, для этого имелись музыкальный салон, читальный зал, комнаты и открытые площадки для игр.

Низкие цены – высокие прибыли

Такие же комфортные условия для лечения и отдыха имели и другие здравницы того времени – как частные – "Вера" в Ессентуках, "Баксан", "Санитас" в Пятигорске, так и ведомственные - железнодорожников, почтово-телеграфных служащих. Ни в одном из них не было четырех-шестиместных палат, удобств "в конце коридора", очередей к врачу и в процедурные кабинеты, то есть всего того, что появилось в последующие годы. Причем санатории, о которых идет речь, создавались вовсе не для богачей. Да, в некоторых из них имелись дорогие номера, но основная масса мест была вполне доступна для людей среднего достатка и даже малоимущих.

Этой категории отдыхающих на курорте уделялось достаточно серьезное внимание. За символическую плату можно было попасть в санатории Красного Креста, Ведомства императрицы Марии, Общества пособия бедным, Студенческий. Специально для людей небогатых построили свой санаторий купцы-старообрядцы Бугров и Мальцевы. Да и созданное Зерновым "Вспомогательное общество "Санаторий" тоже ставило главной задачей "создание благоприятных условий жизненной обстановки во время лечения за возможно недорогую плату для малосостоятельных лиц всех профессий".

Комнаты с постельным бельем здесь предоставлялись бесплатно, за лечение взималась минимальная плата – не выше 45 рублей за весь курс, который длился более месяца. И при этом общество отнюдь не разорялось, а процветало. К 1914 году оно уже располагало тремя зданиями и имело капитал более миллиона рублей. Вот пример для нынешних деятелей курорта, убеждающий, что большие деньги можно заработать, не вздувая цены на путевки до величин астрономических, а, наоборот, снижая их.

Чудодейственные госпитали

Дальнейшая история кавминводских санаториев достаточно хорошо известна. Размещавшиеся поначалу в национализированных особняках и дачах, с 30-х годов они стали получать специально построенные для них помещения. Одним из первенцев курортного строительства был санаторий имени Ф. Дзержинского, сооруженный в Ессентуках по проекту архитектора А. Оля. В Железноводске по проектам ведущих советских архитекторов – таких, как М. Мержанов, И. Фомин, были возведены санаторные комплексы "Ударник", "Героев Магнитогорска". Наиболее активно велось строительство санаториев в Кисловодске. В предвоенные годы здесь появилось 17 новых здравниц, в том числе первенец курортного строительства санаторий "За индустриализацию" (впоследствии – "Х лет Октября"),имени Кирова, имени Орджоникидзе и слившийся с ним санаторий "Горные вершины" – его оригинальное здание, выстроенное в виде гигантской шестигранной гайки, неизменно привлекает к себе внимание.

В первые же недели Великой Отечественной войны на базе всех санаториев были развернуты эвакогоспитали, которые по мере приближения боевых действий к Северному Кавказу стали выполнять функции прифронтовых госпиталей. После изгнания с Кавказских Минеральных Вод фашист-ских оккупантов их деятельность сразу же возобновилась. Несмотря на все трудности, за короткий срок в Пятигорске было развернуто 17 госпиталей, где лечились одновременно 8 тысяч раненых, в Кисловодске – 40 госпиталей. Значительно превысили намеченные цифры принятых раненых медики Ессентуков и Железноводска. Успешному выздоровлению защитников Родины помогали природные лечебные факторы – минеральные воды, грязь, климат. Не случайно же в кавминводских госпиталях процент выздоровления раненых был выше, чем в других лечебных учреждениях страны. Так, из девятисот с лишним тысяч солдат и офицеров, которые лечились в Пятигорске за все время войны, 750 тысяч снова вернулись в строй - это 82 процента.

В послевоенные годы наиболее яркую страницу в истории здравниц Кавминвод открыло вышедшее в 1960 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Согласно ему все санатории и другие курортные лечебные учреждения, кроме ведомственных и туберкулезных, все минеральные источники и грязевые озера, все лечебные парки и другие курортные ресурсы безвозмездно передавались профсоюзам.

Расцвет, закат и – новый виток

Именно с 60-х годов начался подлинный расцвет курортов Кавказских Минеральных Вод, продолжавшийся около трех десятилетий. Даже беглый обзор этого периода свидетельствует, что ежегодно на каждом курорте вступало в строй по нескольку объектов курортного назначения – спальные и лечебные корпуса здравниц, санаторные клубы и столовые, водо-грязелечебницы, питьевые бюветы, климатические павильоны и плавательные бассейны, а так же пансионаты, гостиницы, рестораны. Среди наиболее масштабных строек 60-80-х годов - санатории "Родник", "Ленинские скалы", "Зори Ставрополья", несколько межколхозных здравниц в Пятигорске, санатории "Металлург", "Аврора", имени Калинина в Ессентуках, санатории "Дубрава", "Русь", "Бештау" – в Железноводске, санатории "Крепость", пансионат "Электроника", корпуса санатория имени Димитрова, Центрального военного и ряда других – в Кисловодске. В каждом городе появились совершенно новые курортные зоны, где "дворцы здоровья" заменили собой домишки пригородов.

К сожалению, в 90-х годах Кавминводы остановились в своем развитии и даже кое в чем отступили назад. Рыночные отношения больно ударили по экономике. Социальные катаклизмы усугублялись нестабильной политической обстановкой на соседних территориях. В результате уникальный оздоровительный комплекс, создававшийся многие десятилетия, в одночасье оказался на грани развала. Как в трудные военные годы, стали пустеть санаторные корпуса, некоторые были даже законсервированы.

И все же перелом наступил. Усилиями администрации Кавказских Минеральных Вод при активной поддержке правительства Ставропольского края удалось остановить разрушение курортов и направить их на путь возрождения. Большинство здравниц, осуществив реконструкцию своей лечебной базы, значительно повысили уровень комфортности и уже не испытывают, особенно в летние месяцы, недостатка в желающих приобрести путевки. В 2000 году средняя заполняемость санаториев превысила 100 процентов, а их коечная сеть значительно расширилась в первую очередь за счет ввода в эксплуатацию новых корпусов. Они появились в железноводских санаториях "Салют" и "Горный воздух", ессентукских "Металлург" и имени Калинина, кисловодском "Кругозоре". Родились и новые здравницы – "Долина нарзанов" и "Надежда" – в Ессентуках, "Виктория" – в Кисловодске.

Особо следует сказать об открывшемся в октябре 2001 года санатории "Исток" в Ессентуках. Это первый в России пример вложения частных инвестиций не в курортную инфраструктуру, не в магазин или ресторан, а непосредственно в создание лечебного учреждения. Хотя, наверное, точнее будет сказать – в возрождение. Ибо финансово-производственный концерн "МиГ" израсходовал немалые средства на восстановление аварийного здания санатория, построенного в начале ХХ века купцами-старообрядцами Н. Бугровым и братьями Мальцевыми. Современные предприниматели, возглавляющие концерн, прекрасно ожидали себе отчет в том, что средства, затраченные на реконструкцию здания и оснащение здравницы, вернутся не скоро. Тем более что цены на путевки в этот суперкомфортабельный санаторий будут какое-то время ниже, чем в других здравницах. Верится, что этому доброму примеру последуют и другие деловые люди - санаторных зданий, нуждающихся в их опеке и заботе, пока еще достаточно.

Тем не менее сегодня курортно-рекреационный комплекс Кавминвод имеет более ста санаториев, оснащенных самым современным лечебным и диагностическим оборудованием, укомплектованных медицинским персоналом, который славится своим профессиональным мастерством и душевностью. Свое место в этом ряду занимают и санатории, созданные на заре ХХ века и сейчас, сто лет спустя, продолжающие служить своему благородному предназначению.

Вадим ХАЧИКОВ
«Из глубины нарзанных вод»
Газета «Ставропольская правда»
22 марта 2002 года