06:00, 12 марта 2002 года

Чемоданное настроение

По статистике, за минувший год на постоянное жительство в Нефтекумский район прибыли 1570 человек, выехали же около двух тысяч. И такая отрицательная тенденция наблюдается здесь не первый год.

Cрываются с обжитых мест жители Махмуд-Мектеба, Новкус-Артезиана, Ачикулака, поселка Затеречного, города Нефтекумска и других населенных пунктов. Режущее слух слово "уезжаем" звучит в последнее время все чаще. Особенно с наступлением весны. Появляется больше объявлений о продаже домов, квартир, гаражей, дачных участков. Пакуют чемоданы в основном люди среднего, работоспособного возраста – те, кому начинать все с нуля не так страшно: впереди еще добрая половина жизни. Обустроиться, обжиться, завести друзей на новом месте для них – не проблема.

А в районе и без того не хватает врачей, учителей, специалистов разных отраслей. Если начиная с 90-х годов сюда прибывали беженцы, вынужденные переселенцы, которые заполняли вакантные места в сельской и городской местностях, то сегодня этот поток иссяк.

Почему же все-таки люди покидают родные места? Главная причина, по мнению многих, – безработица, отсутствие твердых заработков. К примеру, из сельхозпредприятия "Махмуд-Мектебское" уезжают в основном молодые. Те, кому в самое время сменить бы пенсионеров за рычагами тракторов, штурвалами комбайнов, на чабанских точках. А они уезжают. Их не устраивает, что в хозяйстве нет работы по душе, что здесь годами не выплачивают зарплату.

Такое же положение в селах Абрам-Тюбе, Тукуй-Мектеб, Новкус-Артезиан. Люди вынуждены из-за этого в летнее время брать в аренду землю и заниматься выращиванием арбузов. Осенью, собрав урожай, – продавать их или обменивать в других районах на картофель, муку. Таким образом создавать на зиму какие-то запасы продуктов. Или в самые жаркие месяцы года трудиться под палящими лучами солнца по найму у частников в овощеводческих бригадах, на луковых плантациях. Вместе с родителями на солнцепеке нередко работают от темна до темна и несовершеннолетние дети.

Уезжает народ и из поселка Зимняя Ставка. Форпост нефтяной отрасли Ставрополья, где селились первые геологи, буровики, прибывавшие осваивать нефтяную целину в 50-х годах, за полвека заметно сдал позиции. Все построенное первопроходцами ветшает на глазах.

Поселок стареет вместе с его жителями. А молодые специалисты в большинстве своем устраиваются на работу вахтовым методом на севере Тюменской области. И если кому-то из них удается скопить какие-то деньги, они уезжают в регионы с более благодатным климатом, с меньшей оторванностью от цивилизованных городов.

– В местной школе давно нет преподавателей физики и ино-странных языков, – рассказывает глава поселковой администрации Павел Лиманов. – Хотя есть пустующие, недорогие дома и квартиры, выпускники педагогических вузов сюда ехать не спешат.

Сегодня средняя заработная плата в Зимней Ставке составляет 776 рублей. Семьи существуют только за счет приусадебных участков и подворий.

Уменьшается население и в бывшем райцентре – Ачикулаке. Крупные и мелкие организации, некогда связанные с сельским хозяйством, пришли в упадок, как и само сельское хозяйство. Уезжают в основном русские семьи. Их дома покупают жители Дагестана, сумевшие добиться успеха в коммерции на Ставрополье. Для них условия жизни в Ачикулаке гораздо привлекательнее, чем в родных аулах.

До последнего времени держался лишь город Нефтекумск. В 90-е годы в нем резко выросло население, появились новые микрорайоны за счет беженцев из Чечни, переселенцев из Казахстана и других бывших республик СССР. Большинство горожан занято на предприятиях ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз". С ростом цен на нефть на мировых рынках нефтяники стали получать приличную зарплату, обеспечивать работой специалистов других отраслей. Но недавно в городе заговорили о сокращении штатов, об остановке отдельных цехов. И эти слухи оказались правдой. На биржу труда уже поступили сведения об освобождении почти 300 рабочих и инженеров. Еще более ста нефтяников, проживающих в Левокумском и Буденновском районах, тоже скоро останутся без работы. Что смогут им предложить в центре занятости населения? В Нефтекумске, например, только должности уборщиц и сторожей. Для несовершеннолетних и женщин-инженеров вакансий нет вообще.

Поэтому предупрежденные об увольнении уже начали строить планы на эту весну: где станут искать работу, куда переедут. У многих не без причины сейчас чемоданное настроение.

В ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" разъясняют, что сложная ситуация на данный момент во всей нефтяной отрасли России из-за падения цен на нефть и сокращения ее добычи. В отпуска без содержания ушли многие бригады нефтяников, работающие вахтовым методом на Севере.

А на Ставрополье, где месторождения "черного золота" находятся в четвертой, самой затратной стадии разработки, добывать нефть при сложившихся ценах становится невыгодным занятием. Поэтому ставропольские цехи планируется перевести с газлифтного способа добычи на менее затратный – механический. И если не изменятся цены на мировом рынке в сторону увеличения, в ближайшее время придется приостановить компрессорные станции, "поджать" количество работающих во всех вспомогательных цехах. Перспектива малоприятная.

Поэтому чемоданное настроение воцаряется сейчас не только в коллективах нефтяников, но и у тех, кто их обслуживает. О сокращении работающих уже заявили ОАО "Югстрой", СУ-1. В связи с реорганизацией районного узла связи заметно уменьшится количество сотрудников и в этом коллективе.

Положение не из легких. Сокращение добычи нефти ударит рикошетом по краевому бюджету, по всем службам, которые живут за счет собираемых налогов. И, конечно же, отразится на демографической ситуации во всем восточном регионе Ставрополья.

Нефтекумский район

«Чемоданное настроение»
Газета «Ставропольская правда»
12 марта 2002 года