Другой дороги нет
Вчера в Ставрополе под председательством губернатора А. Черногорова состоялось совещание, на котором были обсуждены итоги реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В нем приняли участие члены правительства, главы городов и районов, руководители федеральных структур. С докладами выступили руководитель управления МНС РФ по СК Т. Ренскова и министр финансов края Т. Погорелова.
Как известно, кампания по реструктуризации задолженности идет в крае с июня прошлого года, и главная ее особенность в том, что она не первая, но зато последняя. Это последний шанс для предприятий спастись от банкротства. Как стало ясно из доклада Т. Ренсковой, этот момент многие предприятия-должники все-таки усвоили. Об этом говорит то, что поступило 993 заявления на реструктуризацию 5 млрд. рублей долгов. По ним принято 905 положительных решений. 600 заявлений поступило на рассрочку платежей по долгам во внебюджетные фонды. Но, по мнению руководителя налоговой службы, это составляет чуть больше 64 процентов от потенциальной реструктуризации и еще есть время (до 1 апреля) вступить в нее сельхозпредприятиям, предприятиям ВПК, реструктурировать задолженности во внебюджетные фонды. Меры, принятые по этой большой работе, позволили снизить недоимку по краю более чем на 54 процента.
Казалось бы, можно радоваться и этому показателю, и тому, что мы заняли в этой кампании четвертое место по ЮФО и намного "перегнали" среднероссийские показатели. Но добиться того, чтобы предприятия использовали данный правительством РФ шанс на выживание и вступили в реструктуризацию, – полдела. Главное же в том, чтобы их из нее не исключили в процессе выполнения условий. Т. Ренскова считает, что тут налоговики и органы власти совместными усилиями должны использовать все меры, в том числе и административные, чтобы предприятия платили текущие платежи и четко выдерживали графики уплаты части задолженности. Тем более что есть такой нюанс: налоговые органы должны снимать с реструктуризации юридических лиц при малейшем нарушении условий, не вникая в обстоятельства, – таков суровый закон. Понятно также, что подобная льгота не дается просто так – за предприятиями, вступившими в реструктуризацию, будет усилен налоговый контроль, как заявила Т. Ренскова, никто не допустит, чтобы должники "уводили" ликвидное имущество, использовали другие известные всем формы ухода от уплаты налогов.
Т. Погорелова обратила внимание собравшихся на то, что впервые показатель уплаченных сборов превысил сумму начисленных налогов.Это очень положительное действие в том числе и реструктуризации, дающее дополнительные доходы. Теперь задача всех, в том числе и органов власти на местах, в том, чтобы удержать налогоплательщиков на этом уровне. Нельзя допустить, чтобы они не выполняли условий реструктуризации и таким образом вновь становились перед угрозой банкротства. Однако тут у органов власти есть поистине непредвиденные трудности: по существу, налоговики отказывают им в информации по конкретным плательщикам, в том числе и о задолженности их по уровням бюджета. При таких обстоятельствах благотворное влияние власти сводится на нет, скрытность до добра не доводит ни самих налоговиков, ни территории. Волнуют министра и так называемые проблемные банки, в которых застряло более 150 млн. рублей платежей, теневой сектор. Она привела такой пример: более 15 тысяч зарегистрированных предприятий не представляют отчетности.
Каждое выступление в прениях на этом совещании давало наглядное представление о том, как сказываются долги предприятий на жизни отраслей, обеспечивающих социальное благополучие края: пенсионному фонду должны 3,4 млрд.рублей, дорожному – 505 млн., фонду медицинского страхования столько, что если сейчас получить эти долги, то не будет никаких проблем с обеспечением лечебных учреждений всем необходимым. Даже сами налоговики остро ставили те вопросы, с которыми надо выходить на федеральный уровень.
Например, они считают неоправданной жесткость, с которой предприятия снимаются с реструктуризации. Если коллегиально решается вопрос о ней, то так же должен решаться и вопрос о снятии, тем более что бывают объективные причины, по которым то или иное предприятие не может в срок выполнить условия. Зашла также речь о том, что срочно надо определять так называемую черту населенных пунктов. Сейчас получается, что "пригородные" сельхозпредприятия должны платить за несколько гектаров "городской" земли столько, сколько за всю пашню вне городов и райцентров. Говоря о "суровости" условий, некоторые главы администраций выразились в том смысле, что эту суровость должны применить к себе и федеральные органы власти - в смысле отдачи своих долгов прошлых лет крестьянам.
Губернатор А. Черногоров, завершая совещание, сказал о том, что проблемы есть, но всем вместе надо поработать над укреплением финансового положения предприятий, обеспечить рост краевой экономики, другой дороги нет. Тогда у всех присутствующих будет меньше "головной боли" при решении социальных вопросов: ведь главное – это повышение уровня жизни населения Ставрополья.
6 марта 2002 года