06:00, 20 февраля 2002 года

Цена победы – два голоса

Всего два голоса определили на ближайшие четыре года кандидатуру главы муниципального образования в селе Степном.

Мы привыкли, что политика и выборные страсти – исключительная прерогатива Москвы, больших городов. Именно там, в мегаполисах, ее средоточие. Эту, казалось бы, аксиому в конце прошлого года подвергли сомнению жители села Степного. Никто представить себе даже не мог, что случившуюся там выборную коллизию будет рассматривать районный суд. Но обо всем по порядку.

Почти через год после некоторого безвластия (из-за болезни и смерти прежнего главы администрации) 16 декабря 2001 года здесь наконец состоялись выборы. На пост главы села территориальная избирательная комиссия зарегистрировала пятерых кандидатов. Все - достойные и уважаемые люди, не один год проработавшие в Степном.

Потоков грязи, к которым привык нынешний избиратель в мало-мальски крупных городах, выливаемых претендентами друг на друга, в Степном не было. Психология жителя периферии, где "беспроволочный телефон" разносит новость за час по селу, не позволяла делать то, что для кандидатов городского масштаба норма. Здесь все и так знают друг о друге если не все, то очень многое.

Еще в самом начале предвыборной гонки пятеро претендентов договорились о честной борьбе. По мнению председателя Степновской территориальной избирательной комиссии Г. Ширшика, кандидатам на пост главы села удалось соблюсти договоренность и не подмочить свою репутацию необоснованными заявлениями в адрес соперников. За время гонки избирком вынес всего лишь одно устное предупреждение кандидату.

Агитация тоже была скромной. Московских политтехнологов никто, конечно, не приглашал, да и штабы кандидатов по численности не превышали десяти человек. Наверное, селяне по большому счету определились с выбором задолго до дня голосования, и борьба носила, скорее, номинальный характер. На том предвыборные страсти и закончились.

Степное "закипело" в день выборов. Итоги голосования были подведены заполночь. На основании первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий уже 17 декабря территориальный избирком составил свой протокол, согласно которому выборы выиграл А. Литвиненко, главный инженер районных электросетей. За него отдали свои голоса 656 избирателей. Второе место занял председатель известного в районе колхоза В. Косенко, отстав от победителя всего на один голос.

Спустя несколько часов В. Косенко обратился в комиссию с просьбой пересчитать голоса. 18 декабря прошло еще одно заседание территориального избиркома. Учитывая перевес всего в один голос, избирком счел возможным удовлетворить его просьбу. В пачках бюллетеней у кандидатов нашлись "посторонние" и "испорченные" голоса. Бумаги "кочевали" из одной стопки в другую. В общем, резон повторно считать был. В итоге теперь "на коне" оказался В. Косенко с 657 голосами. А. Литвиненко после пересчета набрал 655 голосов.

Выборные страсти в Степном на том бы и завершились, но А. Литвиненко посчитал повторный подсчет голосов фальсификацией итогов голосования и подал в суд. В жалобе на действия территориальной избирательной комиссии Степновского района он просил признать недействительными результаты выборов в селе Степном. Оспаривая правомерность проведения повторного подсчета голосов, он указывал на факты давления на избирателей со стороны руководителя Степновской районной администрации В. Прилепко, который, по его мнению, применил "административный ресурс", оспаривал выборную "арифметику" избиркома, когда неизвестно откуда, по мнению А. Литвиненко, появлялись испорченные бюллетени, повлекшие его поражение.

Суд в удовлетворении жалобы А. Литвиненко отказал. По-другому и быть не могло, считает председатель территориальной избирательной комиссии Г. Ширшик, ведь первые итоги еще не были официальными и окончательными. Состоялся только предварительный подсчет голосов, не было заседания избиркома, на котором бы были приняты окончательные итоги голосования.

Как в самом Степном относятся к случившейся коллизии? Жители села, конечно, надеются изменить жизнь к лучшему, но особого оптимизма и веры в скорое улучшение не испытывают. Они понимают: скромный бюджет муниципалитета вряд ли позволит решить все проблемы в одночасье. По большому счету им все равно. Если денег нет, какая разница, кто будет бездействовать, В. Косенко или кто-то другой?

Судьба Степного во многом показательна не только для Ставрополья. Сегодня муниципальные образования почти повсеместно лишь наделены полномочиями и лишены полноценного финансирования. Их бюджеты, как правило, настолько скромны, что, если заткнуть одну брешь, непременно появляется другая. Отсюда и часто возникающие конфликты между властью государственной и муниципальной. Отведенная для муниципалитетов роль "свадебного генерала", конечно, почетна, но именно от них зависит полноценное содержание городских и сельских улиц, детских садов, работа транспорта и еще многое и многое другое.

Жители села живут повседневными заботами, справедливо замечая, что "пора работать, а не разговоры разговаривать". Нового главу считают сильным хозяйственником, прошедшим большую жизненную школу. В. Косенко долго работал в строительстве, на его "счету" сельский стадион, на базе которого проводились II сель-ские краевые игры, степновский Дворец культуры, многие другие объекты. В главы он "ушел" с поста председателя преуспевающего колхоза. "Может, чего и изменит, денег только б побольше было. Без них хоть семи пядей во лбу будь, ничего с мертвой точки не сдвинется", – часто слышал я в Степном.

В. Косенко официально вступил в должность главы Степного, но табличка на его дверях до сих пор еще не появилась. Букет красных гвоздик, который ему подарили при вручении удостоверения главы сельского совета, лег на могилу его предшественника. Ему, как и всем сторонам возникшего выборного конфликта, крайне неуютно в сложившейся ситуации. Неловко степновцам как-то, а отчего - объяснить не могут. И даже если односельчан, пускай даже формально, разделили выборы, они понимают, что им вместе еще предстоит долго и упорно работать на благо Степного.

Новый глава начал с того, что из скудного муниципального бюджета выделил деньги на компенсацию коммунальных услуг (порядка 800 рублей в месяц) для участковых милиционеров, занялся освещением улиц и разругался с некоторыми руководителями предприятий, найдя десятки тысяч неперечисленных рублей в муниципальный бюджет.

Точку в этом деле ставить рано. У А. Литвиненко есть возможность обжаловать решение Степновского районного суда в высшей инстанции - Ставропольском краевом суде. Понимая всю сложность ситуации, несмотря на резонную обиду и уверенность в своей правоте, А. Литвиненко пока этого не сделал. Он прожил в селе, как и его родители, всю свою жизнь и уезжать не собирается.

И как бы ни закончился суд, если таковой состоится, он даст нечто большее, чем просто судебное решение. Волна судебных разбирательств с недавних пор стала обыденностью для российского выборного процесса. Люди перестали бояться отстаивать свои права. Разве можно было еще пять лет назад представить, что кто-то станет спорить с избирательной комиссией? Похоже, правовая культура, как и политический накал страстей, перестала быть прерогативой крупных городов.

Пятьдесят на пятьдесят. Так или почти так разделились голоса между двумя соперниками в Степном. "Цена вопроса" – всего два голоса. Через четыре года у степновцев есть реальный шанс увидеть, чего стоят эти два голоса. Такой возможности оценить, правильным ли был выбор, пожалуй, нет ни у кого. Разочаруются ли они в своем выборе или посчитают, что поступили правильно?

«Цена победы – два голоса»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2002 года