06:00, 20 февраля 2002 года

Не чужие дети

В федеральном правительстве наконец-то зашла речь о беспризорных и безнадзорных детях. Определены цели и способы решения этой важнейшей проблемы. Даны поручения различным министерствам и ведомствам. Вроде планируется выделить кое-какие средства. Но цельной программы пока не просматривается. А вот в Туркменском районе Ставрополья и программа уже второй год реально работает, и деньги находятся, причем не в "общем и целом", а персонально для каждого ребенка.

– Неужели это мне? – глаза у Наташи Черняк округлились от удивления. – Девочка принимала из рук начальника ОВД района подполковника милиции Александра Демченко гро-мадную мягкую игрушку.

Она считала, что ее день рождения и без того уже отмечен по-царски: скажите, ну кто из подростков мог попасть в прошлом году на "Кинотаврик" – первый Всероссийский фестиваль детских и юношеских фильмов? А она попала! Всем миром – министерства образования и культуры края, райгосадминистрация, милиция, спонсоры - собрали десять тысяч рублей, кроме того, оплатили дорогу до Сочи и обратно. И осенние каникулы для обделенной родительской лаской девочки из детского дома стали просто сказкой.

Назвать этот созданный два года назад дом для детей обычным детдомом язык не поворачивается. Потому что и одежда воспитанников, и питание, и досуг резко контрастируют с подобного рода заведениями как у нас в крае, так и во всей России. Нет унылой униформы, нет мытарств с добыванием продуктов, с проблемами протекающих потолков и грубостью воспитателей. А самое главное – дети не чувствуют себя в этом доме чужими. В отличие от домов родительских, где зачастую царили беспросветное пьянство и нецензурная брань.

В Красном Маныче, например, трое ребят в течение двух лет вынуждены были проживать с отцом и матерью, лишенными родительских прав. Трудно догадаться, какова там была обстановка? Старшей девочке повезло: ее призрел приход Александровской церкви Благодарненского района. А меньших куда девать?

Еще трагичнее сложилась ситуация в другой многодетной семье. Вначале умерла мама. Затем бабушка. А через полгода скончалась совершеннолетняя старшая сестра ребятишек, назначенная опекуншей. Пятеро мальчишек и девчонок остались безнадзорными. А все ближайшие детские дома были переполнены. Вот тогда, два года назад, администрации района и районного центра и приняли совместное решение о создании местного детдома. Три детских садика соединили в два. А в освободившихся помещениях поселили сирот и тех ребятишек, что стали беспризорниками при живых родителях.

Участие в судьбах обделенных материнской лаской детей приняли различные краевые и районные ведомства, трудовые коллективы, фермеры, предприниматели... Благодаря усилиям всех "нянек" дети получили пятиразовое питание, добротную и красивую одежду, два цветных телевизора, видеодвойку (и довольно солидную, со вкусом подобранную видеотеку), компьютер, музыкальный центр. Есть в детдоме свои врач и психолог, повар, учитель музыки, другие специалисты. А еще есть спонсоры, персонально шефствующие над воспитанниками.

Правда, "персонально" не всегда получается. К примеру, если начальник ДРСУ Сергей Рашевский везет новогодний подарок "своему" мальчику, то обязательно точно такие же вручает и другим детям: а как иначе в их глазенки смотреть? Или возьмем фермера Василия Андрющенко, который частенько безвозмездно поставляет в детдом гречку, сахар, муку. Он что, может сказать, чтобы кашу варили или пироги пекли только для его подшефного?

Кстати, со спонсорской помощью иногда и казусы выходят. Одна из краевых комиссий упрекнула: мол, почему не полностью расходуете положенные на каждого ребенка сорок рублей в сутки? Пришлось доказывать, что добровольные пожертвования граждан и организаций (обязательно приходуются) позволяют сэкономить деньги и пустить их на нужды все тех же ребятишек: на текущий ремонт, строительство душевых и прачечной, приобретение настольных игр...

Не стоит думать, что воспитанники в детдоме – этакие белоручки, сидящие на всем готовеньком. Дети-то в основном крестьянские, а потому и работы не чураются: зелень на огороде (он сейчас расширяется) сами выращивают, помещения убирают, в ремонте посильное участие принимают. Все как в семье. Жаль только, что родительскую ласку ни спонсоры, ни самые дорогие подарки не в состоянии заменить...

Вернувшись из командировки в Летнюю Ставку, рассказал об этом необычном детдоме, его обитателях и покровителях одному из знакомых, занимающемуся, кстати, профилактикой детских правонарушений. Внимательно выслушав, он скептически бросил: "Подумаешь, для десятка ребятишек тепличные условия создали. А об остальных кто позаботится?".

Заботятся в Туркменском районе и о других детях. В первую очередь из малообеспеченных семей. Что для подростков сейчас самое непростое? Правильно: специальность получить. Именно с этой целью и создали в райцентре филиал светло-градского колледжа, где семьдесят пять мальчишек и девчонок получают профессии водителей, сельских механизаторов, швей. Абсолютно бесплатно. Считай, у себя дома. А если в город ребят отправлять, то надо квартиры им снимать (в общежитии мест не хватает), питание организовывать...

Не реже чем раз в месяц члены районной комиссии по делам несовершеннолетних бывают в неблагополучных семьях, ведут профилактические беседы с нерадивыми родителями и трудными подростками. В прошлом году совместными усилиями администрации, милиции и общественности удалось остановить рост детской преступности и наркомании.

Подчеркну, пока остановить, не снизить. Но перспективы обнадеживающие: дети-то не чужие...

«Не чужие дети»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2002 года