06:00, 19 февраля 2002 года

Хозяин не барин, работник – не раб

С первого февраля вступил в силу новый Трудовой кодекс, в котором труд без оплаты признан принудительным со всеми вытекающими последствиями, вплоть до уголовной ответственности виновных.

В ТК четко определены органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Важную роль среди этих органов играет Федеральная инспекция труда. Сегодня мы беседуем с руководителем Государственной инспекции труда в Ставропольском крае У. Салпагаровым, который комментирует основные положения Трудового кодекса и его отличие от старого КЗОТа.

– Умар Ильясович, Трудовой кодекс РФ довольно долго пробивал себе дорогу в жизнь, хотя все – на уровне правительства, профсоюзов и Думы – понимали, что старый КЗоТ образца 1971 г. не отвечал потребностям рыночной экономики, кардинально изменившей характер трудовых отношений. Однако даже теперь, после принятия этого документа, не утихают крики оппонентов – мол, Россия получила Трудовой кодекс, существенно ущемляющий права работников. Так ли это?

– Тихо бывает только на кладбище, где уже никто ни с кем не спорит...

Ситуация такова: сегодня мы имеем разнообразие форм собственности и миллионы работодателей. А раньше был только один - государство. Труд, по существу, стал наемным, возник рынок труда. Главное предназначение нового Трудового кодекса заключается в обеспечении баланса, согласования интересов работодателя и работников, в том числе и состоящих в профсоюзе. А интересы у них разные, а вернее – противоположные. Поэтому Трудовой кодекс неизбежно будет объектом критики.

А что касается якобы ущемления прав работников... Это просто слова: даже при неглубоком анализе ТК можно заметить, что наиболее существенные нормы, которые защищают права работников, не только сохраняются, но и увеличиваются. Например, полностью сохранены положения КЗоТа о продолжительности рабочего времени, щадящем режиме для беременных женщин и подростков, инвалидов, об оплате за сверхурочный труд и в выходные дни.

В то же время ТК существенно увеличивает права трудящихся, устанавливая штрафные санкции по отношению к недобросовестным работодателям: за каждый день просрочки зарплаты они обязаны выплатить работнику 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ.

– Много ли это?

– Все зависит от величины зарплаты. Допустим, от 2000 рублей - это около 1,70 руб. каждый день. В месяц сумма, конечно, получается небольшая, но, если на предприятии много высокооплачиваемых специалистов и трудится тысяча-другая человек, работодатель серьезно задумается, стоит ли ему "играть" в задержки.

Кроме того, по новому ТК работник на 15-й день задержки зарплаты вообще может прекратить трудиться до полного погашения долга, письменно уведомив об этом работодателя. Никаких взысканий за это быть не может.

Усиливается защита работников по отпускам: 28 календарных дней - минимальный размер отпуска. За ненормированный рабочий день, работу в условиях Крайнего Севера, педагогическим работникам - устанавливаются дополнительные отпуска, предел которых не ограничивается. Кстати, теперь можно получить отпуск через 6 месяцев работы, а не через 11, как записано в советском КЗОТе. Немаловажен и тот факт, что ТК (в отличие от КЗОТа) признает право работников на забастовку для разрешения коллективного трудового спора. Дисциплинарная ответственность за это теперь не грозит.

Подобных норм, защищающих права работников, в новом ТК множество. Поэтому ошибаются те, кто видит в этом документе прежде всего "репрессии": собственно вопросам ответственности, наказания в нем посвящено совсем немного статей – 50 из 424. Остальные же направлены на формирование цивилизованных, производственных отношений, выгодных как для работодателя, так и для работника - так, чтобы хозяин не чувствовал себя полноправным барином, а работник – бесправным рабом...

– Действительно, в новом Трудовом кодексе достаточно прямых норм, защищающих права работников. В том числе – гласящая, что минимальная зарплата в РФ сегодня не может быть ниже прожиточного минимума. Правительство определило, что в четвертом квартале прожиточный минимум составил 1711 рублей. Означает ли это, что возглавляемая вами инспекция завтра начнет применять суровые санкции к тем предприятиям, где зарплата недотягивает до прожиточного минимума?

– Да, такая норма записана в ТК, что является серьезнейшим, принципиальнейшим продвижением вперед по сравнению с КЗОТом. Ведь ясно – минимальная зарплата, составляющая сегодня 300 рублей, явно занижена. Увеличение "минималки" будет "подпирать" всю систему оплаты труда снизу и подталкивать к ее повышению для всех категорий работников. Другое дело, что в Трудовом кодексе оговаривается, что эта норма вступит в силу поэтапно, поскольку сразу во всех отраслях сделать это одномоментно невозможно – по чисто экономическим причинам. Так что пока никаких санкций не будет.

В этой связи хочу отметить, что в условиях сохраняющейся инфляции существенное значение имеет и статья 134 "Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы", которая предполагает индексацию зарплаты с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.

– Умар Ильясович, в Трудовом кодексе самостоятельный раздел посвящен социальному партнерству. Что это такое и с чем его "едят"?

– Термин "социальное партнерство", наверное, не совсем удачный, учитывая внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя. Но в данном случае главное – смысл: реализуется социальное партнерство через систему соглашений между работниками и работодателями – начиная с генерального трехстороннего соглашения, заключаемого на федеральном уровне, региональных, отраслевых соглашений и заканчивая коллективными договорами на предприятиях. Коллективный договор можно назвать своеобразной конституцией трудовых отношений – как стороны запишут в договоре, так и будут организованы рабочие места, такой и будет оплата труда и т.д.

Это очень ответственное решение: в момент заключения трудового договора стороны формально равны, но как только документ подписан, работник утрачивает автономию воли и обязуется исполнять приказы и распоряжения работодателя, требования должностных инструкций, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.

По новому ТК работодатель обязан оформить отношения с каждым работником (раньше достаточно было издать приказ), подписать с ним договор, фиксирующий особенности организации, условий и оплаты труда, возможно – о гарантиях и компенсациях.

Появилась в трудовом законе принципиально новая глава о защите персональных данных работника. Ведь в "личных делах" столько разного – от хорошего до компромата. Теперь зафиксировано, что работодатель, как правило, пользуется информацией, предоставленной ему самим работником, и все сведения о нем должны быть открытыми, т.е. доступными самому человеку. Согласно ст. 85 "работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни".

– Немалая часть работодателей является не юридическими, а физическими лицами. Их наемные работники – большей частью вообще бесправные люди: рабочая неделя ненормированная, сверхурочные, отсутствие отпуска и страховых полисов и прочие "прелести" дикого капитализма. Новый Трудовой кодекс поправил эту ситуацию?

– Да. Частный работодатель (физическое лицо) поставлен на один уровень с юридическим лицом, то есть обязан руководствоваться в своих отношениях с работниками всеми нормами Трудового кодекса, в том числе заключением с ними трудового договора, уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды и т.д. Также четко зафиксированы в ТК особенности регулирования труда совместителей, временных и сезонных работников, работающих вахтовым методом, надомников.

– Легче ли теперь работодателю уволить работника?

– Это очень важный и сложный вопрос. Нельзя, с одной стороны, допускать типичного ныне произвола работодателя, а с другой, сохранять такое положение, когда практически невозможно уволить работника – например, лодыря или пьяницу. Новый Трудовой кодекс (ст. 81) дает конкретный перечень случаев, когда работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе. При этом (ст. 82) указаны и случаи, в которых увольнение работников, являющихся членами профсоюзов, производится с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа, – это сокращение численности или штата, недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации.

– Может создаться впечатление, что Трудовой кодекс "бьет" в первую очередь по работникам...

– Это не так. Ответственность за нарушение ТК действительно более жесткая, чем раньше, но распространяется она в равной мере и на работника, и на работодателя. За нарушение дисциплины труда, норм безопасности может быть уволен и первый, и второй.

Новый Трудовой кодекс предусматривает также материальную ответственность работника, причинившего ущерб работодателю, - допустим, водитель сел пьяным за руль и разбил автомобиль. Это касается и руководителей, нанесших своими решениями ущерб фирме: он может быть просто уволен собственником. По старому законодательству сделать это было практически невозможно.

На самом деле ТК – далеко не единственный рычаг воздействия на трудовые отношения. Недавно В. Путин подписал новый Административный кодекс, где прописаны восемь составов ответственности работодателя за нарушение трудовых прав работников - вплоть до дисквалификации и увольнения.

Ну и, наконец, хотелось бы обратить внимание читателей на еще одно важное новшество, заложенное в Трудовом кодексе в части защиты прав работников, где подробно расписан институт самозащиты. Это своеобразная инструкция к действию – куда обратиться, что предпринять, если возникли разногласия с руководителем. Впрочем, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев любой конфликт можно разрешить, не доводя дело до крайностей, например, остановки производства. Если рассудить здраво, забастовка не нужна ни руководству, ни коллективу предприятия.

«Хозяин не барин, работник – не раб»
Газета «Ставропольская правда»
19 февраля 2002 года