Мальчик и девочка на фоне времени
Постановлением губернатора СК ряду учащихся общеобразовательных учреждений культуры и искусства присуждены именные губернаторские стипендии. Сегодня мы рассказываем о двух лауреатах.
Голос дороги
Маленькому мальчику было всего три года, но он, как взрослый, посещал в Доме пионеров изостудию и танцевальный кружок. Водила его мама каждый день, будто на работу, и вот однажды Богдан услышал доносившиеся из-за двери какие-то неведомые звуки, будто где-то ветерок звенел. Потянул маму за рукав: "Хочу туда!". За дверью играли на домре, довольно редком музыкальном инструменте. И у трехлетнего ребенка появилась первая в жизни мечта – научиться играть на домре...
С тех пор прошло почти 10 лет. Сегодня Богдан Биденко - обладатель гран-при на краевом конкурсе исполнителей на русских народных инструментах среди музыкальных школ. Он губернаторский стипендиат, учится в пятом классе второй музыкальной школы и в седьмом 29-й общеобразовательной. Впервые в жизни он вышел почти одновременно на городской, зональный, краевой уровни конкурса и победил в каждом. "Какая же теперь у тебя мечта?" – спросила я Богдана. Он внимательно посмотрел на меня: "Хочу стать настоящим музыкантом, чтобы... доказать папе, как я его люблю и что я тоже настоящий". Мама, Виктория Биденко, пояснила: "Богдан помнит о папе, а папа с нами не живет и даже не платит алиментов". Вот такие обстоятельства судьбы, впрочем, есть и другие. Виктория Витальевна по профессии техник-связист, но найти работу по специальности не может и трудится техничкой в ФСБ. Денег на двоих детей не хватает, и потому они с Богданом убирают еще и подъезды. Со здоровьем у мальчика тоже проблемы. Но самая большая теперь беда - невозможность приобрести новую домру. Своей у Богдана вообще нет, а школьная почти не пригодна для дальнейшей работы, выработала свой ресурс.
Да, ситуация с талантливыми детьми сложная, имеющая характер особых взаимотребований: юного дарования и общества. Великолепная беглость пальцев, скажем, дана Богдану от природы, но научить и поставить его на ноги могут только взрослые. Елена Земскова - яркий, требовательный педагог. Успех ее ученика Богдана – и ее успех. Это Елена Христовна обучила его редким техническим приемам, учит слышать музыку, смотреть на ТВ культурные программы, понимать мир... В свою очередь общество, в лице авторитетных комиссий, требует: "Талант? Докажи!". Губернаторская стипендия дается на год. А как доказать, если у юного музыканта нет инструмента?..
О Богдане говорят, что как личность он сценически устойчив, у него большая воля к победе. "А вот в жизни, – спросила я, – что необходимо, чтобы тоже быть устойчивым?". Богдан думал, смущенно улыбался и ответил: "У нас самый дружный в школе класс. Девочки не курят, я тоже не курю (смеется). Иногда приношу домру и играю в классе. Становится так тихо... Я хочу, чтобы у каждого была своя дорога. Чтобы идти и понимать, что она тебе говорит...".
Загадка Тани
Меня необыкновенно занимала эта тринадцатилетняя девочка Таня Колпикова. Мы познакомились в Ставропольском училище искусств, куда она пришла на урок к педагогу Ирине Алексеевой. У Тани очень серьезные глаза, мягкие черты, детское лицо. По всему видно: человек она сдержанный, скромный и еще очень юный. Однако достаточно было Тане сесть к роялю и начать играть, чтобы все изменилось. Я почувствовала мощную недетскую власть этой девочки над собой. Этюд Листа она исполняла уверенно, великолепно, и в какой-то момент у меня мелькнула мысль: вот наша взрослая жизнь - дом, работа, отношения, город... И вот девочка с огромным музыкальным даром – "возьмите, это все для вас!". И что же? Филармонические концерты Тани, как и других талантливых учащихся и даже известных артистов, проходят далеко не всегда в заполненном зале. Да что вообще говорить, если ее класс в общеобразовательной школе ни разу не слышал несравненную Таню Колпикову, победительницу трех всероссийских конкурсов юных пианистов и бесчисленного множества краевых и региональных фестивалей! Вот если бы Таня была глупенькой поп-звездой...
А между тем, сосредоточив свои мысли на музыке, Таня неизбежно соприкасается с миром взрослых проблем. В свои 13 лет она учится в девятом классе общеобразовательной школы № 16. У нее индивидуальный план обучения – ведь ей приходится по 6-7 часов в день заниматься музыкой. Два года, давая Тане уроки отдельно от класса, школа не брала с нее денег. Однако в этом году что-то изменилось, и с ее мамы, единственной кормилицы двоих детей, теперь требуют деньги за индивидуальное обучение дочери. В министерстве образования края ситуацию прокомментировали так: Таня не инвалид детства, не больной ребенок, и получать такие услуги бесплатно у нее нет права по закону...
Вообще же Таня родом из села Журавского Новоселицкого района. Ее мама, Людмила Колпикова, работает в музыкальной школе педагогом по классу фортепьяно. Обнаружив у дочери незаурядные способности, поначалу занималась с ней сама, а затем привезла Таню в Ставрополь, где она живет теперь у бабушки с дедушкой и учится во 2-й музыкальной школе. Удивительно в этой истории то, что в свое время мама Тани была ученицей Ирины Павловны Алексеевой, педагога с консерваторским образованием и большим преподавательским стажем. Здесь, в Ставрополе, Ирина Павловна, работающая помимо училища еще во 2-й музыкальной школе, по сути заменила Тане маму. Ее рояль, пластинки, книги... Таня читает Шекспира, Драйзера, Булгакова... Хлопоты со сборами на конкурсы: платье для Тани, туфли для Тани... И эти волнения – удастся ли достать денег на поездку? В последний раз помог Н. Еськов из "Росфонда социального прогресса"... Не говоря уже о том, что подготовка к каждому конкурсу означает часами просиживать с Таней у рояля, шлифуя каждую ноту. Вот что такое действительное желание взрослых поставить на ноги талантливого ребенка. Так что губернаторская стипендия для Тани – подарок судьбы. Впрочем, бывает и по-другому. На сафоновском конкурсе в Пятигорске кто-то из устроителей пообещал выдать лауреатам по 1000 рублей. Можно было мечтать о новой поездке! Денег, однако, не дали... Да еще в гостинице украли фотоаппарат, где на отснятой пленке остались не проявленными разные известные профессора в окружении юных российских дарований.
* * *
Вторая музыкальная школа существует в Ставрополе 35 лет. Из 49 ее преподавателей 30 имеют высшее специальное образование. Это серьезный уровень, и потому в этой школе много талантливых детей. Интересно, что общественные перемены последнего десятилетия совершенно изменили социологическую картину школы. Скажем, в прежние времена музыкальное образование считалось очень престижным, и потому его стремились продолжить. Теперь престижны совсем другие профессии, а музыка рассматривается как увлечение или возможность улучшить имидж. Раньше основной костяк школы составляли "элитные" дети, теперь это дети из многодетных и неполных семей. Для них музыка с ее высоким духовным потенциалом – реальный шанс войти на равных с прочими в жизнь взрослого общества. "Эти обстоятельства, - размышляет директор МШ № 2 Светлана Бородина, – буквально взывают к нашей совести. Мы оказались в ситуации, когда ни школа с ее нищенской материальной базой, ни родители-бюджетники не в состоянии помочь своим удивительно талантливым детям. Персональных стипендий на всех не хватит. А меценаты – приятное воспоминание истории. Ведь даже в Детском фонде нам говорят: да, понимаем, талантливые дети, но ведь не инвалиды...".
29 января 2002 года