Кто услышит?
Для экспертов, которые займутся восстановлением справедливости в оценке творчества художников Ставрополья, одним из путеводителей явится вышедшая в Ставрополе книга Людвига Коштояна "Отречение". В ней даются портреты или, говоря точнее, штрихи к портретам трех художников, с которыми автор лично общался в течение многих лет, – Петра Горбаня, Евгения Саврасова и Татьяны Третьяковой-Сухановой. Автор – не искусствовед, но он писатель, влюбленный в искусство и его творцов. Манера, в которой он живописует своих героев, красочна и экспрессивна. Кто-то упрекнет его в восторженности, но есть достаточно оснований считать, что она оправдана.
Hазвание книги совпадает с названием программного полотна Петра Горбаня, на котором изображен Галилей, лежащий перед кардиналами. "Деформированное тело ученого напоминает раздавленную гусеницу, героя Кафки. Смотрит, насколько помню, безучастно. По непреклонным лицам судей в красном приговор инакомыслящим очевиден – Земля не должна вращаться". Как отмечает Коштоян, художник, "переступив черту, из зоны унизительного благополучия вырвавшись, влетел в зону неприкрытого обстрела...". Далее он пишет: "И ветеран войны, стесняющийся пользоваться льготами, офицер, сменивший танк на кисти, художник, заново открывший тем же зрителям мир, в котором они живут, не мог заработать себе на чай, сигареты, краски... Больше стало искореженных деревьев на рисунках с перекрученными ветками, с таким упорством боровшихся с обезумевшей стихией... Неистовый, он не щадил ни себя, ни семью. Долги возрастали. Работ становилось все больше, и почти каждую из них он доводил до символа".
Петр Горбань говорил автору:
– Кому известен, чтобы издали альбом? Подумаешь, за рубежом хотят купить мои работы. Конечно, все наши труды – ценность страны. И продать за рубеж хорошую – жалко. Плохую – стыдно. Но здесь они мало кому нужны.
Опасение художника, что после его смерти картины будут выброшены, было напрасным. Но хаотическая распродажа их наследниками в случайные руки тоже может оказаться чреватой невосполнимыми потерями.
Рассказ о другом художнике, скульпторе и педагоге Евгении Саврасове автор начинает с описания его детских и юношеских лет, пытаясь уловить процесс формирования творческой личности. Приводит автор интересные высказывания и самого Саврасова: о конструктивизме, о современности в живописи, интерьере, архитектуре, о своем методе преподавания. Мысли, любопытные и в литературном, и в человеческом отношении.
О картинах художника-графика, поэта и врача Татьяны Третьяковой-Сухановой в книге читаем: "Трогательнейшие, добрейшие полуфантастические существа рождались в предельно лаконичных линиях. В этих обрывках сновидений, смешавшихся с реальным миром, заметно главное, что переполняет поэта-художника, – требование глубинного и высокого... В ее работах все дорисовывается уже собственным воображением, как если бы мы смотрели на меняющиеся формы облаков, языков пламени, волны морского прибоя... В них нет умствования – образ держится на чувстве, движимом пластичнейшей линией".
И вновь, как и в предыдущем очерке, встречаем отзыв о ее работе многоопытного Петра Горбаня:
– Не знаю, как у нас воспримут, а во Франции ее рисунки произвели бы фурор. Даже за самую махонькую платили бы по пятьсот долларов.
И тут же слова самой художницы:
– Нет, нет, нет! Ни за что! Ни одной не продам, ни одной! Когда на душе тяжело, смотрю на них, и, знаете, они помогают мне жить... Я их делаю не ради денег...
Очерки Л. Коштояна о ставропольских художниках отличаются поэтичностью, сочетающейся порой с тем, что можно назвать высоким... косноязычием, как бы парадоксально сие ни звучало. Это обусловлено особенностями его таланта, а также человеческой и писательской судьбы. Книга вышла без участия редактора, который мог бы "причесать" ее, но при этом были бы, по-видимому, стерты и некоторые индивидуальные черты.
Книга Людвига Коштояна – это конкретные судьбы земляков наших. И еще – надежда, что их талант будет оценен по достоинству, например изданием альбомов с воспроизведением их лучших работ. Вот только кто услышит? И кто сделает?
24 января 2002 года

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
