06:00, 18 января 2002 года

Коммунальное бытие будоражит сознание

Минувший год, как известно, прошел на Ставрополье под знаком Года жилищно-коммунального хозяйства. Велика вероятность того, что и в году наступившем всеобщий интерес к этой отрасли не ослабеет. В ноябре коммунальной реформе был дан очередной импульс в виде новой подпрограммы реформирования и модернизации ЖКХ, принятой в рамках федеральной программы "Жилище". Реформа ЖКХ затронет и уже затрагивает каждого из нас, и потому проблемы этой сферы определили основную тему разговора с заместителем председателя правительства Ставропольского края – министром ЖКХ, строительства и архитектуры края Юрием ТЫРТЫШОВЫМ.

– Юрий Павлович, удачным ли выдался для жилищно-коммунального хозяйства края 2001 год?

– Так совпало, что жилищно-коммунальному хозяйству не только у нас в крае, но по всей Российской Федерации было уделено исключительное внимание. Впервые после десяти лет реформирования ЖКХ и "муниципализации" всех проблем этой сферы государственные органы власти признали, что политика невмешательства и бесконтрольности себя не оправдала. К сожалению, чтобы осознать это, нужно было подойти к катастрофическому состоянию отраслевых фондов и пережить приморский кризис.

В мае под председательством президента состоялось заседание Государственного совета России, посвященное коммунальной реформе. Я как член рабочей группы президиума Госсовета мог лично убедиться, какая колоссальная работа была проведена для анализа сложившейся в отрасли ситуации и выработки рекомендаций по дальнейшему ходу реформы. Многочисленные консультации продолжились и после. В итоге в ноябре появилась новая модель реформы, реализация которой рассчитана на ближайшие восемь лет.

Вместо навязчивой идеи перевода жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость исключительно за счет роста тарифов мы имеем долгосрочную федеральную программу финансового оздоровления жилищно-коммунальной сферы, привлечения инвестиций. Не тарифы, а инвестиционные вложения, в том числе бюджетные, станут основой обновления обветшавших фондов и улучшения качества ЖКХ-услуг. На мой взгляд, это и есть удача как для отрасли, так и для потребителей услуг.

У нас в крае удалось сделать многое в этом направлении уже при подготовке жилищно-коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период 2001-2002 годов. В водопроводно-канализационном хозяйстве было заменено и капитально отремонтировано в два раза больше сетей, чем в прошлом году. В теплоснабжающем хозяйстве объем работ в полтора раза превысил прошлогодние показатели. В общей сложности в крае было обновлено 139 километров коммунальных трубопроводов и более 200 километров линий электропередачи. В электроснабжающем хозяйстве, пожалуй, впервые за последние годы ударно поработали в райцентрах – селах Александровском, Дивном, Степном.

Парк коммунальной техники обновился более чем на сто единиц. Это высший показатель за последние десять лет.

В октябре нам удалось успешно провести первую не только в крае, но и во всем Южном федеральном округе специализированную окружную выставку, посвященную жилищно-коммунальному хозяйству, и первый краевой конгресс работников отрасли.

Год жилищно-коммунального хозяйства принес отрасли и еще одно важное "завоевание". Впервые бюджетные организации края в полном объеме рассчитывались за потребляемые коммунальные услуги и, более того, частично начали погашать долг прошлых лет, чего, кстати, я не могу сказать о федеральных структурах.

– Насколько дороже стали обходиться жилищно-коммунальные услуги жителям края? Предполагалось, что тарифы для населения в минувшем году будут доведены до 80 процентов от затрат на производство услуг.

– Цифра 80 – это утвержденный на 2001 год федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат. Исходя из этой цифры просчитывалась потребность края в федеральных трансфертах и параметры коммунальных расходов краевого и местных бюджетов. Реально к этой отметке были приближены лишь тарифы краевых государственных предприятий "Ставрополькрайводоканал" и "Ставрополькрайтеплоэнерго". Среднекраевой показатель с 63% в начале года вырос до 71% в декабре. Для отрасли это означало единственное – непокрытые убытки.

Рост абсолютной величины тарифов был более заметным. В среднем по краю кубометр воды подорожал на 1,25 рубля, плата за содержание и техническое обслуживание квадратного метра жилья увеличилась на 42 копейки, отопление одного квадратного метра жилья – на 88 копеек, на столько же подорожали услуги по водоотведению.

К сожалению, определяющим фактором в пересмотре тарифов, помимо реформы, по-прежнему выступало удорожание энергоносителей, цены на которые выросли приблизительно на четверть. Причем в прошлом году была отменена льгота для водоканалов по оплате электроэнергии.

Уже ни для кого не секрет, что в текущем году энергоносители подорожают еще на 35 процентов. Я с трудом могу представить себе ситуацию, чтобы о подобном намерении объявило и жилищно-коммунальное хозяйство, хотя потребность в финансовых ресурсах здесь не менее острая. Дело не в силе аргументов. Такие крупные российские монополии, как МПС, "Газпром" и "ЕЭС России", могут диктовать условия, поскольку работают главным образом с предприятиями. ЖКХ работает с населением, а его крайне сложно убедить в обоснованности роста тарифов. Нам приходится не только аргументировать необходимость доведения ЖКХ-тарифов до себестоимости, но и сдерживать волну возмущения, вызванную ростом стоимости услуг после очередного скачка цен на энергоносители.

– Так какие вы можете сделать прогнозы на 2002 год относительно коммунальных платежей? Этот вопрос сегодня волнует, наверное, без преувеличения всех жителей края.

– В рамках имеющихся у меня полномочий я буду настаивать на том, чтобы жилищно-коммунальные предприятия 90 процентов издержек компенсировали за счет платежей потребителей, что соответствует уровню федерального стандарта на 2002 год. В результате реформы услуги ЖКХ подорожают не более чем на 20 процентов. Остальной рост возможен по причине удорожания составляющих затрат, тех же энергоносителей.

Я убежден в том, что постепенно нам следует отказываться от дотирования предприятий ЖКХ и переходить на экономически обоснованные тарифы. Из-за дотаций каждый литр отпускаемой населению воды становится дешевле независимо от того, кто потребляет воду, богатый или бедный. Значит, дефицитные финансовые ресурсы используются неэффективно. Кроме того, дотируя то или иное предприятие, мы заведомо навязываем потребителям его услуги и тем самым ограничиваем конкуренцию, элементы которой в отрасли вполне возможны.

От дотирования предприятий ЖКХ мы начнем переходить к адресному дотированию населения, то есть развивать службу предоставления жилищных субсидий. Схема предоставления субсидий останется прежней: жилищно-коммунальные платежи (в пределах социальных норм) не должны составлять более 22 процентов от совокупного дохода семьи. Я надеюсь, что нам удастся усовершенствовать работу этих служб так, чтобы нуждающимся достаточно было представить только заявление. Безусловно, для создания такой системы потребуются немалые затраты, но именно такой порядок, как мне кажется, нужно считать нормой и такова мировая практика.

Могу гарантировать, что субсидий хватит всем. В текущем году мы ожидаем почти десятикратное увеличение бюджетных расходов на эти цели. При этом, если раньше финансирование осуществлялось из муниципальных бюджетов, то теперь данные обязательства берут на себя краевой и в меньшей мере федеральный бюджеты.

Так что жилищно-коммунальная реформа в крае будет продолжаться с учетом внесенных в нее корректив. Сегодня ее врагами могут быть только волюнтаристы или политиканы.

– Юрий Павлович, в прошедшем году возглавляемое вами краевое министерство ЖКХ объединилось с министерством строительства и архитектуры. Что дала такая реструктуризация органов власти?

– У всех этих комплексов единый курирующий орган на федеральном уровне – Госстрой России. Их роднит и другое: строители строят то, что потом эксплуатируется жилищно-коммунальными предприятиями, да и настоящее энергоресурсосбережение, над чем работает реформируемая коммуналка, начинается на стадии строительства. Поэтому такое решение было необходимо. Сегодня строительство школ, больниц, объектов жилищно-коммунального назначения, реконструкция основных фондов ЖКХ координируются в рамках единой технической и технологической политики.

Очень запущенным оказался в крае вопрос предпроектной подготовки строительства, получения технических условий от различных городских служб. Министерство ЖКХ, строительства и архитектуры взялось устранять царивший здесь произвол и налаживать диалог коммунальщиков со строителями. Была образована постоянно- действующая комиссия по данному вопросу, и уже разработаны и введены новые территориальные строительные нормы.

Не секрет, что неразвитость городских коммунальных сетей сдерживает инвестиции в строительство. Будущего хозяина отеля интересует прежде всего сам отель, а не то, что город давно развивается без генерального плана застройки, прогнили подземные коммуникации или их мощности хватает едва-едва. Учитывая это, мы приняли решение о разработке краевой программы развития инфраструктуры городов и подготовки участков под строительство. Работа над программой уже подходит к концу. Кроме того, вопросами кадастра и градостроительства теперь вплотную займется образованное на базе архитектурно-планировочных бюро новое краевое учреждение.

– Пока "расчищались" условия под строительные площадки различных инвесторов, много ли удалось построить в крае за счет государственных капитальных вложений?

– Бюджетные инвестиции в минувшем году оказались достаточно внушительными. По краевым программам освоено 287 млн. рублей, федеральные вложения составили еще 117 миллионов. Было проложено более 15 км новых водоводов и разводящих сетей, введено 10 артскважин, значительно увеличена мощность Малкинского группового водопровода, головных сооружений Невинномысско-Курсавского и Новотроицкого групповых водопроводов. В общей сложности отпуск воды потребителям края увеличился на 23 тысячи кубометров в сутки - объем, сопоставимый с суточным потреблением воды такого города, как Новоалександровск. Улучшения стали особенно ощутимы для жителей восточной зоны. Продолжались работы на крупнейшей стройке края - строительстве новой системы водоподачи для города Ставрополя.

Годовая программа газификации перевыполнена в два раза. Мы немного недотянули до ста километров в вводе новых газопроводов.

За цифрами объемов капитальных вложений – и новый терапевтический корпус районной больницы села Курсавка, роддом в Александровском, строительство пристройки лечебно-профилактического комплекса краевой клинической больницы в Ставрополе, почти два десятка объектов образования, на которых в минувшем году велись ремонтно-строительные работы.

В жилищном строительстве краевая программа была не такой успешной. В целом в крае отмечался спад объемов ввода жилья в эксплуатацию, за счет всех источников финансирования было введено 565 тысяч квадратных метров жилья. Главной реакцией министерства на отрицательную динамику стало создание краевого агентства по ипотечному кредитованию, с которым теперь связывается перспектива.

– На состоявшейся в декабре итоговой коллегии министерства вы предложили считать наступивший год годом борьбы со сверхнормативными потерями. План и "приемы" этой борьбы уже определены?

– К большим потерям приводят ветхость фондов, неудовлетворительный учет ресурсов и простое их воровство. Если для ликвидации первых двух причин требуются немалые затраты сил и средств, то с воровством бороться, на мой взгляд, проще. Главное, что требуется, – принципиальность руководителя. С этого, я думаю, и начнем.

К примеру, по филиалу "Ставрополькоммунэлектро" в селе Дивном потери электроэнергии достигали 50 процентов. После реконструкции сетей, пресечения незаконных подключений и серии судов потери удалось снизить до 19 процентов. Из-за больших необоснованных потерь в сетях пришлось сменить руководство филиалов в Михайловске и Благодарном.

Будет совершенствоваться система коммерческого учета ресурсов. В теплоснабжающем хозяйстве, например, до трети всех потерь скрыто в неточных расчетах за газ.

Давняя проблема – утечки во внутридомовых сетях. Они составляют большую часть убытков водоканалов, хотя следят за состоянием "внутрянки" и взимают плату с жильцов жилищно-эксплуатационные предприятия. Поэтому в многоэтажных домах на границах балансовой принадлежности следует устанавливать общедомовые приборы учета. Тогда у жилищных предприятий появится не только обязанность, но и стимул производить ремонт.

И, конечно, нам надо перестать строить самые энергозатратные в мире дома, отказаться от использования недолговечных материалов.

Мы поставили акцент на энергоресурсосбережении, чтобы предпринять здесь необходимый прорыв. А потому к хорошему, как известно, привыкаешь, и оно становится нормой. Естественно, наши планы этим не ограничиваются. На мой взгляд, чрезвычайно важно в наступившем году начать реализацию в жилищной сфере комплекса новых краевых программ: страхования жилфонда, ликвидации ветхого и аварийного жилья, программы "Кровля". Удастся ли осуществить задуманное, сегодня во многом зависит от того, каким будет новый краевой бюджет. Но уже есть уверенность в том, что строительные программы будут расширяться. В этом году мы ожидаем увеличения объемов государственных капитальных вложений, а значит, строительных площадок в крае будет еще больше.

Людмила ВОРОБЬЕВА
«Коммунальное бытие будоражит сознание»
Газета «Ставропольская правда»
18 января 2002 года