Мы – не "слабое звено"
В пресс-центре "Ставропольской правды" состоялась встреча краевых и федеральных СМИ с первым заместителем председателя ПСК - министром экономического развития и торговли края Валерием Гаевским. Он проинформировал журналистов об итогах развития экономики Ставрополья в 2001 году, говорил о перспективах, отвечал на вопросы – порой острые и весьма актуальные для жителей края, в том числе связанные с повышением зарплаты бюджетникам, работой рынков и общественного транспорта.
Как потопали, так и полопали...
"Потопали" мы, судя по оценкам В. Гаевского, неплохо, во всяком случае правительство удовлетворено. Рост объемов промышленного производства составил 122%, сельское хозяйство, где впервые за восемь лет собран рекордный урожай зерновых – около 5 млн. тонн, - "выросло" на 118%, торговля – на 105%. Все эти показатели гораздо выше, чем в среднем по России и по Южному федеральному округу.
Если говорить о конкретных друзьях-соперниках, то по темпам роста промышленного производства мы обошли Краснодар, но отстали от Ростова. А результаты работы сельхозотрасли оставили позади Ставрополья практически все основные "зернодобывающие" регионы - Волгоград, Краснодар и Ростов.
В 1,9 раза увеличился рост прибыли, полученной крупными и средними предприятиями Ставрополья (без отрасли "сельское хозяйство"), в 1,5 раза – налоговые поступления во все уровни бюджетов.
В этом году наконец-то эффективно заработал механизм программы субсидирования из краевого бюджета процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями на развитие производства, в т. ч. и на условиях лизинга, что актуально для сельского хозяйства. По этой программе в реальный сектор экономики было привлечено свыше 1 млрд. рублей льготных кредитов. Почти полностью выполнен план первоочередных действий губернатора, предусматривающий реконструкцию объектов социального назначения, освоение новых производств, строительство дорог и трубопроводов.
Инфляция составила примерно 18%, что, впрочем, ниже, чем в Краснодаре и Ростове.
Цены на продовольственные товары выросли на 17%, это на 6% ниже, чем в Ростове, и на 4-4,5%, нежели в Краснодаре.
Безработица по методике МОТ (Международной организации труда), учитывающей желание трудиться всех – начиная с 14-летних подростков и заканчивая глубокими стариками, – составила 170 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2000 г. на 20 тысяч. Однако эта методика, по мнению В. Гаевского, некорректна: реальное число зарегистрированных безработных – 10 тысяч, причем количество вакансий на бирже труда превосходит эту цифру.
Заработная плата в среднем увеличилась в 1,5 раза, составив 2027 рублей. В реальном исчислении – это на 22% выше, чем в 2000 году.
Отвечая на вопрос, почему же тогда в крае официально – по данным статистики – с 35% до 52% выросло число людей, живущих за чертой бедности, В. Гаевский обратил внимание на тот факт, что в нынешнем году начала действовать новая методика, внедренная Москвой: за счет ряда дополнительных товаров и услуг "потяжелела" потребительская корзина и автоматически увеличилось число бедных, но "в реальной жизни никаких резких изменений не произошло". Более того, В. Гаевский считает, что мы стоим на пороге потребительского бума, похожего на тот, который был в послевоенной Америке, и "вроде бы наконец-то формируется средний класс населения". Косвенно на это указывают следующие факты: пять лет назад средняя зарплата по России составляла 30 долларов, теперь – более 100. Значительными темпами растет товарооборот, количество вкладов населения в банках края увеличилось на 135%, потребительские расходы превысили доходы на 5 млрд. рублей. Ставропольцы в 2001 году приобрели автомобилей на 700 млн. рублей, а по темпам строительства индивидуального частного жилья вышли на третье место в России.
"Большая стирка" не удалась
Практически всех журналистов интересовало, чем же закончилась проверка комиссии ЮФО: ведь после оглашения ее итогов создалось впечатление, что губернатора хотят серьезно "прижать"...
Отвечая на этот вопрос, В. Гаевский не стал спорить с какими-то конкретными выводами справки (которая, кстати, до сих пор краевым правительством не получена), заметив лишь, что "ничего нового там нет, а две обобщающие страницы – из нашей статистики".
– Но составлена справка, если вы хотите знать мое мнение,- сказал далее В. Гаевский, – тенденциозно, субъективно и мало соответствует действительности. Наверное, поэтому В. Казанцев и не стал подводить итоги работы комиссии, а уехал, передоверив это своим заместителям. "Большого разбора" не получилось. Мы высказали свое несогласие со многими положениями справки, на этом, наверное, все и закончилось... В конце В. Анпилогов просто передал слова Казанцева: "Ставрополье – это южный форпост России, мы должны его всячески поддерживать и помогать". По поводу такого подхода к делу мы обеими руками "за".
Кстати, на днях мне переслали газету, которую выпускает именно представительство президента в ЮФО. Там председатель Ростовского облкомстата пишет, цитирую: "По-прежнему значительно превышает среднероссийский показатель объема промышленного производства Южный федеральный округ – 118%. Определяющую роль в столь динамичном развитии сыграли Ростовская область и Ставропольский край...". Тут комментарии излишни: наш край – отнюдь не "слабое звено". Ставрополье не тот регион, который может вызывать особое беспокойство и требовать принятия каких-то чрезвычайных мер со стороны полпреда президента. А к работе различного рода комиссий, в т. ч. из счетной палаты, КРУ Минфина РФ, правоохранительных органов и т. д., мы уже давно привыкли, это не вызывает у нас какого-то особого протеста, сожалеем лишь о напрасно потерянном времени.
О повышении зарплаты бюджетникам
Как известно, с декабря зарплата работников бюджетной сферы в среднем повысилась в 1,9 раза. Многих интересуют "последствия": хватит ли денег в бюджете, не будет ли задержек с выплатой, как это отразится на экономическом развитии.
По подсчетам В. Гаевского, на повышение зарплаты бюджетникам необходимо дополнительно изыскать 2 млрд. 30 млн. рублей. Как всегда, Москва выделит лишь половину требуемой суммы, вторую - нужно "заработать" краю. Это очень трудно, но реально. Предполагается, что бюджет-2002 по объему будет "лучше" прежнего в полтора раза за счет значительного увеличения собираемости налогов, "оживления" предприятий и соответственно роста их прибыли, налог на которую является основной составляющей (более 30%) доходов казны. Для сравнения: прибыль предприятий края в 2000 г. составила 4 млрд., а в 2001 – уже 11 млрд. рублей.
По мнению В. Гаевского, сегодня трудно прогнозировать, как повышение зарплат бюджетникам "аукнется" на развитии экономики, инфляционных процессах. Настораживает, что в кругах, близких к президенту (тот же советник А. Илларионов), высказывается пожелание "уронить" рубль, чтобы подстегнуть рост экономики, однако при этом забывается, как резко – в 2,5 раза – после дефолта упали реальные доходы населения. Между тем повышение зарплаты бюджетникам, конечно, явится мощным фактором раскрутки потребительского спроса, будет стимулировать внутренний спрос и развитие отечественного производителя. Однако финансирование этих затрат ляжет огромным бременем на бюджеты всех уровней и резко негативно повлияет на экономическую политику Ставрополья. "Чтобы найти такие деньги, - сказал В. Гаевский, – краевому правительству также придется свернуть многие серьезные проекты. И я боюсь, что к концу января федеральное правительство вспомнит о таком давно забытом определении, как "кредиторская задолженность по зарплате". Однако сам факт повышения зарплаты бюджетникам я оцениваю положительно".
Зачем нам берег турецкий
Слово "инвестиции" в последние годы стало очень модным, поэтому журналисты весьма живо интересовались, что стоит за этим словом применительно к краю и насколько Ставрополье привлекательно для инвесторов. В. Гаевскому "припомнили" его поездки в Турцию и Грецию, а также визиты в Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Астрахань, Волгоград. Что они дали?
Первый вице-премьер, комментируя итоги этих поездок, сказал, что краевое правительство преследует две основные задачи.
Первая – это активный поиск и привлечение в край реальных инвестиций, и поэтому все командировки (и не только В. Гаевского) проходят в составе делегации, куда включено максимальное число руководителей ставропольских предприятий, представляющих "товар лицом". У нас много надежных предприятий, выпускающих хорошую продукцию, интересную инвесторам.
– Ставрополье превращается в "крепкий регион", – уверен В. Гаевский, – о чем свидетельствует не только заметный рост производства, но и существенный приток в край инвестиций. Если в 1998 году их было всего 4 млрд. рублей, то в 2000 – уже 16 млрд., думаю, что не снизились темпы и в 2001 году. Сейчас накопленный капитал составляет 222 миллиона долларов, из которых 120 млн. – это прямые инвестиции. Нам, конечно, пока далеко до Краснодара с его портами, но, думаю, подтянемся. Во всяком случае, журнал "Эксперт" уже признал, что Ставрополье находится в двадцатке наиболее динамично развивающихся регионов по инвестициям.
Вторая задача, которую преследует краевое правительство, отправляя высоких чиновников в командировки, заключается в формировании положительного имиджа края – как надежного партнера, с которым можно иметь дело, даже несмотря на близость Чечни. Личные контакты, презентации края, выездные ярмарки-выставки - используется любая возможность, чтобы заявить себя в выгодном контексте. Последнее подтверждение позитивного результата – это получение диплома на недавнем инвестиционном симпозиуме, проводимом под эгидой ЮФО, – за хорошо проработанные инвестиционные проекты.
Другой позитивный знак, свидетельствующий о стабилизации экономики края и его растущей инвестиционной привлекательности, - это возвращение на Ставрополье наших крупных фирм, которые в начале 90-х годов "бежали" в оффшорные зоны – Ингушетию и Калмыкию. Например, в числе возвращенцев значится такой крупный производитель, как концерн "Энергомера".
Особое внимание уделяется крупным плательщикам налогов, таким, например, как "Азот", который только в 2000 году заплатил свыше полумиллиарда рублей во все уровни бюджета. После смены руководства на этом комбинате правительство пристально следит за тем, чтобы, как выразился В. Гаевский, "прибыль "Азота" не выводилась через различные фирмочки, зарегистрированные в оффшорах". (Действительно, при прежнем гендиректоре действовал весьма хитроумный механизм сбыта продукции, который сейчас "распутывают" правоохранительные органы. – А.В.). Новый владелец "Азота" – группа МДМ – пообещал, что налоги будут оставаться по месту нахождения комбината. МДМ создает единый торговый дом по сбыту химудобрений в крае, куда, помимо "Азота", войдет и краснодарская структура.
Земля пахнет деньгами
На Ставрополье, как и везде на Юге России, начинается интенсивное "вхождение" крупного капитала в сельское хозяйство. Процесс этот, надо сказать, неоднозначно воспринимается на селе: кто-то выражает бурную радость, а кто-то грозится взяться за вилы и "постоять за землю-матушку".
– Я лично приветствую перелив капитала в отрасли сельского хозяйства, – комментирует В. Га-евский. – Да, процесс этот болезненный, кое-где идет сокращение рабочих. Но пусть лучше каждый второй получает достойную зарплату, чем мучиться в колхозах, которые в долгах как в шелках. Ведь есть хозяйства, в которых годами не выплачивается зарплата.
Интерес банков, нефтяных и газовых компаний к земле понятен: при надлежащем финансировании и грамотном ведении дела, например, на зерновых культурах можно получить более 100% рентабельности. Сейчас от этих компаний – вал предложений о сотрудничестве, и правительство главную свою задачу видит в том, чтобы помочь главам администраций районов, руководителям сельхозпредприятий "поставить" на надежных инвесторов, правильно заключить с ними договоры, чтобы "не обидеть крестьян", определить социальные льготы, содержание и развитие инфраструктуры села. Это важно, потому что у ПСК уже имелся негативный опыт сотрудничества с фирмой "Лукойл-Маркет", которую "пустили на землю", а она стала навязывать невыгодные сделки обмена зерна на горючее. Пришлось рушить монополию и создавать конкуренцию: сейчас на земле работают и инвестируют средства в сельское хозяйство "Юкос", "Роснефть", "Энергомера" и другие известные финансово-промышленные группы. Пример с них берут и наши крепкие сельхозпредприятия, например "Казьминский", "прихвативший" у соседей – Краснодарского края – землицы.
Почему рынки убыточные
Как сделать их прибыльными и навести порядок? В. Гаевский, как известно, возглавляет краевую комиссию по усилению контроля на потребительском рынке, поэтому вопрос по адресу. Надо сказать, комиссия за год сделала немало, однако в корне "переломить ситуацию" пока не удается.
– Главное, что мы потеряли в торговле, – говорит В. Гаевский, - это оптовое звено. Поэтому сейчас перед нами стоит задача по его созданию, разрабатывается соответствующая концепция. Предполагаем в значительной мере опереться на структуры крайпотребсоюза – с его складами и базами, что, впрочем, не оз-начает, что правительство не станет привлекать и другие серьезные фирмы. Другое направление работы – это создание компьютерного банка данных, куда будут "закольцованы" все города и районы. Тогда любой предприниматель сможет за умеренную плату "снять" информацию, где купить, например, самые дешевые пряники.
В. Гаевский подтвердил информацию о нежелании рынков платить налоги в полном объеме. К слову, несколько лет назад они вообще их не платили, и лишь после определенной "профилактической работы" кое-что стало капать в казну. Например, рынок "Юго-Запад" в Ставрополе заплатил довольно неплохие деньги, но, судя по всему, это лишь вершина айсберга: торговля имеет оборот, сравнимый с оборотом промышленности, но если говорить о поступлениях в казну, то пропорция разительна – первая дает 14%, а вторая 60%. Как считает В. Гаевский, на рынках деньги в основном "зарабатываются" путем регистрации лишь части торговцев, поэтому огромные суммы в виде сбора за право торговли просто "растворяются".
– Бороться с этим практически невозможно, – говорит В. Гаевский, - поэтому мы обратились в правительство России с просьбой выйти с законодательной инициативой в Думу и перевести юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по предоставлению торговых мест на рынках, на единый налог на вмененный доход. Это решит все проблемы: заявят 100 мест – будут фиксировано платить за 100. Всегда легко подсчитать, сколько реально торгует людей, и в случае нарушения – применить санкции.
Купить для Ставрополя автобусы – слабо?
Когда речь зашла о работе общественного транспорта – глаза у журналистов загорелись мстительным огнем: каждый вспомнил изматывающее душу ожидание – по морозцу! – давку в салоне и другие "прелести".
– А нельзя ли краевому правительству приобрести для Ставрополя автобусы? – прозвучал конкретный вопрос.
В. Гаевский ответил, что теоретически, конечно, можно, а практически – нет: деньги краю нужны на более неотложные нужды, в т. ч. социального характера. Кроме того, он убежден, что перевозки пассажиров – это не только окупаемый, но и весьма прибыльный бизнес. Оказывается, проводился эксперимент: на одном и том же маршруте работали последовательно трое: первый водитель привез за день 250 рублей, второй – 500, а третий – три тысячи. Как говорится, почувствуйте разницу.
– Мы знаем, как "продаются" эти маршруты, сколько стоят и кому приходится "отстегивать" водителям за разного рода услуги. Этот бизнес пока носит полукриминальный, полутеневой характер. Пока. Но главное слово в наведении порядка, в установлении жестких, основанных на законе правил игры должно принадлежать муниципальным властям.
"Политиканов" в Думе стало меньше
Оценивая по просьбе журналистов новый состав недавно избранной краевой Думы, В. Гаевский сказал, что большинство в ней – и это закономерно – крепкие хозяйственники, которых люди выбрали за конкретные дела, и "слава Богу, что ставропольцы уже меньше ставят на "политиканов".
Жаль, что мало юристов, – поэтому основную часть законопроектов, видимо, опять будет готовить аппарат Думы.
Низкая явка избирателей, по мнению В. Гаевского, обусловлена тем, что люди не очень-то верят в созидательные возможности законодательной власти, разочаровываются. Депутаты должны настроиться на более конструктивное сотрудничество с исполнительной властью, занимать наступательную позицию.
– Я уверен, правительство без труда найдет общий язык с новой Думой, – пообещал В. Гаевский. – Впереди – принятие бюджета на 2002 год, требуют скорейшего принятия многие важные законопроекты. Ставропольцы ждут от нас совместной и плодотворной работы.
11 января 2002 года