Карфаген не должен быть разрушен!
В 146 году до нашей эры барабаны передали невероятную весть: Карфаген, этот африканский Вавилон, стерт с лица земли. Ликовало все Средиземноморье: Иберия и Италия, Сицилия и Сардиния, Корсика и Балеарские острова, Египет и Греция – все, кто вел с карфагенянами затяжные войны или конкурировал с ними в торговле и мореходстве.
Римский полководец Сципион Эмилиан, армия которого штурмом взяла Карфаген, получил повеление Сената разрушить город. Выполняя его, воин не мог сдержать слез: он понимал, что исчезает с лица земли столица одной из самых могучих стран мира. При виде пылающего города он громко произнес известные строки Гомера: "Будет некогда день, и погибнет священная Троя, с нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама...".
От ненавистного врага, многие годы угрожавшего Риму, решили не оставить ничего: ни Гермейского маяка, ни камня от 32-километровой стены, ни храма Эммуна, ни дворца правителей с беломраморным порталом, ни круглого театра на берегу моря. Ничего не оставили люди от былого великолепия города, властвовавшего над половиной античного мира. Ничего, кроме того, что могло пригодиться завоевателям – например, роскошные беломраморные виллы на берегу Средиземного моря, загородные дворцы, морскую гавань... Два тысячелетия прошло с тех пор, и до сего дня на морском побережье сохранились прекрасные архитектурные сооружения: колонны, порталы, статуи. Однако величайший памятник человеческой культуры под угрозой полного уничтожения: власти города Туниса, построенного вблизи развалин Карфагена, решили на месте, где когда-то стоял цветущий и могущественный город, выстроить резиденции дипломатов, высокопоставленных лиц и крупных бизнесменов. И ЮНЕСКО бросило клич: "Карфаген не должен быть разрушен!".
Этот клич эхом отозвался в других уголках мира и слился с другими подобными призывами: "Спасти Акрополь!", "Донести до потомков величие египетских пирамид!", "Под угрозой памятники Нубии!", "Город Мачу-Пикчу в опасности!", "Рисунки долины Наска тускнеют!".
Тысячи лет стояли древние памятники. Время щадило их. Не щадили только люди. Это они превратили афинский Акрополь в пороховой склад, использовали камни Колизея и египетских пирамид (верхние мраморные плиты) для строительства домов, снимали с пьедесталов античные статуи, украшавшие Эфес в Малой Азии, Парфенон в Греции, и тайно переправляли в Европу.
Великая Китайская стена тысячелетия защищала державу от набегов, и нередко враги уходили "не солоно хлебавши", не сумев ее преодолеть. А современные крестьяне деревень автономного района "Внутренняя Монголия умудрились разрушить стену на протяжении почти 30 километров! И из этих древних камней построили дома, загоны для скота. Здесь же на дорогах лежат груды камней – это остатки от четырех сторожевых башен... Вот вам и символ нации.
А ты, читатель, слышал о городе Мачу-Пикчу – памятнике древней цивилизации Южной Америки? Когда его нашли европейцы, он уже много веков был пуст и безлюден, лишь птицы летали среди развалин.
Какой народ и с какой целью воздвиг эти дома и храмы в самой недоступной части Анд на вершине гранитной скалы Мачу-Пикчу? Если обратить внимание на то, что скала с трех сторон окружена бушующей рекой и лишь с юга к городу подходит узкий, как нож, перевал шириной всего 8-10 метров, то ответ будет один: чтобы создать неприступную крепость. Несколько воинов могли оборонять этот город против целого войска! И когда испанские конкистадоры покорили империю инков, Манко, племянник великого инки, со своими приближенными укрылся именно здесь, в неприступном Мачу-Пикчу.
Даже они, инки, уже не знали судьбы древних обитателей этого города, которые лепили сосуды, не похожие на сосуды инков, и складывали стены совсем не так, как инки: каменные глыбы своих построек они подгоняли друг к другу настолько точно, что и сегодня между ними невозможно просунуть лезвие ножа.
От кого же перенял свое строительное искусство этот таинственно исчезнувший народ? Куда ушли обитатели города и почему не вернулись? Все эти вопросы остаются без ответа.
Пока стоит Мачу-Пикчу, ученые не оставляют надежды разгадать древнюю тайну. Но и над этим загадочным городом тоже нависла угроза гибели. Виной тому толпы иностранных туристов и любителей сувениров, которые буквально по камешкам растаскивают древние постройки.
То же самое происходит и в знаменитом римском Колизее – древнем театре, где в присутствии императора проходили гладиаторские бои.
Впрочем, здесь нашли-таки средство против вандалов. Каждый вечер, когда последний посетитель покидает Колизей, на арену въезжают грузовики с камнями, которые служители разбрасывают по всему театру, чтобы их утром "украли на память" туристы.
* * *
Наша планета – это Музей истории человеческой цивилизации. А в музее все экспонаты должны бережно сохраняться. Но если в музее имеются сотрудники, которые строго следят за экспонатами, то разве на огромной планете уследишь за всяким?
Стоунхендж в Англии – один из величайших памятников человеческого ума и стремления к познанию. Четыре тысячи лет назад люди построили эту самую древнюю астрономическую обсерваторию на Земле. Века, солнце, ветры и дожди не смогли нанести большой вред Стоунхенджу, но то, что не сделало время, "доделают" люди. Они приходят сюда с ведрами краски, пульверизаторами и стальными зубилами. Каждому непременно хочется оставить на древних камнях свой автограф или "памятную записку". За короткий срок на плитах и столбах Стоунхенджа появилось более двух с половиной тысяч таких "визитных карточек" с самой распространенной надписью – "Здесь был Джон".
Нельзя сказать, что государства планеты не заботятся о сохранности древних памятников искусства. Вспомните хотя бы Большой храм в Абу-Симбеле, которому грозило потопление после возведения Асуанской плотины в Египте. Грандиозные сооружения фараона Рамзеса II были распилены на части, перенесены на другое место и восстановлены в прежнем виде. Во многих странах древние строения стараются вписать в черту современных городов. Особенно это относится к древним театрам. В турецком Эфесе каждое лето проходят фольклорные фестивали. Древнеримский цирк в Вероне уже не первое десятилетие служит сценой для одного из лучших оперных театров мира. А разве в самом Риме античность не вписалась в ткань города, не продолжает жить в нем?
Оригинальный выход из положения нашли японцы. В Токио и других крупных городах существует правило: если на месте будущего здания стоит храм, то его переносят на крышу этого дома. И он, как ему и положено, "возносится до небес". При этом его не превращают в музей. Храм продолжает действовать.
* * *
А разве в Ставрополе, Георгиевске, Благодарном и других городах нашего края в полной мере сохраняется их историческое лицо? Современная архитектура наступает на него и буквально раздавливает.
Вспомните знаменитый Дом командующего войсками в Ставрополе. Ведь был проект встроить его в Дом книги и тем сохранить память Пушкина, Лермонтова, Толстого, Грибоедова. Старый город украшал бывший дом Алафузова (напротив магазина "Алмаз"). Ныне на его месте очередной долглстрой. Недостроенный дом-гигант стоит на углу улиц Карла Маркса и Голенева, и как памятник над ним – подъемный кран. Кому мешала бывшая гостиница "Лондон"? А на месте старинных красивых зданий ХIX века торчит вполне "современно" нелепый "Дом моды"...
В сороковых годах ХХ века падре из города Лигата (Сицилия) долго и безуспешно добивался у местных властей средств на реставрацию древней колокольни. Когда же он убедился, что хлопоты его не достигают цели, то принялся осуществлять свой план "мести в рассрочку" и стал регулярно высылать почтой всем членам городского совета камни из разрушающейся колокольни. Но даже таким способом ему не удалось смягчить сердца "отцов города".
* * *
И все же хочется верить, придет время, когда все жители планеты и избранные ими правители поймут, что Земля – это памятник истории человечества, который нужно хранить бережно, как это делают музеи.
11 января 2002 года