В чудо просто верят
- Борис Всеволодович, как известно, Россия в конфессиональном плане представляет собой конгломерат.
- Да, прежде всего это традиционные христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Кроме того, есть баптизм со 150-летней историей существования. Всего у нас около 30 тысяч зарегистрированных общин, с каждой из которых мы ведем диалог. Ну, может быть, только с иеговистами пока не имеем никаких отношений. Хотя они зарегистрированы, действуют в России на основании закона.
- Как вы можете объяснить тот факт, что у иеговистов, например, нередко возникают проблемы с организацией собраний, в народе они считаются сектой, а отстаивание членами этой конфессии своих юридических прав воспринимается как угроза православию.
- Я 10 лет работал в музее этнографии народов СССР и склонен считать, что вопросами национально-культурными и конфессиональными должны заниматься люди, которые имеют хотя бы минимальное систематическое образование. Тогда что-то будет получаться, пока же на местах не всегда поступают грамотно. Я не выступаю защитником иеговистов и проводником их идей. Но существуют закон, традиции, возможность диалога. Другое дело, как он будет складываться.
- А как он складывается?
- С нашей стороны - позитивно. Мы никому себя не навязываем, но должна быть взаимная востребованность, обратная связь. Например, с кришнаитами, у которых тоже уже есть традиции в России, насчитывающие 40 лет, мы ведем заинтересованный диалог, в частности, по вопросам культуры, освещаемым их радиостанцией.
Определенная тревога в отношении экспансии религиозных деноминаций, безусловно, есть. Недавно я летел в Новосибирск, где в будущем году будут проводиться основные мероприятия Дней славянской письменности под патронажем Министерства культуры РФ и православной церкви. Так вот, в аэропорту Внуково я увидел большую группу с бэйджами "Церковь Иисуса" - американские ребята, в строгих костюмах, в галстуках, с бритыми затылками. Явно псевдохристианское течение. Как с такими поступить? Думаю, что не заслон надо ставить, а дать людям понять, кто есть кто и какие цели преследует. Что касается возможной угрозы православию, то составить ее сложно. Оно на протяжении тысячи лет было, есть и будет хранителем нашей культуры - российской, русской.
- Между тем доводилось слышать вполне серьезные упреки, в том числе и от представителей церкви, в адрес депутатов Госдумы России по поводу того, что не следовало бы законодательно превращать свободу вероисповедания в свободу регистрации всех религий, которые способны расшатать устои общества и внести разлад в души.
- От самих представителей церкви такого лобового недовольства не слышал. Миссионерская деятельность православия тоже мощная, да и в мире русская церковь считается значительной. Беспокойство священников понятно, особенно в таких регионах, как Сибирь, Дальний Восток, Москва. К сожалению, наши граждане плохо знают историю христианства на Руси. Да и, если честно, мы всего 12 лет, как повернулись к православию лицом - с 1988 года, с тысячелетия Крещения Руси. Тогда, кстати, были проблемы с празднованием. Наши ученые задавали вопрос: а что это - двойной стандарт? Атеизм и Крещение?! Как это адекватно принять? Слава Богу, сейчас все становится на свои места.
- И повсеместное возрождение храмов тому подтверждение.
- Мне как представителю Министерства культуры РФ это приятно. Хотя мы, конечно, непосредственно строительством не занимаемся. Наше министерство может, как в случае с Георгиевским православным духовным центром, найти организацию-спонсора, коим в данном случае выступил Внешэкономбанк. И от строительства в ставропольском приграничье Собора Святого Георгия, понимая значимость вопроса, мы не откажемся. Однако основная наша цель - возвращение церкви культовых учреждений, используемых не по назначению. Это, я бы сказал, политическая задача. Ведь многие музеи сегодня размещаются в бывших храмах. На улицу их не выгонишь, но что-то надо делать. Взять Казанский собор в Санкт-Петербурге, когда-то бывший кафедральным, а с 1932 года - уникальный музей истории религии. Он демонстрировал, каким образом человечество пришло к вере, показывал весь спектр религий. Кстати, в мире долгое время не было ничего подобного. Лишь недавно открылись музеи мировых религий в Глазго и Тайбэйе. Недавно мы подписали соглашение о передаче Казанского собора церкви. Культовое здание есть культовое здание. Там службу служить надо. Если в бывшем храме выставляется экспозиция по шаманизму, каково это христианам?
В будущем году мы решили в выставочном варианте показать историю православия: гонения и возрождения, разрушения монастырей и изгнания монахов, православие в войнах... Кстати, монашество - совершенно уникальное явление, ему около 2000 лет. Я человек светский, но уважаю людей, которые всецело отдают себя Богу. Это совершенная фантастика для нас, живущих повседневной суетой.
- Если говорить о вещах "фантастических", доводилось ли вам видеть "плачущие" иконы и как вы лично для себя это объясняете?
- По-моему, это вопрос чуда. И не столько для интеллекта, сколько для чувства. Я видел следы мироточения. Есть темы, которые сложно объяснить с точки зрения науки. Есть понятие "верю" и "не верю". Я - верю. Вот в прошлом году на Всеправославных торжествах в Иерусалиме я лично видел обретение благодатного огня у гроба Господня. Понимаете, чудеса объяснять не надо. Они - как сказка.
- Однако людям, воспитанным материалистами, хочется, как минимум, знать природу таких явлений, чтобы еще глубже поверить. То же мироточение пока никто с научной точки зрения не объяснил.
- Иконы мироточат по всей стране. Атеисты объясняют это уловками батюшек-аферистов. Между тем в католичестве, например, есть люди - стигматы, у которых на руках появляются следы в тех самых местах, где были забиты гвозди у Христа. Или как объяснить природу исцеления, когда верующие делали из серебра изображения сердца и несли в храм, укладывали на святое место и просили излечения? И спасались. Статистики по данному поводу нет, но раз прихожане так поступали, значит, эффект был.
- Борис Всеволодович, как, на ваш взгляд, следует относиться обществу к тому факту, что к помощи церкви прибегают известные и неизвестные, но желающие прославиться деятели? Особенно это характерно в период предвыборных кампаний, когда батюшки в храмах во время службы упоминают имя какого-нибудь кандидата, не впрямую, но явственно пропагандируя его.
- Если помните, в первой демократической Госдуме в начале 90-х годов сидели высокие клирики. Да, церковь отделена от государства, но не отделена от общества. И слово батюшки для православного человека - своего рода план дальнейшей жизни. Если действительно хороший человек обращается за помощью к церкви, почему бы не помочь? Церковь сегодня востребована, это динамичный институт, она не может устраниться от современности. И есть примеры, когда не без помощи церкви люди обретали посты. Но это дело совести каждого священника. Лично я считаю правильным, что Патриарх Алексий II абстрагировался от политической жизни.
Вообще же нелишне прислушиваться к мнению церкви в таких вопросах, когда речь идет, например, об экологии, о нравственности, о насущных заботах населения региона. И помнить, что компромисс существует всегда. И тоже имеет многовековую историю в России. Возможно, именно он и позволяет сосуществовать на одной земле представителям разных вероисповеданий, национальностей, культур.
Георгиевск

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
