09:44, 14 ноября 2025 года

Жительница Ставрополья выращивает ореховые деревья и делает из них поделки

Во дворе жительницы Дивного Ольги Фёдоровны Самохваловой растет огромное дерево, которое посадил полвека назад ее свекор Михаил Иванович. Урожай оно дает хороший, даже нынешнее засушливое лето не сгубило грецкий орех, несколько ведер удалось собрать, так что до будущего сезона хватит. И стоит этот великан, как немой свидетель прошлого, шелестя листвой истории семьи.

Орехи Ольга любит с детства, почти вся ее жизнь прошла в Сибири, но там в моде орехи другие, кедровые. Сначала с родителями, а позднее и с мужем доводилось ей ходить в тайгу кедровать, то есть заготавливать их. Для этого нужны колотушка – этакий громадный деревянный молот, и силушка молодецкая. Несколько ударов, и у твоих ног таежное сокровище рассыпается по хвое, пахнущей смолой и вечностью. Воздух в те минуты был густым, как мед, и горьковато-сладким от запаха хвои и разбуженной земли.

Муж у Оли совсем не сибиряк, просто в юности он услышал модную песенку и захотелось ему посмотреть, что это за чудо «а вокруг голубая-голубая тайга». Посмотрел, понравилась, да еще и блондинку симпатичную в клубе приметил. В конце вечера осмелился пригласить ее на танец, а потом пошел провожать. Почти через год они поженились. Жили в Красноярске, позднее на Ангаре строили новый поселок.

- Такая красота, - вспоминает Ольга, - муж был страстный рыбак, а те места недаром называют рыбацким раем. Он и меня своим увлечением заразил.

Вместе зимой и летом они удили хариуса, налима, ленка, ходили в тайгу по чернику и бруснику, собирали в ельнике боровики, грузди, лисички, по осени заготавливали орехи. Шишки и шестом сбивали, и на деревья лазили, а они огромные, высотой двадцать-тридцать метров. Кедр ведь очень долго растет, и плодоносить начинает только в сорок лет, а то и позже. Древесина его очень ценится.

- Мы молодые были, энергичные и беззаботные, - рассказывает Ольга Фёдоровна, - ехали в глушь на целый день и сына с собой чуть не с пеленок брали, а ведь в тайге медведи бродят. Сейчас разве можно себе такое представить? А тогда казалось, что так и надо – жить в полную силу, вдыхать полной грудью этот холодный и пьянящий воздух свободы.

Орехи ели всю зиму, еще и в Дивное Юриным родителям посылки высылали. Уж не знаю, как ставропольцы их щелкали, но в Сибири принято зубами. Еще и живицу постоянно жуют взрослые и дети. Это особым образом сваренная смола кедра. Ароматная, освежающая, приятно постреливающая на зубах. Все современные жевательные резинки ничто по сравнению с ней. Этот вкус – вкус детства и самой Сибири, суровой и щедрой.

А в 2010 году семья Самохваловых переехала в Дивное. Конечно, трудно было решиться на столь разительные перемены. Но умерла мать Юрия, отцу было уже под 80, и сыновний долг велел поступить именно так.

Работы на родительском подворье пришлось переделать немало: обустроили дом, удобства провели, сад, огород, хозяйство – все требовало хозяйских рук. Жизнь на новом месте наладилась, но как в песне поется: после радости неприятности. Семь лет назад в возрасте 61 года внезапно умер Юрий, а через полтора месяца и свекор. Было ему 90 лет, и казалось, здоровья у него хватит еще надолго. Не вынес такой потери. И осталась Ольга одна под шум листьев другого дерева, в другой степи, с двойной болью в сердце.

Родственники мужа как могли поддерживали свою сибирскую невестку. Сын Денис не захотел менять родной Красноярск на степное село. Со дня смерти родных прошло уже немало времени, а сердце так и щемит от боли. За это время Ольга познакомилась со многими жителями Дивного благодаря родственнице мужа Светлане, она ее на все концерты и выставки с собой берет, и в путешествия тоже. Вот к очередному празднику народных промыслов Оля подготовила свои поделки: кактус из ...огурцов, кукла из пшеничных колосьев и венок из грецких орехов.

Придирчивое жюри никак не могло понять, как он держится, не рассыпается. Мастерица быстро раскрывает секрет: каркас из картона, клей и нитки. И интернет в помощь. Раньше она шила для семьи и вязала, когда магазины были пустыми, а сейчас пришло время сувениров, руки ведь по привычке работы просят. Или, скорее всего, душа. Сибирская закалка не позволяет опускать руки. Всех орехов с дерева свекра ей многовато будет, вот посылку сыну в Красноярск собрать надо, там двухлетний Ванюшка подрастает. Подруг по творческому клубу пенсионеров угостила, еще и на выставке много комплиментов получила. И чуточку посветлело на душе. Будто луч сибирского солнца пробился сквозь степные облака.

«От кедров до грецких орехов»
Газета «Ставропольская правда»
14 ноября 2025 года