Прямая линия губернатора  Ставропольского края
17:07, 5 сентября 2025 года

Путешествие в горный Махар: нарзанные источники, водопады и красота Кавказа

На Северном Кавказе есть много красивых мест, и одним из них является ущелье Махар, которое находится в 248 километрах от Ставрополя. По российским меркам это совсем рядом! Много лет назад я собирал грибы в этом ущелье, и наконец, решил в очередной раз навестить этот дикий уголок. До истока реки Кубань, начинающейся от слияния рек Учкулан и Уллу-Кам, где и находится поселок Учкулан, дорога покрыта хорошим асфальтом, и ехать по ней одно удовольствие. К тому же Кубанское ущелье считается на Кавказе одним из красивейших. После поселка дорога становится заметно хуже, и на ней уютно примостились почти рядом друг с другом десятки лежачих полицейских. Это очень удивляло, но позже я понял, что так местные власти борются с молодыми лихачами на старых уазиках, оказывающих услуги туристам по их доставке в замечательно красивые, но труднодоступные места, к нарзанным источникам, озерам и водопадам. Джигиты носятся по поселкам, как на автогонках, и, к сожалению, не все коровы и прочая живность успевает унести ноги.

После поселка Верхний Учкулан дорога стала почти непроезжей, и если до Учкулана 230 километров мы проехали за 2,5 часа, то оставшиеся 18 преодолевали почти три. Максимальная скорость была 10-15 километров в час, а постоянная сильная болтанка пыталась вытряхнуть все внутренности наружу. В прошлый раз я проезжал по этой дороге на «Ниве», которая была короче и обладала лучшей амортизацией, да и дешевле была эдак раза в четыре. А сейчас каждый удар камня по днищу отдавался непристойным эхом в моей голове. Хорошо, что меня никто не слышал, иначе я очень сильно испортил бы о себе впечатление. Но, как говорил Моисей: «Все проходит, и это пройдет»! Через пять с половиной часов пути мы, вырвавшись из пылевого облака и очень неприятной качки, въехали на Махарскую поляну. Ее окружали крутые склоны высоких гор, поросших громадными соснами. В обступившем нас лесу прятались сразу две речки, Махар и Гондарай, сливаясь в одну реку Учкулан и заполняя всю небольшую поляну своим громким рычанием.

Разместившись на турбазе в ожидавшем нас домике, стоявшем прямо на берегу речки, мы пошли знакомиться с местной кухней, которую блестяще представляла пожилая женщина, готовившая ароматнейшие хычины с мясом, сыром и картошкой прямо у нас на глазах. Эта вкуснятина со свежим айраном и стала нашим обедом. После такой дороги и вкусного обеда было бы неплохо поваляться, но мы отправились на нарзанный источник, до которого было около полутора часов ходу. Живописная дорога шла вверх по склону, и один ее край был крутой скалой, на которой чудом умостился дремучий лес, а другой круто уходил прямо в бушующую реку. Пахло грибами и лешими, белки бросали в нас пустые шишки. Красотища захватывала, а воздух, казалось, можно было резать ножом! Подойдя к переправе, мы увидели перекинутый через гремучий поток подвесной мостик с закрепленными на тросах досточками. Фотосессию над бушующим потоком открыла моя жена, судорожно уцепившись двумя руками в металлические тросы. Снимки получились действительно интересными, и пройдя по сильно раскачивающемуся из стороны в сторону мостику, мы, спустившись на другой берег, оказавшись прямо у нарзанного источника. Из земли били струи нарзана, а вокруг все камни, песок и даже корневища деревьев были окрашены в ярко-красный цвет.

Досыта напившись вкуснейшего нарзана, мы перешли по бревенчатому мостику к следующему источнику. Поодаль стояла избушка, в которой оказались те самые две огромные чугунные ванны, которые я видел три десятка лет назад! Как их сюда приволокли, я до сих пор так и не понял. Около избушки на больших камнях стояли два бака литров по 200 каждый, соединенные трубами с ваннами. Желающие принять эти дикие нарзанные ванны наполняли баки нарзаном из источника, а под баками разводили костер. Через некоторое время нарзан нагревался, и тогда открывали кран для наполнения ванн. Процедура была достаточно долгая, но этот путь к здоровью собирал желающих омолодиться со всех концов страны! Мы застали энтузиастов этих водных процедур за работой и посмотрели всю технологию «оздоровления». Чудовищная антисанитария царила в этом райском уголке! Ванны были покрыты сантиметровым слоем ржавого осадка, отмыть который, как и грязь предыдущих поколений лечащихся, было совершенно невозможно. Риск получить бонус в виде какой-нибудь кожной болезни был очень велик! Наполнив свои бутылки холодным нарзанчиком, мы двинулись в обратный путь. Заслуженный ужин был сытным, и мы, собравшись у костра, долго сидели, наслаждаясь природой и звуками беснующейся горной речки.

Свет на турбазе включали в 19 часов и выключали в 23 часа. Ни связи, ни интернета, ни телевидения - ничего не было! Жили, как в каменном веке, правда, иллюзия была не полной, потому что над нашими головами проходила высоковольтная линия электропередачи, ведущая в Грузию. Некоторые туристы, глядя на эту мощь, возмущались тем, что несколько турбаз в этих диких горах до сих пор не подключили к этой линии, совершенно не понимая, что сделать это нельзя в принципе. Во-первых, по этой ЛЭП в Грузию идет поток электроэнергии, а назад – поток валюты! Во-вторых, чтобы снизить напряжение с 500 тысяч вольт до 220, нужно построить очень большую и дорогую понижающую подстанцию, затраты на строительство которой превысят доходы от нескольких турбаз, наверное, за столетия. Вот если здесь построят горный курорт, тогда и протянут специальную ЛЭП с гораздо меньшим напряжением, которое зажжет «лампочку Ильича» в круглосуточном режиме.

Утро следующего дня разбросало нас по разным маршрутам. Часть компании поехала на джипе к озерам и водопадам по долине реки Махар, часть пешком отправилась по долине реки Гондарай к водопаду Чертова Мельница. Собравшись вечером у костра, все стали делиться своими впечатлениями.

Самая молодая путешественница, Оксана, рассказала о поездке на джипе: «Мне очень нравится это необычное, потрясающее место, которое заряжает энергией. Но на водопаде Девичьи Косы мы не были и решили проехать туда на экскурсионном джипе. Дорога проходит по долине Махара мимо нарзанных источников. Она очень тряская, довольно сложная, с большими валунами и узкая. При встречных машинах мы проезжали очень близко к краю пропасти, и некоторые мои товарищи очень боялись проезда по краю обрыва и на всякий случай молились, чтобы пронесло. На обратном пути, конечно, было легче, все уже знали, что их ожидает. Сам водопад растекается по скале и действительно напоминает волосы девушки. Озеро, говорят, очень красивое, но от водопада в четырех часах хода, поэтому его посмотреть не удалось. На пограничном посту нас даже пересчитали, и мы в полном составе заехали еще и на нарзанные источники».

На неудачную грибную охоту пожаловался Владимир: «К сожалению, в последнее время дожди не баловали местные леса, и грибов в них появилось мало. Мы с женой собрали совсем немножко белых грибов, маслят и моховиков. На сковородку хватит, а больше нам и не нужно, это очень тяжелая пища. К сожалению, собирая грибы около стоянок туристов и отдыхающих, мы были вынуждены пробираться через очень загаженный ими лес, полный мусора. Все-таки уровень культуры в этой среде еще очень сильно хромает. Нельзя так относиться к природе!»

Разговор продолжила самая выносливая путешественница из нашей компании - Елена, прошедшая 16 километров пешком, для того чтобы полюбоваться водопадом Чертова Мельница: «О красоте Махара рассказывать словами трудно, вокруг везде красота! Любое словесное описание будет хуже того, что видишь глазами. К сожалению, накануне выяснилось, что на нашей машине даже близко к водопаду проехать невозможно, и я решила отправиться туда пешком. Восемь километров я шла очень долго, любуясь красотой гор, огромными соснами и цветами на горных лугах. Хотелось сфотографировать весь этот мир и увезти с собой! Поднявшись к самому водопаду, я удивилась его размерам и реву, стоящему вокруг. Тонны воды, низвергаясь сверху, выбили большую чашу и закручивались в вихревом потоке, напоминая жернова мельницы. Заглядывать вниз, в пучину, было жутковато, к тому же места у водопада не оживленные, и людей из-за плохой дороги очень мало. Лишь случайно я нашла человека, который запечатлел меня на фоне водопада. Путь назад занял у меня гораздо меньше времени, всего часа полтора, я торопилась к обеду. По сравнению с Архызом, эти места гораздо интереснее! Архыз в последнее время стал большой хычинной. А здесь их всего две, которые не заслоняют собой природу, а хорошо в нее вписываются. Очень не хочется, чтобы сомнительная цивилизация разрушила этот мир девственной красоты».

Наш костер украсился приготовленным шашлыком и печеной картошкой. Апофеозом праздника живота стали хычины, которые хозяйка турбазы испекла для нас. С трудом, как удавы, переварив все это за ночь, мы позавтракали айраном и отправились в обратный путь, распевая песню Владимира Высоцкого: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы - просто некуда деться…»! Через несколько километров у очередного нарзанного источника сделали короткую остановку и, пройдя по качающемуся подвесному мостику на другую сторону реки, набрали домой еще более вкусного, чем в других источниках, нарзана, заполнив имеющиеся пустые емкости. Следующая остановка была у знаменитого «Замкового камня», который чтит весь карачаевский народ. Считается, пока камень цел, с народом ничего не случится. На самом деле камень имеет вулканическую природу. Скорее всего, он вылетел из жерла вулкана Эльбрус, когда тот переживал свою активную фазу и вместе с двигающимися ледниками попал в это место. После Карачаевска мы остановившись у памятника – мемориала защитникам перевалов Кавказа в Великую Отечественную войну, и в знак памяти о тех событиях положили к его подножию букетик горных крокусов. На этом наше короткое путешествие в горный Махар закончилось, оставив после себя замечательные воспоминания…

Ставропольский путешественник Алексей БОЯРСКИЙ