Первый десант реставраторов из Москвы провёл работы на памятнике археологии в Ставрополе
Как уже сообщалось, на площадке Ставропольского государственного музея-заповедника группа реставраторов из Москвы и Казани начала масштабное восстановление первоначального облика уникального археологического памятника в рамках реализации проекта «Мавзолей аланского правителя: сохранение и возрождение рельефов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Все праздничные майские дни 11 специалистов трудились в музейном дворике – месте дислокации Кяфарского мавзолея. На первом этапе они вели очистку памятника от лишайников и прочих загрязнений, накопившихся на нем за столетия пребывания под открытым небом – до тех пор, пока в середине ХХ века мавзолей не был стараниями музейщиков перевезен в Ставрополь, где для него теперь созданы вполне комфортные условия. Все работы ведутся под руководством кандидата культурологии, ученого секретаря ФГБНИУ «ГОСНИИР» Анастасии Макаровой. Консультирует команду реставраторов Елена Антонова – художник-реставратор каменной и гипсовой скульптуры и произведений из камня высшей категории ФГБНИУ «ГОСНИИР», почетный реставратор г. Москвы, член научно-методического совета Министерства культуры РФ.
…Многие столетия Кяфарский мавзолей «прятался» в лесной чаще в Карачаево-Черкесии. Ученые установили, что в период установления мавзолея леса в этом месте еще не было, а когда люди отсюда ушли (по неизвестным нам причинам), постепенно лес занял территорию. И когда в начале 60-х годов ХХ века туда приехал сотрудник Ставропольского краеведческого музея Л. Глушков (в то время КЧР входила в состав Ставропольского края), он описал местность именно как глухой лес, а состояние мавзолея вызвало у музейщика серьезную озабоченность.
- Плиты памятника к тому времени уже беспорядочно лежали на земле, и Глушков сразу понял, что все это нужно немедленно спасать, вывозить, - рассказывает специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и координатор проекта Президентского фонда культурных инициатив Ольга Брилёва. – Тогда экспедиции Леонида Никаноровича Глушкова удалось доставить мавзолей в Ставрополь. Его установили во дворе на специально подготовленной дренажной подушке: во время сборки стен памятника стала понятна необходимость этого – чтобы не скапливалась вода внутри в открытом «помещении», поскольку «крыша» мавзолея утрачена. Зато в начале 2000-х наконец появилась крыша над внутренним двориком музея. Но вода под мавзолеем все же стояла несмотря на дренаж. Реставраторы, приступая к работе, вынули находившийся внутри гравий.
Ольга Брилёва уточняет важную историческую деталь: первым в научный оборот мавзолей ввел известный кавказовед Е. Фелицын, опубликовавший в 1904 году фотографию под названием «Дольмен в балке Кривой». Эта публикация стала важной вехой в истории изучения мавзолея, в дальнейшем о нем писали уже и другие ученые, причем довольно часто. А вот сам уникальный памятник еще много десятилетий оставался бесхозным и фактически заброшенным…
Грант Президентского фонда культурных инициатив «Мавзолей аланского правителя: сохранение и возрождение рельефов» музею удалось получить только после нескольких лет упорной работы над все новыми заявками на реставрацию – конкурс был огромный.
- Мы сделали особый акцент на социальную составляющую проекта, поставив задачу знакомить население с памятником, вовлекать людей в историю региона, - рассказала О. Брилёва. - И эта работа уже ведется на регулярной основе. А в дни работы реставраторов понаблюдать за процессом приходили семинаристы, студенты художественного училища и других учебных заведений. Срок работы над грантом – полтора года, к ноябрю текущего года мы должны закончить реставрацию, провести научный семинар по отработанной методике реставрации, провести первые экскурсии для детской аудитории с организацией конкурса детских рисунков, лучшие из которых станут затем частью экспозиции, посвященной реставрации. Будет также подготовлена модель мавзолея в натуральную величину с раскрашенными фигурами на основании письменных источников того времени.
Именно такие старинные источники навеяли музейщикам гипотезу о первоначальном разноцветном окрашивании стен мавзолея, однако в процессе реставрации пока не удалось выявить следов краски. Чуточку жаль – было бы так красиво! Но все же сюжеты мавзолея заиграют яркими красками – на его модели в натуральную величину… И тому есть серьезные научные обоснования: в разные века существовала христианская традиция раскрашивать изображения барельефов и на мавзолеях, и на храмах, причем в сюжетах переплетены и религиозные, и национально-культурные традиции региона (вплоть до породы собак, а нашем случае - именно кавказской!). Представляя в своем воображении будущее соседство мавзолея с его моделью, невольно задумываешься, не будет ли тесновато в ограниченном пространстве музейного двора, быть может, стоит расширить лапидарий, чтобы проводить здесь более массовые просветительские мероприятия. Кстати, у лапидария уже есть своя интересная история. В 2020 году по гранту фонда «История Отечества» музею удалось создать виртуальные модели всех фигур лапидария, и теперь они доступны на сайте. Затем был основательно оформлен и сам натуральный лапидарий, возможно, вскоре встанет вопрос и о дальнейшем его преображении… Недаром же Кяфарский мавзолей вошел в топ-1000 достопримечательных мест России, а может претендовать и на более высокий статус – как объект культурного наследия на уровне ЮНЕСКО. Поверьте, это вовсе не пустые мечты!
Безусловную уникальность Кяфарского мавзолея подтверждают и занимающиеся его возрождением реставраторы из Москвы и Казани, специалисты не только по камню, но и по металлу, и по керамике.
- Это уже второй наш приезд в Ставрополь, - говорит руководитель группы Анастасия Макарова. - На первом этапе провели натурное обследование, отобрали пробы на лабораторные исследования, после чего предложили конкретную программу реставрационных работ. В этот приезд приступили к постепенной реализации намеченной программы. Уже расчищена поверхность памятника от разных загрязнений – атмосферных, почвенных, биологических, а также от прежних каких-то цементных растворов, применявшихся в процессе монтажа мавзолея уже здесь, на площадке музея. Процесс очистки довольно трудоемкий, длительный, кропотливый. Способы применяются разные – свои для каждого вида загрязнения. Что-то убирается легко вручную, промывкой мягкими кисточками с моющим средством, что-то удаляется водяным паром под давлением, ну а самые стойкие наслоения обрабатываем химическими составами, например, применяем компресс из перекиси водорода поочередно на каждой стене.
Кстати, специфический запах перекиси можно было ощутить в тот день, когда мы беседовали с реставраторами. Стены влажноватые, постепенно подсыхают. Помимо расчистки проведено укрепление отслоений поверхности на некоторых участках. Анастасия Макарова показала ряд сколов на стенах, их опасность в том, что они могут расшириться, если их не закрепить на том этапе, где были утрачены первоначальные слои камня самого памятника. Реставраторы вводят в эти участки специальный клей, производя тем самым необходимые аварийные укрепления. Следующие приезды реставраторов намечены на последние числа мая и начало июня: будет завершено укрепление всей поверхности, проведена мастиковка швов, придан финальный декоративный вид.
Как отметила А. Макарова, проведенная ранее музеем оцифровка памятника помогла реставраторам лучше узнать все особенности рельефа поверхности. И все-таки работают они в основном буквально на ощупь. Вся поверхность памятника существенно выветрена за столько веков, какие-то нюансы его оформления утрачены. Приехавшие в Ставрополь специалисты имеют за плечами большой опыт работы с археологическими объектами, более всего - в Москве и ее окрестностях, в коллекциях Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева. Ставропольский мавзолей вызвал у них огромный профессиональный интерес.
- Главное - вовремя началась реставрация, недаром музей проделал огромную работу, чтобы получить этот грант, - подчеркивает
А. Макарова. - Некоторые части рельефной поверхности памятника вот-вот могли быть утрачены, тем более что эффект разрушения со временем накапливается, но мы это остановили… Теперь и внутри мавзолея наведен порядок, хотя там и было пусто, но нужно было внимательно осмотреть и обработать нижние крепления цоколя, металлические скобы, с помощью которых когда-то памятник собирался и перевозился сюда, а потом укреплялся во дворе музея, когда нужно было соединить расколовшиеся плиты, таким образом внутри прослеживается история его сборки.
Удивительная все-таки профессия у мастеров, работающих на Кяфарском мавзолее: в ней причудливо переплетаются конкретные технические знания и творческий взгляд на объект. Подбирая необходимые химические составы для его обработки, просчитывая дозы применения этих составов, художник-реставратор никогда не забывает, что работает с художественными ценностями. Как выразилась А. Макарова:
- Мы сами не пишем картины и не ваяем скульптуры, но работаем с музейными памятниками, имеющими художественную ценность… В наших руках в данном случае – культурное наследие региона. И это очень ответственно!
- Мы думали, что вот реставраторы придут, все подсчитают и механически сделают, а на деле все гораздо сложнее, - включается в разговор директор музея-заповедника Николай Охонько. – Сначала им понадобилось создать полное базовое представление о памятнике, а потом, начав реставрировать, они практически ежедневно сталкивались со все новыми вызовами, новыми задачами, и по ходу работ приходилось применять что-то новое, ранее не запланированное. Например, черный мох на поверхности стены мавзолея долго никак не поддавался уничтожению… А нам он ну очень не нравится! Хотя сам по себе он тоже уникален своим древним возрастом, но здесь его присутствие явно лишнее…
- Скорее всего, избавиться от этого полностью может и не получится, да в общем-то это, по-моему, и не нужно. - Слова А. Макаровой придают беседе характер дискуссии. - Если вывести все изображения на стенах мавзолея в однородный цвет, теряется бытовая история памятника… То, что он так долго находился на открытом воздухе под воздействием внешних природных испытаний, придает объекту особый вид и шарм…
При этом после расчистки передняя плита, считают музейщики, буквально «заговорила» по-другому. Важно еще и то, что средства гранта предусматривают создание упомянутой раскрашенной модели в натуральную величину, которая будет установлена рядом с самим мавзолеем. Безусловно, уже сегодня можно сказать одно: реставрация станет главным шагом на непростом пути возрождения Кяфарского мавзолея. Долго, целых шестьдесят лет, ждал он этого возвращения к людям. Хотя, что такое шестьдесят лет по сравнению с предыдущими десятью веками!.. Кстати, из этих шестидесяти почти сорок лет лично Николаем Охонько отданы научному изучению памятника и введению его уже в современный научный и просветительский оборот. И параллельной поэтапной организации жизни мавзолея в условиях XXI века.
- Еще несколько лет назад здесь, во дворе музея, вповалку лежали каменные изваяния с мавзолеем в центре, - вспоминает Николай Анатольевич. - Но потом процесс пошел: вышла научная книга, проведена работа по оформлению лапидария, оцифровке его экспонатов, появилась соответствующая видеоэкскурсия на сайте, затем был создан спектакль по темам сюжетов мавзолея совместно с краевым Театром кукол. Наконец дошла очередь и непосредственно до внешнего облика и состояния памятника. Его реставрация станет завершающим этапом полноценного введения памятника в широкий научный оборот. Конечно, нам, видимо, еще придется о многом подумать, устраивая надлежащую жизнь лапидария. Рассчитываем на поддержку губернатора края, недавно побывавшего в музее и высоко оценившего наши усилия по работе с такими объектами. Для нас ценно такое понимание важности нашей работы. Обязательно будем и далее благоустраивать музейный дворик, здесь каждый метр площади будет работать! Очевидно, понадобится отдельный проект приспособления всего двора под задачи музейной экспозиции.
…У подножия фасадной стены мавзолея никак не поддаются удалению черные пятна. Упорно не желая исчезать, они словно убеждают без слов: пусть нас оставят как свидетелей давних эпох! Времен, когда у мавзолея аланского правителя явно регулярно жгли огонь, совершая какой-то особенный ритуал. Даже в этих мрачноватых пятнах угадывается неповторимое очарование древности, сохраненное для нас самой природой…
28 мая 2025 года