20:42, 12 сентября 2024 года

В ставропольском изомузее рассказали о творческом пути художника Владимира Грибачёва

Поводом для этого разговора стала готовящаяся в Ставрополе персональная выставка замечательного художника-графика, иллюстратора, живописца, педагога, почетного деятеля искусств Ставропольского края Владимира Грибачёва, отмечающего 75-летний юбилей. Не одно десятилетие Владимир Яковлевич успешно сочетает творческую и педагогическую деятельность. Юбилейный выставочный проект в краевом изомузее представит жизненный и творческий путь художника, циклы его удивительных авторских произведений живописи и графики «Ставрополь губернский», «Маджарская степь», «Мы», «Дневник путешествий». Здесь также можно будет увидеть и работы воспитанников мастера - студентов Ставропольского краевого художественного училища. О мастере и его пути мы беседуем с ученым секретарем Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, известным ставропольским искусствоведом Ольгой Бендюк.

- Ольга Борисовна, признаюсь, для меня имя Владимира Грибачёва стоит на особицу в ряду современных наших художников, уж очень он ни на кого не похож в своем творчестве. И это, конечно, хорошо для художника.

- И вы совершенно правы. Мне вообще кажется, что Владимир Яковлевич творчески и как личность сам себя сделал. Это человек, как принято говорить, из глубинки, где рос, учился и достаточно долго работал над собой. Он настойчиво и последовательно самообразовывался, помимо полученного профессионального образования. К этой базе классической школы он год за годом прибавлял самостоятельно освоенные и осмысливаемые знания. Были постоянные поездки на творческие дачи, обмен опытом с большими мастерами России. И стремление все новое освоить основательно: если он занялся какой-то творческой техникой, он доводит это до совершенства. Достаточно вспомнить, как он сам изготовил себе офортный станок!.. Офорт ведь дело чрезвычайно сложное, а Грибачёв не остановился на простейшем освоении, а пошел значительно дальше, применяя смешанные техники, экспериментируя с масштабами, делая достаточно монументальные вещи, что не характерно для графики. Это началось еще с буденновского периода, с его первых индустриальных пейзажей, параллельно шли темы Маджарской степи, крестьянства. Степь он воспринимает эпически, как великое, архаическое явление.

- Наверное, так могут воспринимать ее только те, кто именно там вырос…

- И это тоже. Но ведь Владимир Яковлевич не просто в профессии вырос, он же еще и много читает! Этого не скажешь о многих других, к сожалению. Сегодня все так доступно кажется в интернете, но не всегда равнозначно реальному знанию. А Грибачёв еще и с архивами может поработать, покопаться в деталях, любит историю, краеведение, в нем постоянно идет мыслительный процесс, что не может не отразиться в работах. Например, развивает он тему своих земляков, которые у него предстают вроде бы и по-бытовому, но его «бытовизм» надо рассматривать в классическом понимании: как это понимали художники Возрождения, голландцы, фламандцы и даже античные… Для Грибачёва нет плохих тем, хотя кругом много некрасивого, не всегда приятного глазу, темы и сюжеты порой гротесковые, на грани. Классики умели дойти до низменного, преображая его в искусстве. И Грибачёв этому научился! А уж переехав в Ставрополь, так влюбился в город, что началась новая творческая эпоха. Он фанат города! Хотя сам признавался, что поначалу с трудом его воспринимал, для него загадочным казался сам рельеф, местами как бы тупиковый, но он его настолько изучил, причем не столько краеведчески даже, а проникся особой эстетикой города. Его архитектурой, цветом, настроением, атмосферой.

- Порой возникает ощущение, что Грибачёв буквально видит город с высоты птичьего полета.

- Это свой – насмотренный – глаз художника. Плюс отличное знание архивного материала с всевозможными старыми планами, картами, перспективами градостроения. Поэтому он так свободно компилирует в сюжетах совершенно разные участки, совмещая их в одно целое, и удивительно то, что в это веришь.

- И совсем нет отрицания или неприятия такого совмещения несовместимого…

- Да, у него в сюжете какое-то старинное здание может располагаться не на своем месте, однако у Грибачёва это смотрится нормально, органично. Он умеет подчеркнуть в каждом здании с высоты своего творческого полета какую-то поразительную деталь - там балкончик, там крылечко, там фигурная крыша… Все это служит акцентом для развития сюжета. В том же ряду городская природа, которая в Ставрополе своя, не похожая на природу других городов. Художник умеет это подчеркнуть: у него природа не противоречит городу. А уж человека он знает от и до! Причем горожане и сельчане – как два разных народа… Все это художник прожил собственной жизнью и в селе, и в городе, за плечами – огромный опыт познания.

- А при этом Грибачёв-художник – еще и любимый многими учениками педагог…

- Да, он никогда не замыкался территорией личной мастерской. Это очень редкое сочетание для художника. Он ведь не просто учебную программу давал ученикам, у него по-настоящему искреннее желание воспитать в ребятах любовь к своему делу. Ему хочется, чтобы ученики его продолжали открытый им путь и в графике, и в офорте, и в акварели. Графика, особенно печатная, например, требует еще и определенной материальной базы, технических что ли знаний. Это сложное трудозатратное производство, а не просто творчество. Владимиру Яковлевичу в свое время огромный толчок дали поездки на знаменитую Челюскинскую дачу художников под Москвой, где как раз собирались прежде художники-графики со всего Советского Союза. Там замечательные мастерские, прекрасное оборудование, база отличная для творческого старта.

- Графика сложна и для восприятия зрителя, по-моему, нет в ней такой яркой красивости…

- В этом и состоит задача художника - раскрыть нам нечто средствами графической выразительности. В живописи иначе, там сами по себе краски уже эмоционально воздействуют. Особенность графики Грибачёва – как раз в ее удивительной живописности, казалось бы, всего лишь черно-белая гамма, но у него нет истинно белого и истинно черного, там насыщенные глубиной тональные переходы, воздух, атмосфера словно живая. Это особенно важно в изображении архитектурных объектов, которые он так любит и умеет изобразить, четко прорисовывая каждую деталь, но при этом вовсе не сосредотачиваясь на одних деталях. Кстати, обратите внимание, у Грибачёва и живопись по-своему графична, она как бы монохромная, приглушенная, там нет буйства красок.

- Берут ли ученики Грибачёва эти приемы и наработки мастера или идут дальше?

- Напрямую так не скажешь, творчество индивидуально. Надо обладать целеустремленностью Владимира Яковлевича, чтобы достичь собственных успехов, а также его активностью, он же постоянно в движении, всегда с молодежью. Держит на плаву свое направление!

- А как он интересен своим историзмом, насколько проникся этим, как остро прочувствовал…

- Причем смотрит в прошлое всесторонне – история города, исторические личности, события. Все это почерпнуто не только из бесед с нашими лучшими краеведами, Грибачёв и самостоятельно многое познает, читает, анализирует, проводит параллели между эпохами. Его исторические сюжеты – это совсем не иллюстрации, нет, там его личные мысли и эмоции. Он создает художественные образы! При этом – скрупулезное следование историческим деталям, чего так не хватает сегодня многим авторам. Грибачёв из того замечательного поколения, которое глубоко проникало в суть вещей. Вспомним Алексея Соколенко, Виктора Чемсо, Евгения Саврасова… Это же были истинные энциклопедисты, не поверхностные люди. У них-то не было интернета под рукой… Мне импонирует еще и его работа сериями не только в графике, где это принято, но также и в живописи, когда он протягивает тему через несколько работ. Более того, триптихи, диптихи, серии Грибачёва органично и естественно соединяются и с его графическими сериями. Они созданы и существуют в его авторской монохромной эстетике и потому так логично соседствуют в одной экспозиции. Видно, что художник досконально знает взятую тему, любит ее и знает, как показать.

- Примечательно, что он открыл в родном селе свой личный выставочный зал в местном Доме культуры. Он словно отдает себя и малой родине.

- Такие замечательные примеры есть у нескольких наших художников, и хорошо, что Грибачёв теперь в этом славном ряду. Беспокоит другое: то, как город Ставрополь пока еще недостаточно ценит своих художников. Где сегодня произведения Горбаня или Шегедина, который, между прочим, так мечтал передать их городу? К сожалению, не получил отклика. Еще и поэтому спасибо нужно сказать администрациям тех районов, в которых созданы небольшие картинные галереи художников-земляков, где понимают, что это их гордость, их история. А вот Ставрополь к своим мастерам как-то прохладно настроен. Нужны новые реальные шаги для сохранения летописи города в изобразительном искусстве.

- И целый ряд художников, таких как Грибачёв, с радостью восприняли бы создание соответствующих городских запасников и выставочных пространств, последовав примеру Гречишкина, подарившего когда-то городу свое наследие.

- Несомненно. А можно посмотреть на это еще и с такой практической стороны, как развитие туризма, на который своя галерея могла бы активно работать. В краевом изомузее сегодня туристы видят то, что можно увидеть практически в любом областном музее – классические коллекции. А где ставропольское искусство? Не сиюминутное, а в развитии. Да, изомузей устраивает временные выставки, но это не выход. Краевому центру как городу особой культуры нужен большой экспозиционный зал, способный представлять художественную жизнь Ставрополя.

- Ольга Борисовна, а что для вас особенно интересно на этой выставке Грибачёва, если не акцентировать ее юбилейный характер?

- Здесь можно видеть и новые, и уже известные работы. И ничего случайного, приуроченного, как порой бывает, к юбилею. Каждая работа – особая нотка в этом «оркестре». Она и сама может жить отдельно, и в выставочном контексте несет некую дополнительную нагрузку. Знаю по опыту, что нередко художники на подобных выставках стремятся показать как можно больше количественно, пусть даже не все работы того достойны. А вот Грибачёв не такой, он не пытается объять необъятное, его здесь покажется мало, захочется увидеть еще. Могу пожелать всем прийти сюда, особенно молодежи, ведь Ставрополь - город студенческий, более того, у нас много иногородних студентов. Вот кому надо посещать такие выставки, чтобы понять культуру Ставрополья. Эта молодежь приехала не просто учиться, она приехала в новую для себя историческую и культурную среду. Таким ребятам хочется сказать: зайди и посмотри, куда ты приехал.

Мне очень импонируют серии путешествий, архитектурные сюжеты Грибачёва. Нравится, как он вместе с учениками выстраивает удивительные серии об уголках города, по улицам которого мы бежим изо дня в день, не замечая того, что видит глаз художника. И вот таким волшебным образом через учебное задание ребята создают общее полотно. Очень интересны работы Владимира Яковлевича как художника - путешественника по городам и странам. Флоренция, Венеция, Крит… Как тонко он передает атмосферу тех мест. А его философские и одновременно такие эмоциональные фантазии на темы голландской живописи – совсем что-то особенное. Образы мы видим знакомые по классике, но видим глазами нашего современника, видим их облеченными в этакие воспоминания-миражи. Художник умеет и так называемые социальные темы преподнести без пафоса, без патетики, без назидания, сохраняя при этом их несомненную глубину. Образы стариков, нищих, уличных музыкантов, просто прохожих он нам не навязывает, однако рассчитывает на хорошего, умного зрителя.

Н. ПАВЛОВА
«С высоты птичьего полёта»
Газета «Ставропольская правда»
13 сентября 2024 года