Сад Богородицы цветет рядом с Покровским собором в Невинномысске
«Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон!»… Торжественный громкий перезвон колоколов разносился далеко-далеко, уносясь над Невинномысском в синеву безоблачного апрельского неба. В кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы закончилось богослужение, и прихожане вышли на храмовую площадь. Редко кто не проходил затем в небольшой церковный сад, расположенный чуть южнее величественного здания.
Первым делом здесь радует глаз изумрудная травка. А вот ярко-желтые брызги соцветий, облепивших кусты бобовника. Рядом скромные, но от этого не менее красивые метелочки спиреи, которую в народе кличут «невестой». Строгие туи, переплетенные побеги плюща на арке - чего здесь только нет! Под величественными елями хочется постоять в тени и никуда не спеша подумать о вечном.
Задаю первый вопрос протоиерею Иоанну Моздору, благочинному православных церквей Невинномысского округа, настоятелю собора Покрова Пресвятой Богородицы. Почему церковный садик уже довольно давно прихожане называют райским садом Богородицы?
- Знаете, начну издалека, - говорит отец Иоанн. - В нашем городе строятся храмы, их приходы постепенно укрепляются. И появляются люди, которых, уверен, Господь направляет. Один говорит: батюшка, хочу украсить церковь мозаичной иконой. Другой просит благословение на обустройство, украшение иконостаса. И так далее, и так далее. Я благодарен всем этим прихожанам…
Народное же название сада при храме легко объяснить. Жители Невинномысска верят, что Богородица своим омофором (покрывалом) защищает город от бед. Все, что обустраивается в соборе и рядом, делается в ее славу.
Несколько лет назад в саду произошло важное событие. Здесь зацвели ранее высаженные деревца магнолий. С апреля по сентябрь глаз радуют белые, лиловые, сиреневые, розовые, бордовые соцветия самых разных форм и размеров.
Пока мы беседовали с отцом Иоанном, подошел человек, подаривший невинномысцам такую красоту. Представился просто, без фамилии: Максим. С первых слов нашего разговора я понял: не ради хвалы, не ради славы мой новый знакомый принялся за многотрудное дело. Потому и решил остаться в тени.
Работы Максиму хватает. Посудите сами, в саду сейчас растет порядка тридцати пяти морозоустойчивых сортов магнолии. У каждой свой характер, свои требования. Полив, внесение удобрений, защита от вредителей (например, слизней) – это еще не все. Нужно периодически удалять сухие, поврежденные морозом или ветром ветки, а также побеги, растущие внутрь кроны.
Но результат того стоит. Хочется любоваться и любоваться нежными цветами. Вот в один из них пролезла черно-желтая букашка. Приникнув к нектарнику, жадно пьет сладкий, пахнущий цитрусом и ванилью медвяный сок. Вообще магнолии - это целый мир. Есть те, что начинают цвести уже на четвертый год после высадки и даже раньше. А есть сорт, цветов от которого нужно ждать… семнадцать лет. Еще у одной разновидности распустившиеся соцветия радуют глаз всего лишь один день. У другой благоухающие чаши в диаметре достигают двадцати пяти сантиметров! Вот сколько разностей, разве это не чудо?
Еще что удивительно: ранее Максим никакого отношения к садоводству не имел. А сейчас его, перелопатившего гору специальной литературы, можно назвать знатоком удивительного дерева.
Мы продолжаем нашу прогулку по саду. Вот красивый мини-прудик с искусственной уточкой, кованый мосток. Рядом – неповторимого вида ярко-зеленая юкка с утолщениями у корневищ, похожими на огромные ананасы.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. С отцом Иоанном мы знакомы уже без малого двадцать лет. И каждый раз у батюшки есть для меня свежая история. Да не обычная, а со смыслом. Так было и в этот раз. Настоятель собора обратил мое внимание на растущую в палисаднике небольшую голубую ель. Оказалось, ранее ее в городе возле своего дома посадил один человек. А другой человек междоусобицу затеял. Мол, мешает мне твое дерево! По просьбе прихожанина ель пересадили за церковную ограду. И вот ведь что произошло. Если раньше деревце, ставшее причиной недовольства, чуть ли не чахло, то у храма ожило и практически на глазах расти начало.
- Наверное, там энергетика была плохая, а здесь хорошая, - высказываю я весьма логичное на первый взгляд предположение.
- Я в вопросах энергетики не силен, - говорит отец Иоанн, пряча улыбку в бороде. - Вероятно, и по-другому это можно назвать…
Что еще хотелось бы сказать? Конечно, магнолию в райском саду Невинномысска высадили не ради экзотики. Тем более что (как уже было сказано) большинство деревьев и кустарников в садике необычными не назовешь. Но люди, посещающие по выходе из собора зеленый цветущий уголок, неизбежно еще раз задумываются о красоте Божьего мира, о создателе, вдохнувшем жизнь в растения, животных, человека. И многие наверняка, как отметил отец Иоанн, вспоминают мудрые многосмысловые слова псалма: «Всякое дыхание да хвалит Господа!».
12 апреля 2024 года