17:31, 1 февраля 2024 года

Спектакль, посвящённый Чехову, поставила на ставропольской сцене режиссёр из Москвы

Необычную во всех отношениях премьеру представили в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова. Приглашение режиссеров «со стороны» - прием вполне давний и распространенный, как правило, театр при этом рассчитывает с помощью гостя открыть своему зрителю что-то новое, способное удивить. Надо сразу сказать, что на сей раз гость ставропольской сцены смог удивить по целому ряду причин.

Судите сами: поставившая спектакль «Искренне ваш, Чехов» режиссер и актриса Московского театра Et Cetera Анна Артамонова - не только автор пьесы и постановщик, она же художник по костюмам, музыкальный оформитель и сценограф. Признаться, не доводилось раньше встречаться с таким, ведь, как правило, все эти стороны спектакля готовят соответствующие специалисты. В данном случае, видимо, таков сугубо индивидуальный прием, его А. Артамонова успешно применила на своей родной сцене в Москве, где аналогичный спектакль идет уже несколько сезонов. В Ставрополь он «переехал» благодаря инициативе руководства Ставропольского театра драмы, заинтересовавшегося этой работой. Что ж, инициатива оказалась очень удачной.

И вот ставропольской публике представлена премьера «Искренне ваш, Чехов», которая, уверена, не просто украсит репертуар, но и совершенно по-новому откроет вроде бы привычную со школьной скамьи классику. Наряду с поставленными ранее театром пьесами самого Антона Павловича спектакль Анны Артамоновой сделает классику понятнее молодому поколению - через фигуру самого писателя-классика. Мы ведь с детства сложили для себя его образ как этакого мудрого дяденьки с хитрым прищуром добрых глаз за стеклами непременного пенсне… Ну так сложилось. А стереотипы нуждаются в обновлении! На наше счастье, такое обновление и производит спектакль «Искренне ваш, Чехов». Как сказала сама режиссер Анна Артамонова, «...это спектакль о любви, рожденный в любви к Чехову».

В самом деле, с первых минут зрителя погружают в атмосферу трогательно-романтичной влюбленности. Не только юношеской влюбленности юноши и девушки, а всеобъемлющей влюбленности в жизнь, в людей, в этот мир вокруг. Интересен сам подход автора, сделавшего героями большую семью братьев и сестры Чеховых, этакий срез поколения на примере одной семьи. Тут становится очевидным, откуда у Антона Павловича столько житейской мудрости и доброты: ведь он вырос среди любящих, пускай и не в самом лучшем достатке живших людей. И цитируемая с юмором кем-то из братьев (а их было пятеро) отцовская фраза «Дети, ешьте поменьше!» дает отчетливое представление о том, как «небогатство» может быть богато на любовь, которую все герои пронесут по жизни так трепетно и бережно! Сколько человеческой теплоты в забавных сценах таганрогского существования Чеховых, и эта теплота пронизывает потом весь спектакль, идет ли речь о знаменитой чеховской усадьбе в Мелихово или о памятном и легендарном путешествии писателя на остров Сахалин.

Главная находка и залог успеха автора этой пьесы и спектакля - показать молодого Чехова, а не того хрестоматийного «дяденьку» из школьного учебника. Мне кажется, это станет отличным ключом к сердцу молодого зрителя, потому что зритель оказывается на близком ему поле. И при этом никакого, боже упаси, снисходительного умаления личности героя, никакого хлестаковского «с Пушкиным на дружеской ноге», наоборот, огромная любовь к Антону Павловичу, досконально глубокое, но деликатное проникновение в его миропонимание. Зритель постарше все это оценивает с высоты своего знания творчества Чехова и с радостным волнением тоже погружается в открывшуюся «дверь» нового узнавания. Погружается порой настолько, что словно бы и сам участвует в происходящем на сцене, всецело доверяясь героям. Это ощущение многим знакомо по воздействию, например, очень хорошего кино, способного эмоционально стереть грань между экраном и залом. Кстати, спектакль тоже по-своему кинематографичен, поскольку представляет достаточно широкую панораму жизни Чехова, выстраивая кадр за кадром сюжет. Автор пьесы взяла за основу письма Чехова и к Чехову, ничего не придумывая от себя, чем нередко грешат художественные «версии» судеб известных людей. Там кроме громкой фамилии и некоторой суммы фактов от самого человека не остается ничего, только нарочито эффектные картинки. Здесь практически документальная точность биографии героя наполнена живым человеческим пульсом, а еще - отличной театральной образностью в лучшем понимании этого слова. Документальность многих звучащих здесь фраз выразительно подчеркнута соответствующим оформлением спектакля, составленным из фрагментов писем. Но это лишь дополнительный штрих, верный фон. Всеми этими деталями спектакль приближает нас к Чехову, побуждая раз за разом удивляться многогранности этого могучего характера.

Несомненно, важно в спектакле то, что в нем заняты молодые актеры! Уже в силу возраста они близки и своим молодым героям, и своему молодому зрителю. Глядя на их работу на сцене, от души радуешься тому, какая замечательная молодежь подросла в ставропольской труппе. Как хорош каждый в рисунке своего персонажа и как хорош весь этот юношески смешливый, талантливый ансамбль. И с каким вдохновенным удовольствием играют ребята эту любопытную историю из жизни то ли Чехова, то ли всего того поколения конца девятнадцатого века, которое (вот чудо!) жило теми же мечтами о счастье, что и нынешнее - века двадцать первого. Конечно, и у них были свои трудности, и еще какие! Совсем не случайно тридцатилетний и уже успешный писатель Чехов вдруг отправился в неведомый, страшный в ту пору Сахалин, о котором скажет правдиво-выстраданно: «Сахалин - это ад…». Такова молодость - рвется в неизведанное, опасное, зовущее. А Чехов тоже был молод! И актеры это остро почувствовали, прониклись, полюбили и передают нам свою любовь. Намеренно не выделяю главные-неглавные роли и исполнителей, потому что они сотворили именно неделимый ансамбль. Думаю, столичному режиссеру очень хорошо работалось с нашими ребятами, как и им с нею. Оттого и получился такой светлый, добрый, умный спектакль. Красивый и искренний, как и заявлено в названии - «Искренне ваш, Чехов». Так Антон Павлович подписывал свои письма, и в этом эпистолярном словосочетании мы видим не официально принятую когда-то формулу, а подлинное выражение чувств.

Если вы думали, что Чехов - это, как нас учили, «трагичной судьбы автор классической комедии и социальной прозы», у вас есть шанс существенно обогатить свое представление и узнать Чехова-человека, личность не менее важную, чем его, безусловно, великое и всемирно признанное творческое наследие. Молодое обаяние спектакля не оставит ваше сердце спокойным, вы обязательно - и не раз! - улыбнетесь происходящему на сцене, радуясь тому, как все это трогает струны вашей души. Как хорошо, что Анна Артамонова привезла свое детище в Ставрополь и нашла в нашем театре настоящих единомышленников. Мы теперь тоже можем дружески сказать: ну здравствуйте, Антон Павлович!

«Здравствуйте, Антон Павлович!»
Газета «Ставропольская правда»
9 февраля 2024 года