Ставропольскому журналисту Дмитрию Савченко исполнилось бы 90 лет
Журналист, писатель, философ, член Союза журналистов России и Союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат исторических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), дважды лауреат краевой журналистской премии имени Германа Лопатина и премии в области литературы имени Андрея Губина. Это все о нем - Дмитрии Савченко.
Он один из тех, кого в ставропольском творческом мире можно назвать знаковой фигурой, объединяющей целые исторические эпохи и поколения. Его имя золотыми буквами вписано в историю ставропольской журналистики. Полвека жизни он посвятил именно ей, начав с районной газеты в Ипатово. Позже работал в «Ставропольской правде», «Кавказской здравнице».
Когда понял, что не хватает знаний, поступил на факультет журналистики Ленинградской Высшей партийной школы КПСС, где, к слову, готовили не просто журналистов, но будущих руководителей СМИ СССР. Располагалась партшкола в Таврическом дворце. Но впечатляли Дмитрия Савченко не столько мрамор, античные статуи и роскошные камины, которые украшали аудитории, сколько богатейшая библиотека со стеллажами книг на трехэтажных ярусах до самого стеклянного потолка, сквозь который проливало свет балтийское небо. Здесь можно было задерживаться допоздна. А в выходные дни манили многочисленные музеи, архитектурные ансамбли города на Неве. Четыре года потребовалось, чтоб вместе с дочерью обойти их почти все, объездить пригороды Ленинграда - Петергоф (Петродворец), Павловск, Гатчину, Царское Село, посетить «Пенаты» Репина. За свою жизнь Дмитрий Савченко жил в одиннадцати городах, каждый из них он любил, но Ленинград остался в памяти навсегда как город, который учил его, учил его дочь.
Яркий публицист, литератор, ученый, человек мыслящий философски, независимо, Дмитрий Савченко всегда вызывал и по настоящее время вызывает восхищение и серьезное внимание читателей. Андрей Губин назвал его Одиссеем Ставрополья. Они оба всегда были в вечном скитании и вечном поиске.
В «Ставропольскую правду» Дмитрий Савченко попал по распределению. Вспоминал, что работа в краевой газете оказалась сложнее, чем ожидал. Но газета, коллеги-журналисты многому его научили. «Газета, - говорил он, - задает такой ритм работы, что нужно писать набело. Сразу с листа - в номер. Но для этого надо научиться думать. Вот это самая трудная работа».
В трудовой книжке Дмитрия Савченко десятки должностей. И все эти назначения шли по восходящей. Его выдвигали, оценивали его качества и вновь поднимали планку. «Если я что-то умею и знаю, - говорил он, - то лишь потому, что десятки, даже сотни людей передавали мне свой опыт».
Он очень ценил этих людей и жадно впитывал знания, использовал их. А еще очень ценил память. Многие годы Дмитрий Савченко ездил в Крым, где 8 мая 1942 года погиб его отец - кадровый военный. Тогда шли жесточайшие бои с немецко-фашистскими захватчиками. В Керченском проливе вода была красной от крови, рассказывали выжившие участники этой битвы.
Журналист Савченко известен в крае своими жесткими, критическими статьями, очерками, фельетонами. Например, работая на Кавминводах в качестве собкора, он начал не с хвалебных статей, а назвал в одной из публикаций регионом непуганных коммерсантов. О работе Дмитрия Савченко главным редактором в областной (в Карачаево-Черкесии) и краевой курортной газетах многие сотрудники вспоминают с восхищением: он был «играющим тренером».
За свое газетное творчество он получил известные, заслуженные звания. Но помимо них у него есть и звание члена-корреспондента Петровской академии наук, основанной по указу Петра Первого еще 28 января 1724 года. Главной идеей Петра Великого было объединение всей элиты российского общества: ученых, духовенство, педагогов, поэтов, деятелей искусств. Важно, что престижное звание академика Дмитрий Савченко удостоился за литературные произведения, изданные романы «Волчьи ворота», «Дух сомнения», «Молитва странника», «Надежды русского поля» и другие.
Один из романов «Дух сомнения» получил высокую оценку писателей города на Неве. Эта книга оказалась очень современной и нужной. Ключом к повествованию служит лермонтовское определение демона: «Дух отрицания, дух сомнения». «Как точно расставлены слова , - пишет автор романа, - сначала отрицание, а потом сомнение».
В 2005 году была опубликована повесть в стихах «Мудрец и Царь». Тысячелетия человечество ищет ответ на, казалось бы, очень простой вопрос: в чем смысл жизни? Это философский спор между знаменитым Диогеном Синопским и великим полководцем Александром Македонским о путях к счастью - через духовное возвышение или материальное утверждение себя в этом мире. Центральный эпизод произведения - встреча Царя царей с Мудрецом.
Вот небольшой отрывок из поэмы в стихах «Мудрец и Царь».
… И так бывает. Тайны слов
Способны лишь тому открыться,
Кто всем пожертвовать готов,
Чтоб с песнею заветной слиться.
Во имя торжества добра,
Как жар в словах перегорая,
То радуясь, то так страдая,
Что кровь сочится из пера.
Завершающие слова поэмы:
Конечно, дефицит ума над человечеством кружится:
толковых мало, глупых тьма, а мудрых просто единицы.
8 ноября 2023 года