17:10, 27 октября 2023 года

На Ставрополье режиссёр уникального Народного домашнего театра отметил 77-летие

Солнечная осень чем-то напоминает первые летние дни. День рождения

Михаила Литвинова, заслуженного работника культуры РФ, режиссера -

на сегодня единственного в стране Народного домашнего театра -

выпал на самое нежное время года.

Когда роскошная листва деревьев окутывает прохладой родную станицу Старомарьевскую, а на приусадебных участках полыхают разноцветьем цветы. На участке родительского дома у Литвинова не огурцы да тыква цветут, а розы, фруктовых деревьев мало, а главная достопримечательность - огромная ель. Однажды, чудом сохранив елочку, привезенную друзьями с гор, Литвинов посадил ее рядом со своим театриком по размерам, по существу же - настоящим театром настоящего актера. Ель разрослась, да так, что не уступит ни одной кремлевской новогодней красавице. Живет и театр…

Две семерки в обозначении прожитого - как знак двойной жизненной удачи. Михаил Данилыч ведь так и не постарел со времени, когда друзья по Союзу театральных деятелей РФ познакомили нас. Несмотря на испытания - болезнь, ранняя инвалидность - он человек, добившийся всего, к чему стремился: заслуженный артист РФ и режиссер, известный далеко за пределами края.

День его рождения был легким, солнечным - и шутилось, и смеялось хорошо, и нужное слово находилось влет… Уже в машине, когда возвращались домой, кто-то из коллег задумчиво произнес: не знаю, как это получается, но если мы собираемся у Данилыча, день пролетает незаметно и всегда душевно. - Да потому, что у Литвинова душа такая - чистая и отзывчивая, - откликнулась заместитель председателя регионального отделения СТД РФ Любовь Заводнова…

«Душа» - так называется последний спектакль, поставленный М. Литвиновым по стихам современника, поэта, члена Союза писателей России иеромонаха Романа. (В миру он Александр Иванович Матюшин-Правдин, вторая фамилия - не амбициозный псевдоним, а фамилия бабушки). В России вышло 30 стихотворных сборников поэта; они переведены на английский, белорусский, болгарский, польский, сербский, украинский языки… Отец Роман - лауреат нескольких литературных премий, рукописи его произведений уже есть в Институте русской литературы РАН «Пушкинский Дом». Российские и зарубежные звезды с удовольствием исполняют песни на стихи поэта. Сербская монахиня Теодора (Васич), петербургская певица Ирина Скорик, Шереметевский мужской хор, наконец, уникальная исполнительница Жанна Бичевская… В 2012 году об иеромонахе - затворнике и поэте был снят документальный фильм «Русь еще жива». Основой спектакля М. Литвинова стали стихи нового сборника о. Романа «Пред всеми душа виновата». Человек в инвалидном кресле сидит спиной к экрану, на котором мелькают кадры видеоряда: Литвинов наизусть, нет, не читает стихи, а беседует со зрителями: делится мыслями о жизни, лжи и правде в ней, размышляет о мире и войне… И этот то лиричный, то тревожащий сердце поэтический сказ никого не оставляет равнодушным. То словно лучом света озаряет, то печалит и тревожит. В каждом слове, строке, посылаемых зрителю, простые, без доли рисовки слова и искренние чувства.

Ученик Михаила Даниловича, его друг и сподвижник Владимир Задов сочинил оформление к спектаклю и подложил музыку. Видеоряд на экране как бы расширяет и углубляет театральное пространство. Зритель легко входит в живую ткань спектакля с ее обостренными смыслами, красками и голосами. У «Души» особый жанр: исповедь-откровение. Талантливая душа поэта выразила в стихах обуревающие его чувства, а чуткая душа режиссера и постановщика спектакля впитала в себя и - в один выдох - выговорилась. Эта работа - про наше непростое время, про предательство и героизм, про нас самих и наших детей. И конечно - это тревога о Родине, которая сегодня вынуждена воевать. В предисловии к своему сборнику иеромонах Роман так и сказал: «Один Бог - Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь - Святая Цель всего творения. И любые виды искусства - прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворенным. Посему - да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!».

Литвинов читает стихи отца Романа медленно, тихо; слова, будто из глубины души рвущиеся, - уже и не слова, а некий сгусток энергии в поисках выхода. Как же удивительно совпали эти двое: с одной стороны, автор - священник-затворник, живущий в скиту, со всех сторон окруженном водой, и актер из станицы Старомарьевской Грачевского района. У каждого свое, как бы отгороженное от мира, очищенное творчеством пространство. Причем это не отдаляет их от внешнего мира, а лишь помогает глубже проникать в суть происходящего.

В последние годы у Литвинова что ни работа, то для нас, зрителей, - открытие. Взять моноспектакли духовного цикла, куда вошла и его новая работа. Или «Слово о Законе и Благодати» - первопамятник древнерусской литературы XI века митрополита Илариона. Это произведение, важное для понимания сути православной веры, никогда не имело ни аналогов, ни театральных истоков. По своей сути и востребованности спектакль как таковой - единственный в стране. Второй - моноспектакль «Божественные оды» Гаврилы Державина. Да-да, того самого, кто благословил А. Пушкина на удачу в творчестве, помните:

«...Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И в гроб сходя, благословил». Посмотрев его, зрители удивлялись, ведь и не знали до этого, насколько красивы, мудры, патриотичны стихи Державина. Следующая работа - «Молитва». За сорок минут времени звучат 36 стихотворений от XVIII века до наших дней: А. Фет, П. Вяземский, Ф. Глинка, К. Романов, В. Жуковский, Д. Мережковский… Эти поэтические шедевры, словно радуга самоцветов литературной художественной классики. Еще одна уникальная работа - «Христос и Россия» на стихи Ф. Тютчева.

Все перечисленные работы стали как бы естественным прологом к созданию нового спектакля. Чтобы быть адекватным поэту, Литвинов старался «напитаться» поэзией иеромонаха Романа, увидеть мир его глазами. На разрыв честные рифмованные строки затворника-поэта способны пробить любые заслоны зрительского равнодушия. Почему? Да потому, что это живое слово человека, пережившего те же соблазны, метания, сомнения, что и мы с вами.

Стихи и песни отца Романа для Михаила Данилыча стали тем огнем, который активно подпитывает его творчество. Чем покорили? Искренностью, честностью, верой. Где-то прочитала, что поэтический талант этого поэта - истинный дар Господа. Автор стихов его принял и несет с ответственностью за каждое слово. В спектакле есть момент, когда юноша в одежде солдата склоняется над свежей могилой друга. В землю воткнуто дуло винтовки. Рука под прямым углом пересекает рукоять оружия так, что получается крест. В этом последнем поклоне - клятва, что он, пока жив, будет сражаться с лживым, дьявольски изворотливым врагом!

В этом пафос финала спектакля, волнение которого зрители (хочется верить) сохранили надолго вместе с верой, что пройдет время - и снова настанет мир, а славянские народы вспомнят про свое историческое родство.

Тамара ДРУЖИНИНА, журналист, заслуженный работник культуры РФ.
«Приводящие к свету»
Газета «Ставропольская правда»
10 ноября 2023 года