На Ставрополье идёт последовательная работа по сохранению объектов культурного наследия
Ставрополье – край богатейшей культуры, передаваемой от поколения к поколению благодаря тому, что в обществе есть понимание важности ее сбережения, а у государства – отлаженные рычаги и механизмы, призванные это сбережение осуществлять.
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия осуществляет государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края. В компетенции управления – отслеживание сохранения объектов культурного наследия, взаимодействие с органами власти на местах в решении задач, продиктованных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и государственной программой Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры».
В июне текущего года на заседании правительства края рассматривалась работа управления и отмечались значительные успехи в деле сохранения культурного наследия. «Взвешенный подход к работе позволяет сохранять и содержать наши памятники культуры, находить общий язык с инвесторами, уважающими требования по сохранению объектов культурного наследия», – такую оценку дал губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Сегодня продолжается последовательная работа по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия, границ их территорий и зоны охраны. Только за прошлый год выдано 108 заданий и 79 разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Как рассказали специалисты управления, работа строится в соответствии с федеральным законом, которым предусмотрена процедура выявления объектов культурного наследия. Нередко на практике оказывается, что есть такие объекты, которые, не являясь официально памятниками наследия, обладают определенной архитектурной, художественной, исторической ценностью.
- В таких случаях любые заинтересованные граждане и организации могут обратиться к нам, чтобы затем эти объекты поставить на государственную охрану. Тогда мы их включаем в соответствующий перечень, и далее предусмотрена необходимость проведения историко-культурной экспертизы, которая даст окончательное решение: является ли этот объект объектом культурного наследия или же нет. В прошлом году за счет бюджетных средств нами была проведена работа в отношении целого ряда выявленных объектов на территории города Кисловодска, по результату которой часть объектов отсеялась, а вот 22 объекта получили признание экспертов и включены в реестр в качестве объектов регионального и местного муниципального значения, - рассказывает начальник управления Анна Конева.
Среди этих объектов можно назвать, например, «Доходный дом Мистрова» и «Дом Попандопуло» на Курортном бульваре, прочно вписавшиеся в историческую центральную часть города-курорта, как и расположенное напротив Колоннады здание отеля «Централь», где сегодня располагается библиотека. В этом же ряду находящиеся в Кисловодском курортном парке павильоны «Подкова» и «Читальня», старинные, начала ХХ века сооружения. Как отмечают специалисты управления, администрация Кисловодска не один год ведет эту работу достаточно последовательно и целенаправленно, задавшись целью выявить все действительно ценное, что не являлось ранее памятником культуры, но достойно того, чтобы его сохраняли. И наоборот, то, что не представляет ценности, не должно быть препятствием для каких-либо нововведений.
Как получилось, что находящиеся в знаменитом парке ценные объекты много десятилетий до сих пор не были включены в реестр? Скорее всего, долгое время до многих из них еще с советского периода, а затем и в последующем не доходила очередь. Теперь же при поддержке общественного мнения и внимании губернатора края, властей города управление старается эти прорехи восполнить.
Проведение работ на объекте культурного наследия начинается с получения собственником или пользователем объекта задания либо на комплексную реставрацию, либо на локальные ремонтные работы, когда что-то подтекает или разрушается. Заданием определяется комплектность документов проекта, которую необходимо разработать для их выполнения. Таким образом, в прошлом году 108 пользователей объектов обратились в управление, чтобы в дальнейшем запроектировать те или иные работы, которые нужно выполнить для достижения надлежащего качества объекта. В зависимости от видов работ есть еще этап согласования проектной документации. Например, если выполняется реставрация или приспособление объекта для современного использования, то документация разрабатывается в более широком объеме, проходит историко-культурную экспертизу. Так, в начале прошлого года выдано разрешение на галерею источника № 17 в курортном парке города Ессентуки. Это объект федерального значения, подведомственный Ставропольскому краю. Проведено согласование проектной документации, предусматривающей достаточно масштабные реставрационные работы, которые сейчас выполняет подрядчик. Также выдано разрешение на корпус №1 санатория им. Орджоникидзе, это большой ансамбль на территории города Кисловодска, включающий в себя девять объектов, и вот на одном из корпусов выполняются работы на фасадах. Наконец начинаются масштабные работы на «Ансамбле Курзала Владикавказской железной дороги» (историческое название нынешней филармонии на КМВ, вошедшее в документацию). Проектную документацию на них управление согласовало еще в 2020 году, ждали федеральные средства. На этом объекте помимо комплекса элементов, таких как кровля, фасады, окна, интерьер (все, что касается предметов охраны), предусмотрено расширение зала, приведение его к историческому облику, полная смена оборудования – осветительного, звукового и так далее. В результате это будет отреставрированный современный комплекс. Поскольку объект популярный, посещаемый, знаковый для курортного города, ему уделяется пристальное внимание.
Также в Кисловодске проведены работы на Нарзанной галерее: на фасадах требовалось обновить камень доломит, местами значительно выветрившийся. А это, поясняют специалисты, непростая технология. Обновлены и исторические потолки галереи, причем с учетом решения авторского надзора: использовался более надежный материал с применением лучших достижений современных строительных технологий.
В рамках реализации госпрограммы «Сохранение и развитие культуры» в крае проводятся необходимые работы на мемориальных воинских захоронениях, большой объем завершен, на ряде объектов работы продолжаются.
- По некоторым таким объектам мы выдали замечания, и сейчас их исправляют, но в целом динамика в этом направлении очень хорошая, - говорит начальник отдела по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия управления Даниил Попов. – Стоит отметить, что муниципальные власти активизировались в этом вопросе. Хотя это, конечно, дополнительные затраты для местного бюджета, но это еще и вопрос исторической памяти. Кроме того, как правило, основные воинские захоронения расположены в центрах населенных пунктов, они являются важными точками притяжения. И если монументы не благоустроены или в плохом состоянии, это создает соответствующее общественное настроение.
Так исторически сложилось, что основная масса объектов культурного наследия сосредоточена на территории городов КМВ и города Ставрополя. Это не значит, что в других городах их нет, просто они другие. Например, в Минеральных Водах есть объект «Паровоз», стоящий на железнодорожном вокзале. Свои интересные объекты есть в южных районах – в Благодарном, Буденновске. В старину там строились красивые доходные дома, и они сегодня в достаточно хорошем состоянии. Критичного ничего нет, а если появляется, сотрудники управления сразу стараются принимать меры. Механизм воздействия на собственников - охранные обязательства. На основании этих документов управление регулярно - раз в пять лет - выходит на объект, оформляя акт технического состояния, соответственно, охранное обязательство обновляется, в нем фиксируется, что должен сделать собственник для сохранения облика объекта. Причем речь не только о бюджетных организациях, но и частных лицах-владельцах.
- Если наше предписание не выполняется, далее по закону идет уже обращение в суд, судебное решение, передача его судебным приставам-исполнителям для исполнения, - поясняет Д. Попов. - Такая практика применена в отношении объекта «Художественно-музыкальная школа» в городе Железноводске. Здание долгие годы было заброшенным, меняло одного хозяина на другого, в итоге есть часть разрушенных несущих стен, перекрытий, в общем, удручающее состояние. Когда-то изначально это был доходный дом-гостиница, потом образовательные учреждения. Охранное обязательство, выданное в 2008 году, не было исполнено, в январе этого года мы вышли на место, обследовали объект, после этого надзорный отдел управления обратился с иском в суд, решение суда состоялось, собственника обязали в обозначенные нами сроки провести работы. Сейчас им занимаются судебные приставы-исполнители, а поскольку собственник не зарегистрирован в нашем регионе, Управление федеральной службы судебных приставов его найдет и будет понуждать к исполнению. А мы будем добиваться восстановления этого объекта. Процесс, как видите, не простой, но начало положено. Действуя в рамках правового поля, мы не можем просто так прийти на объект и что-то там приказать… Наша задача отслеживать состояние объектов в предусмотренные законом сроки. Эта практика распространяется и на те объекты, которые в данный момент в хорошем состоянии, однако через пять лет оно может ухудшиться, и мы вновь будем это фиксировать.
Есть в крае объекты, которые не входят в реестр, тем не менее находятся в поле зрения управления, как, например, опорная стена на Крепостной горе в Ставрополе, где нынче в ходе восстановительных работ возникли определенные проблемы. Крепостная гора – достопримечательное место, стена, о которой идет речь, не является предметом охраны, то есть особенностью, не подлежащей видоизменению. Но для производства работ должен быть согласован с управлением так называемый «Раздел об обеспечении сохранности», где расписаны технология и методология работ, сроки и материалы исполнения. Муниципальные власти, надо отдать должное, еще в 2021 году озаботились этим вопросом и разработали такой документ, согласование состоялось. В процессе работ произошло отклонение от этого документа: стену вместо частичной разборки разобрали полностью, сделали железобетонной с фундаментными блоками, чтобы укрепить склон. Кроме этого, заказчиком принято решение использовать новый камень.
- Его горожане в соцсетях называли кирпичом или шлакоблоком, но это не так. Это ракушечник, только весь он одного стандартного размера, в отличие от прежнего, - говорит Д. Попов. - Также было допущено отклонение от внешнего вида стены. Учитывая, что фактически проводимые работы не были предусмотрены разделом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, мы вынесли предостережение, в связи с чем нужно разработать новый раздел, еще раз, остановив работы, пройти историко-культурную экспертизу и лишь потом все привести в порядок. Администрация прислушалась к предостережению.
Из наиболее знаковых объектов, на которых в прошлом году успешно завершена реставрация, можно назвать здание «Частной женской гимназии Васильевой» в Кисловодске. Этот корпус школы № 1 долгое время был заброшен. И вот наконец позади комплексная реставрация, полностью восстановлены несущие конструкции, кирпичные фасады, металлические и деревянные элементы, дубовые окна. Здание вновь успешно эксплуатируется в прежнем школьном статусе. В настоящее время продолжаются работы на объектах «Частный пансионат Ганешина» и «Дача Дундукова» также в Кисловодске. Эти объекты принадлежат Федеральному медико-биологическому агентству, и главная цель комплексной реставрации – приспособить для эксплуатации в качестве современного центра медицины спортсменов-олимпийцев. Продолжается реставрация главного корпуса санатория «Красные камни» Управления делами Президента РФ, фасады уже приведены в порядок, в этом году согласованы работы по реставрации интерьеров.
Вызывает озабоченность также судьба объектов культурного наследия - многоквартирных жилых домов, признанных аварийными. Суть проблемы в том, что программа переселения граждан не предусматривает ничего в плане дальнейшего финансирования таких домов, и муниципалитеты, по сути, становятся заложниками ситуации: у них есть объект, который достаточно дорого привести в порядок, но необходимо. Кроме того, в таких многоквартирных домах помимо уже расселенных жильцов есть еще собственники нежилых помещений (всевозможные магазинчики на первых этажах). Выход все же находится, например, в Пятигорске расселенный аварийный дом спустя три года (!) обрел единого собственника, который собирается его приводить в порядок. Аналогичный объект есть в городе Ессентуки, там уже на выходе проектно-сметная документация и скоро будет выдаваться разрешение на проведение работ. Примечательно, что инвесторы чаще всего меняют статус этих зданий, ориентируясь на туристический тренд времени: после реконструкции это будут гостиницы, их привлекательное расположение в центре города тому способствует. Тем более сделать из них опять многоквартирный дом по современным строительным нормам практически невозможно. И если находится оптимальное решение, позволяющее спасти историческую ценность, вряд ли найдутся возражения против появления новой гостиницы. Когда эти объекты запустятся, управлению будет повод гордиться своей последовательно проводимой комплексной работой. Ну а остальные подобные объекты - пока в зоне пристального внимания. Поиск инвесторов продолжается.
8 сентября 2023 года