21:30, 6 июля 2023 года

Казачий род – от вековой истории к современности

Мы знаем, что казаки являлись главной защитой границ юга Российской империи, но кто они и как появились в наших краях? Обратимся к истории.

В формировании казачества на Ставрополье принимали участие донские, волжские, терские, уральские казаки и крестьяне-переселенцы. Основная задача казаков состояла в защите южной границы Российской империи.

При появлении тракта между Астраханью и Тереком через ставропольские степи для его охраны в Маджарах (ныне - Буденновск) был создан казачий сторожевой пост, и воеводы регулярно отправляли конные разъезды в ставропольские степи. В 1676 году с Дона переселились казаки-старообрядцы, обживаться которым помогали гребенские казаки.

После победоносной Русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия твердо закрепляется на побережье Черного моря и части Северного Кавказа. Однако пограничная полоса между Тереком и Азовом протяженностью более 500 верст не была защищена, а граница была неопределенной. Через нее беспрепятственно кочевали ногайцы, проходили горцы, разоряя русские поселения. Для защиты этих земель стали создаваться линии оборонительных крепостей, боевых постов, кордонов и казачьих станиц.

В станицы Стодеревскую и Галюгаевскую, охраняющие тракт Моздок - Кизляр - Грозный, по указу Екатерины II переселяются волжские казаки. В 1773 году уральскими казаками основывается станица Старопавловская, а в 1777 году строится Азово-Моздокская оборонительная линия, для охраны которой закладывается девять крепостей, в том числе и Ставропольская. В них переселили 500 хоперских казаков с Дона и 700 казаков вместе с семьями с Волги. В каждой крепости разместили по 140 казачьих семей.

Жизнь казаков проходила в военных условиях. Казаки отбивали атаки противника, но несли потери. Несмотря на это быт налаживался, строились православные храмы. Под прикрытием казаков стали селиться мещане, купцы, ремесленники, крестьяне и отставные солдаты. За полвека казаки пустили глубокие корни на Ставропольской земле. Однако было решено укрепить передний край обороны, и казаков Хоперского и Волжского полков стали переселять на южную границу империи. К 1830 году было переселено 26 станиц. В казачье сословие было переведено 37 крестьянских селений, пополнив ставропольское казачество на 37 тысяч человек.

В 1832 году создается Кавказское казачье линейное войско, объединившее 17 полков. Во главе назначается наказной атаман. Штаб войска размещался в станице Михайловской, а затем в Ставрополе. Многие из михайловских казаков храбро воевали за покорение Западного Кавказа в 1854 - 1860 годах.

В составе Кавказского линейного казачьего войска был сформирован Ставропольский полк. К нему приписали окрестные села. По тревоге весь полк собирался за час, организовав при этом себе в помощь до 500 вооруженных крестьян из соседних селений.

Казачьи семьи были традиционно большими. Особую роль в них играл глава рода. Соблюдались старинные обычаи и традиции, старшие окружались почетом и уважением.

Одним из ярких примеров сохранения родовых казачьих традиций является семья Натальи Гребеньковой. Она бережно хранит историю своего рода, ведет поиски родственных корней и воспитывает сыновей в лучших казачьих традициях. История ее рода насчитывает столетия.

Корреспондент «Ставропольской правды» встретился с Н. Гребеньковой.

- Наталья, вы чувствуете за спиной дыхание предков?

- Конечно! Мои пра-пра-прадеды по линии отца были запорожскими казаками, которых переселили на ставропольские земли столетия назад, а по линии матери были волжскими казаками, в 1825 году основавшими станицу Ессентукскую. У меня сохранились фотографии моих предков, записи их воспоминаний. Я работаю с архивами, изучаю исторические документы и недавно в архиве станицы Ессентукской «откопала» несколько метрик. По ним нашла родную сестру моей прабабушки и установила родителей прабабушки.

В нашей семье последней настоящей казачкой была моя бабушка - Вера Кирилловна Усова. Она была полностью воспитана в казачьих традициях, имела особый говор и язык, секреты особой кухни. Носила казачью одежду и знала семейные байки… Папа, Александр Иванович Дорошенко, потомок запорожских казаков, много внимания уделял моему воспитанию. Везде брал меня, еще маленькую девочку, с собой. Я наблюдала за казачьими праздниками, обрядами, танцами, соревнованиями, даже казачьим кругом, хотя женщинам туда заходить нельзя. Уважение и интерес к своему роду и истории казачества у меня с детства. Меня так воспитали. Казаки должны знать историю своего рода, ухаживать за могилами предков, знать наши православные обычаи и соответствовать тем идеалам, с которыми жили отцы и деды. Своих детей мы так и воспитываем. Провели через традиционный казачий обряд «посажение на коня». Этот обряд был возрожден в Ставрополе в 2015 году. Его суть в инициации мальчика в мужчину. В старину хлопчика сажали на коня в три года. После обряда у детей остались свидетельства о посажении на коня.

Наш род в лице моего отца в 90-е годы прошлого века активно участвовал в возрождении казачества, и казаки добились того, что теперь можно уверенно говорить о своих казачьих корнях, заниматься культурой и историей казачества. Стало больше информации об истории казачества, традициях, быте, обычаях. Появилось много фольклорных коллективов, проводятся казачьи фестивали, соревнования по рубке и фланкировке шашкой.

В школах открыты казачьи классы, где занимаются воспитанием патриотизма, мужских качеств и воинского духа, конной и военной подготовкой ребят. Дети изучают историю, обычаи и культуру казачества. Вырабатывают дисциплинированность. Свою историю забывать нельзя! Ее нужно хранить и передавать по наследству!

- В казачьи классы примут мусульманского мальчика?

- Перед приемом в казачий класс обязательно беседуют с ребятами, спрашивают их желание, желание родителей и только потом оформляют документы. Если мусульманский мальчик поступил в наш класс, то разница только в том, что во время молитвы он будет просто стоять рядом и слушать службу. Никто и никогда не заставляет принимать веру, креститься или поклоняться христианским святым. Мы приглашаем всех детей в наши классы, они дают хорошее образование и мужское воспитание.

- Как проводят казачий круг?

- Кругом называют любое всенародное собрание. Это традиция строго соблюдается в том виде, как это было до революции. Начинается и заканчивается круг с молитвы и правомочен, если на нем присутствуют две трети списочного состава, совет стариков и священник. Все казаки должны быть одеты в форму. Ведущий круга - есаулец, которому для соблюдения порядка выделяются два пристава. Он дает слово казакам и забирает его, нагайкой указывая, кому говорить, а кому молчать. Женщинам присутствовать на круге нельзя. Если у нее есть какая-то личная проблема или просьба к кругу, она должна попросить казака походатайствовать о ее сообщении кругу для принятия решения. Казачий круг - это главный демократичный орган казачества. На круге принято открытое голосование по всем вопросам. Никаких кабинок, все открыто. Тайное голосование несовместимо с пониманием казаками братства и чести. Раньше голосовали поднятием папах вверх.

- Чем отличается современное казачество от казачества прошлых поколений?

- Наша жизнь сильно изменилась, но казак, как и раньше, это воин, которого отличает прежде всего патриотизм! Сейчас участие казаков в СВО очень сильно повлияло на их мировосприятие. Их жены, семьи собирают гуманитарную помощь, плетут защитные сетки, отправляют посылки. Казаки в станицах, фермеры помогают чем могут. Казаки первыми пошли добровольцами в формировавшиеся подразделения частей Министерства обороны для СВО. Сейчас воюют четыре батальона казаков в составе бригады «Терек», выполняя свое предназначение и доказывая преданность Родине, героическим отцам и дедам на поле боя.

Если говорить о внешней стороне вопроса, то современные казаки носят традиционную, неуставную одежду, которую шьют в специальных ателье по традиционным лекалам, учитывая требования современной моды, и мягкую обувь. Казачья форма, которую сейчас носят казаки, в XIX веке была полностью скопирована с черкесской. Стоимость одежды в старину не имела пределов. Сейчас полный комплект уставной стандартной формы с обувью стоит примерно 20 тысяч рублей. Цена зависит от качества материалов. Чем они дороже, тем дороже и форма.

Порядок ношения формы и знаков различия в России теперь регламентирован президентским указом от 2005 года «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Традиционным элементом одежды казака является оружие - шашка и кинжал. Если они декоративные, никаких разрешений на них получать не нужно. Если оружие клинковое к парадной форме и казак является военнослужащим или боевое оружие используется на спортивных соревнованиях, фестивалях, по рубке шашкой например, то такое оружие приобретается и хранится в соответствии с законом об оружии и Постановлением Правительства России № 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой».

Самые большие наши отличия от предков - в быту. Ведь мы ездим на машинах, ходим на работу, носим джинсы, имеем холодильники, телевизоры, смартфоны и еще много всякого добра, которого у наших предков не было. Мы стали асфальтовыми казаками! Но чем ближе казак к земле, тем больше его быт похож на быт предков. У него есть лошади, домашний скот, тачанки, брички, плуги, подворье, изба, огороды и земля для посевов. Он сеет хлеб, косит траву и заготавливает сено, ухаживает за скотом. Он производит молоко, яйца, мясо, овощи, фрукты. Он дышит свежим воздухом и пьет чистую воду.

Но несмотря на различия в быте, мы сохраняем верность казачьим традициям и стараемся воспитать своих детей настоящими казаками, сильными, смелыми, выносливыми и порядочными. Прививаем им духовность, водим в храм, воспитываем уважение к старшим и сострадание к больным и слабым.

- Раньше казак по тревоге должен был явиться со своей лошадью, своим обмундированием и оружием. А сейчас с гранатометом и автоматом?

- Нет, конечно! В этом нет необходимости. В наших батальонах есть все необходимое. Они оснащены и экипированы великолепно! Атаман Терского войска Виталий Владимирович Кузнецов делает максимум возможного. Десятки миллионов рублей, пожертвованных казаками, он направляет на то, чтобы у бойцов было все: от теплых носков, удобной обуви, обмундирования до хорошего питания. Хотя ребята, идя добровольцами, понимают, куда они идут, и за счет своих личных средств покупают и тактические ботинки, и личное снаряжение. Они всегда так будут делать!

- Кто субсидирует казачество?

- Реестровые казачьи общества имеют право на получение субсидий от государства. Зарплату казаки не получают. Если у казачьей общины есть земля, то прибыль, полученную от урожая с нее, она тратит на повседневную форму для детей, казачье кадетское образование, патриотические мероприятия и клубы, организует соревнования и игры, кормит, одевает и обувает детей. Все на самообеспечении.

- Женщины могут служить в казачьем войске?

- Исторически нет! Я тоже не сторонница этого. Реестровые казаки берут на себя обязательства по несению государственной службы в соответствии с тем, что написано в законе. Это касается мужчин, а мы, женщины, должны вырастить детей и передать им традиции казачества!

Алексей БОЯРСКИЙ
«Казачий род – от вековой истории к современности»
Газета «Ставропольская правда»
7 июля 2023 года