Сохранение памятников истории и культуры – забота всего общества
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия осуществляет государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края. В компетенции управления - отслеживание сохранения объектов культурного наследия, взаимодействие с органами власти на местах в решении задач, продиктованных государственной краевой программой «Сохранение и развитие культуры».
Сегодня на территории Ставропольского края на государственном учете и охране состоят 3735 объектов культурного наследия: 876 - федерального значения (из них 783 археологических); 1510 - регионального значения; 1346 выявленных объектов культурного наследия, из которых 1279 археологического наследия и 69 памятников градостроительства, архитектуры и искусства. Одна из важных форм надзора за сохранением и состоянием культурного наследия - выдача охранных обязательств на объекты культурного наследия. Сегодня об этом рассказывает начальник управления Анна Конева.
- Анна Владимировна, что представляет собой этот документ - охранное обязательство на объект культурного наследия?
- Охранные обязательства утверждаются только на объекты, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Охранное обязательство - важный документ, который утверждается органом охраны объектов культурного наследия. Им устанавливаются требования к сохранению объекта, его содержанию и использованию в случае угрозы ухудшения его состояния, требования к обеспечению доступа к объекту, к размещению на нем и его территории наружной рекламы, если федеральный закон допускает такое размещение, а также к установке информационных надписей и обозначений, предусмотренных законом. Речь о надписях, где указывается наименование объекта, его реестровый номер и информация о сроках создания и перестройки, а также подтверждение того, что объект охраняется государством. В охранное обязательство включается акт технического состояния объекта с приложением паспорта ОКН, содержащего все его основные учетные данные, информацию о границах территории, зоне охраны. Особая составляющая документа - план работ по сохранению объекта, определяющий сроки их проведения.
- Очевидно, эти планы также разрабатываются специалистами управления?
- Да, причем с учетом мнения собственника. Приступая к оформлению обязательства, сотрудники органа охраны осматривают объект, проводят его фотофиксацию. Все это делается не реже, чем раз в пять лет, как того требует федеральное законодательство. Как правило, в план работ включаются мероприятия, например, установки информационной надписи в случае ее отсутствия. Если объект требует проведения ремонтно-реставрационных работ, мы, конечно, указываем на необходимость таковых. Если мы видим, что объект в какие-то периоды времени претерпел нежелательные изменения, план также указывает на устранение возникших изменений. Далее этот план направляется собственнику заказным письмом с уведомлением. Собственник либо отвечает в течение десяти рабочих дней с подтверждением согласования плана, либо высказывает свои замечания.
- Наверняка порой возникают разногласия…
- Бывает. И если нам такие замечания поступают, мы или принимаем их, или высказываем свою позицию. А бывает и так, что никакого ответа от собственника не поступает вообще. В этом случае мы утверждаем план работ в предложенной нами редакции. Нередко от собственника поступают замечания без какого-либо обоснования, без четкой аргументации. Дескать, я вот объект содержу как умею и считаю, что нет необходимости проведения каких-то работ. Или ссылается на отсутствие средств - ничего ремонтировать не буду. Или даже предъявляет нам встречное требование: это ваш объект, вот вы его и ремонтируйте.
Решения принимаем по каждой конкретной ситуации. Если собственник аргументированно объясняет, что не может реализовать работы в сроки, указанные планом, но обосновывает, почему сможет их осуществить в другие сроки, мы стараемся учесть все обстоятельства. Нам, разумеется, важно состояние объекта. Если оно позволяет перенести сроки работ, мы соглашаемся с собственником, чтобы не ставить перед ним заведомо невыполнимые задачи.
- А если он просто отвергает ваш план, приходится его просвещать в смысле законодательства?
- Конечно. Например, объект явно требует срочного ремонта штукатурного покрытия фасада или поврежденной крыши, специалисты управления указывают на ненадлежащее состояние объекта. Нередко ремонт и реставрация нужны во избежание того, что будет достигнута точка невозврата - вплоть до трещин фундамента и обрушения стен.
- Эта работа ведется постоянно или управление формирует на год какой-то список объектов, по которым следует составить охранные обязательства?
- По закону положено раз в пять лет проводить осмотр объектов культурного наследия, входящих в Единый государственный реестр. Таким образом, у каждого объекта уже имеются свои сроки пятилетнего отслеживания. И когда подходит очередь конкретного объекта, начинаем по нему работать.
Особый раздел нашей работы - выдача охранного обязательства в отношении объекта археологического наследия. По федеральному закону его собственником является государство, без указания, какой орган власти осуществляет полномочия собственника. При этом охранное обязательство выдается собственнику или владельцу земельного участка, на котором расположен объект. Это обусловлено тем, что в ходе эксплуатации территории можно нанести вред, проводя какие-то земляные и строительные работы.
- Речь о муниципальных образованиях?
- В большей части да, если имеются в виду некие неразграниченные массивы. Многие объекты находятся на землях лесного фонда, на особо охраняемых природных территориях, многие - на землях сельскохозяйственного назначения. Так что собственником может выступать и муниципалитет, и частное лицо.
- Анна Владимировна, говоря обывательским языком - зачем охранять курган, ну стоит он себе и стоит…
- Частенько так и говорят. Но тут вопрос как раз в том, что сохранность подразумевает именно невмешательство! Главная задача - не трогать! И это основная цель данного охранного обязательства. Мы предупреждаем владельца территории: у вас находится объект археологического наследия, если его границы утверждены - предоставляем схему этих границ, в рамках которых важно обеспечить сохранность кургана, неизменность его облика. А чтобы сохранить, значит не копать и не строить без проведения мер, предусмотренных законом в отношении объектов археологического наследия. В случае объективно возникшей невозможности обеспечить его сохранность необходимы полевые спасательные работы. Значит, заинтересованные лица, те же застройщики или землепользователи, обращаются к археологам для разработки спасательных полевых работ. В плане этих работ прописано, что именно нужно сделать с объектом. Например, на участке намечается провести дорогу, ее трассировка и полоса землеотвода должны соотноситься с параметрами объекта. Если есть возможность корректировки трассы, чтобы избежать вмешательства в территорию ОКН, тогда проект дороги изменяется и сохранности объекта ничего не угрожает. Но если есть понимание, что по-другому дорогу провести нельзя в связи с особенностями местности, ландшафта, тогда разрабатывается план спасательно-полевых работ - определяется степень вмешательства, необходимость раскопок или иных археологических наблюдений.
- Такие примеры были в недавние годы, в том числе в черте Ставрополя.
- Да, на том же Грушевом городище много активно раскапывают, идут профессиональные изыскания. Это делается именно в случаях, когда иначе никак нельзя. Все эти обстоятельства прописывает охранное обязательство, чтобы арендатор участка понимал, что у него в руках и что от него требуется. Управление строго руководствуется типовой формой охранного обязательства, утвержденной Министерством культуры РФ.
К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с тем, что ранее не на все объекты охранные обязательства были выданы. В 2022 году нами выдано 533 охранных обязательства, это больше запланированного. За этими цифрами каждодневная скрупулезная работа наших специалистов, понимающих, что от них нередко зависит судьба важных объектов культурного наследия. Например, это бывает очень важно в отношении объектов археологии, которые необходимо обезопасить от «черных копателей». С этими искателями сокровищ и приключений сталкиваемся повсеместно. Авантюры по поиску неких кладов - прямая угроза неисследованным памятникам археологии! Если кто-то курган тронул, его уже обязательно нужно раскапывать. И даже в период работы археологов любопытные граждане самостоятельно проникают на территорию раскопок, пользуясь тем, что ученые не работают с вооруженной охраной. Здесь важно напомнить всем: не мешайте профессионалам в изучении объекта. После завершения работы археологов, когда все уже изучено и сохранено для науки, данный земельный участок можно будет в дальнейшем беспрепятственно вовлекать в хозяйственное освоение.
- Насколько я знаю, в зоне внимания управления немало и архитектурных объектов - санаториев, пансионатов, старинных особняков. Как с ними обстоят дела? И могут ли местные администрации как-то участвовать в их судьбе?
- Только в отношении тех, что относятся к муниципальной собственности. Охранное обязательство подлежит исполнению собственником объекта культурного наследия либо тех, у кого он находится в оперативном управлении, хозяйственном ведении, безвозмездном пользовании. Здесь есть одна весьма болезненная и щепетильная тема: сохранение объектов, являющихся многоквартирными жилыми домами. Собственники многоквартирных домов полагают, что ответственность за сохранение такого дома несет фонд капитального ремонта. Но это неверное понимание федерального законодательства. Потому что фонд капремонта - лишь агрегатор средств в целом, инструмент. А ответственность за имущество несут собственники. Да, они производят отчисления в фонд капремонта, но если объект требует принятия срочных мер, отвечать придется собственникам.
- Однако человек, живя в таком доме, оплачивает все ЖКУ и вроде бы формально выполняет все положенное?
- Но вот возникает ситуация, когда у здания, признанного объектом культурного наследия, прохудилась кровля, а фонд капремонта на данный момент не располагает средствами для ее срочного ремонта. К тому же, как показывает практика, зачастую сложно привлечь на такие объекты подрядчиков, не заинтересованных в ремонте многоквартирного дома. Насильно затащить их на соответствующие торги никто не может. Аукционы проходят, желающих все нет, но время идет, объект подвергается все большим разрушениям. Жилищный кодекс предполагает, что собственники могут самостоятельно осуществить проведение ремонта за счет собственных средств, а затем представить необходимые документы о проведенных работах в Фонд капитального ремонта, после чего они будут освобождены от отчислений на какой-то период. Наша роль при этом - определение сроков проведения работ, составление актов технического состояния объектов. Если мы видим, что объект уже находится в экстренной ситуации и ничего положительного с ним не происходит, мы вынуждены обратиться в суд и обязать собственников провести работы. В настоящее время готовим такую документацию на список многоквартирных домов, по которым требуется принятие экстренных мер. Причем большая часть таких домов находится в Ставрополе. Например, дом по ул. Советской, 1, где не так давно рухнула штукатурка.
- А если аварийная ситуация сложилась с объектом, не входящим в списки культурного наследия, как, например, случилось нынче с опорной стеной на Крепостной горе в Ставрополе?
- Действительно, опорная стена не является памятником культуры, но она все-таки расположена на территории достопримечательного места, она по сути - часть исторического облика краевой столицы, и можно не сомневаться, что власти города сделают все, чтобы привести ее в порядок. Кстати, мы знаем, что город еще в 2021 году провел необходимые
изыскания. Так что мы наблюдаем и за такими объектами, хотя они и не включены в реестр.
Другая важная наша забота - сохранить те объекты, у которых нет собственников, ведь их просто физически некому сохранять. Например, какие-то захоронения. Но они же тоже находятся на чьей-то территории. Поэтому не случайно был разработан закон Ставропольского края о мемориальных сооружениях с целью упорядочения этой деятельности. Чтобы не было хаотичного возведения памятников, скульптур и тому подобных объектов, которые затем кто-то должен содержать.
- Можно ли считать памятником, например, фигуру литературного героя - Остапа Бендера у пятигорского Провала?
- Конечно, нет, хотя он, безусловно, влился в облик города. Однако подобные скульптурные композиции должны пройти испытание временем, как произошло со знаменитым Орлом там же, в Пятигорске. Люди должны принять новый объект и осознать, что это им нужно надолго. В таком случае вполне возможно обретение объектом определенного статуса. Мы хорошо понимаем инициаторов появления таких объектов: людям свойственно что-то менять к лучшему в своем городе или селе. Если говорить о скульптурах, тут, конечно, нужна оценка ее художественных достоинств со стороны профессионалов. Скажу больше: мы нередко сталкиваемся с непониманием со стороны жителей, почему тот или иной объект не включается в реестр. Дескать, тогда-то уж его обязательно сохранят! Но ведь речь не идет о том, что вот-вот кто-то начнет его демонтировать, речь идет о том, что управление не будет осуществлять надзор за этим памятником. На территориях муниципальных образований находится много монументальных скульптур, которые никогда не были объектами культурного наследия и, наверное, не станут таковыми. Но они стоят, например, в парках, за ними ухаживают муниципалитеты. Без каких-либо охранных обязательств. Все наше общество должно прийти к такому пониманию культурного наследия - и официального, и не официального.
12 мая 2023 года