Советская классика помолодела на ставропольской сцене
Советская классика - вновь на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. Постановку пьесы выдающегося отечественного драматурга Алексея Арбузова «Годы странствий» осуществила режиссер, художественный руководитель театра заслуженная артистка России Ирина Баранникова.
За свою историю театр не раз обращался к творчеству А. Арбузова, на ставропольской сцене ставились «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Таня», «Город на заре», «Старомодная комедия», «В этом милом старом доме», «Вера, Надежда, Любовь». И вот мы вновь встречаемся с Арбузовым. Действие пьесы «Годы странствий» происходит в довоенные и военные 40-е годы ХХ века. В центре событий – молодое поколение той эпохи. И показано оно в новом спектакле молодым поколением актеров. Собственно, так и должно быть, конечно. И все же перед нами постановка, практически полностью сосредоточенная на теме молодости в интерпретации молодого состава труппы. (Не считая эпизодических персонажей.) Когда на сцене в основном молодые лица, молодые голоса, спектакль обязательно приобретает особое наполнение, передать которое словами очень трудно, оно в самой атмосфере сосуществования и сопереживания актеров и зрителей.
Спектакль уже на выходе назвали актуальным антивоенным высказыванием, обращенным прежде всего к молодым людям, только вступающим в жизнь. Это ничуть не подразумевает каких-то пафоснолозунговых внешних эффектов, наоборот, ситуации, переживаемые героями, подчеркнуто бытовые, чисто человеческие, в том числе в сценах, относящихся к военной составляющей. Перед нами самые обыкновенные ребята – парни и девушки, со своими нормальными для их возраста отношениями влюбленности либо безответной любви, дружбы либо приятельства, с самыми разными характерами: от усидчивого молодого ученого до бесшабашного в поступках студента. У них «все как у людей». И в этом основная трудность, стоявшая перед режиссером и актерами: в обычном, если не сказать порой обыденном, показать именно поколение. То самое, которое победило фашизм. Мы ведь сегодня, спустя восемь десятилетий, отделяющих нас от них, вполне справедливо, но, извините, привычно называем их поколением героев. А тут - любит ли Шурка Ольгу, а Ольга - Михаила…
Но в этом и состоит сохраняющаяся свежесть восприятия драматургии Арбузова, разве что некоторые детали одежды персонажей все же отсылают нас в то время. В остальном герои пьесы поразительно созвучны современности именно своей вневременной человечностью, которую с таким воодушевлением раскрывает нам замечательная актерская команда спектакля. В этой команде, ей-богу, трудно выделить главных и более успешных, настолько органично сливаются все исполнители в подлинности чувств своих героев. Каким-то непостижимым чудом при совершенном отсутствии столь важных в драматургии конфликтных историй (без интриги?!) спектакль крепко удерживает зрительское внимание. А ведь куда было бы эффектнее, наполнись пьеса такой, увы, модной и распространенной в нынешнем театре (в широком смысле слова) «перчинкой», «остринкой» или, боже упаси, «гламурятиной», так запредельно эксплуатируемыми многими постановщиками даже в работе с Чеховым или Достоевским…Столичные труппы порой чуть ли не соревнуются, кто больше исковеркает классику в погоне за эпатажем. Ничего подобного, к нашему зрительскому счастью, тут не увидишь. Но смотреть, тем не менее, интересно!
Нынешнего молодого зрителя, пожалуй, может смутить слишком спокойное название – «Годы странствий», в котором слышится почти нарочитая повествовательная интонация. Честно говоря, ее можно было бы чуть «оживить», «драматизировать», и такой – вполне положительный! – опыт у театра имеется, и зрителю, помнится, даже нравилось открывать через новое прочтение главной идеи какого-нибудь классика яркие, совсем не искажающие эту идею переименования. Однако, зная особую вдумчивость Ирины Баранниковой, понимаешь, что сохранение классики «до мелочей» для режиссера – дело принципа. И классика от этого только выигрывает. Самое поразительное в этом спектакле – молодые актеры очень тонко почувствовали эпоху, в которой они никогда не жили. Но они так искренне проживают ее на сцене! Глядя на них, понимаешь: ни годы, ни странствия тут не главное. В «простом» названии – загадка автора, словно намеренно снизившего градус этого проживаемого и переживаемого молодыми героями. Он не показывает нам героических свершений, которые на самом-то деле, конечно, были. Но – за кадром, как говорят киношники. А в кадре, то бишь на сцене, простые человеческие эмоции простых ребят. Тем острее мы должны почувствовать: Победу одержали именно такие простые «негероические» герои.
Конечно же, драматургия Арбузова психологична по своей сути. Драматизм переживаний напрямую связан с характерами персонажей, хотя и в их переплетении интриги нет как нет. Его величество конфликт как бы спрятан глубоко в душе каждого, и у каждого он свой, и свой выбор пути. Герои Арбузова привлекают нас сами по себе, а не потому, что кто-то из них полюбил или разлюбил другого. Ах, какое же это было прекрасное поколение! Наивное, милое, увлекающееся… И вдруг (!) оказавшееся способным на великие дела. И сохранившее при всех испытаниях чистоту помыслов и глубину чувств. Годы их странствий по земле и по эпохе – это именно годы испытаний, из которых герои выходят не просто достойно, с честью, они выходят победителями. Они выходят не почивать на лаврах Победы, которую, конечно, отпразднуют, отплакав по погибшим товарищам, но они готовы идти дальше. Им веришь: такие через полтора десятка лет после кровавой войны точно полетят в космос, отстроят новые города, напишут прекрасные картины… Вот он – тихий пафос Победы: ее не нужно «провозглашать» и трубить в медные трубы. Она так велика и высока, так жертвенна и мощна, она была, есть и будет.
Новая встреча с советской классикой еще раз подтверждает простую истину: классика потому так и называется, что она через «годы странствий» дарит нам нечто вечно важное и нужное. Очень не хотелось бы самим этим словом «классика» отпугнуть молодежь. Не бойтесь классики, ребята! Она может быть интересной! В ней вы увидите таких же как вы – влюбленных и очарованных «простыми» земными чувствами. Вы увидите, как много может этот самый «простой человек». Это значит – и вам по силам многое. Вот почему новый спектакль должна смотреть молодежь. Ей немало откроется именно сейчас, на фоне происходящих в стране и мире событий.
Довелось слышать от некоторых зрителей (и весьма искушенных) претензии к внешнему оформлению спектакля. Не скрою, отдельные его элементы и у меня вызвали непонимание, особенно когда при создании спецэффектов публика в зале испытывает неприятные обонятельные ощущения. Пожалуй, это перебор все-таки. Что касается пересекающих сцену рельсов, этот образ довольно понятен, как символ дороги и тех самых странствий героев. Мне показалось, однако, что наличие этих рельсов создает явные неудобства актерам, отвлекая и зрительское внимание: часто испытываешь тревогу – как бы актриса нечаянно не запнулась. Надо отдать должное актерам, они ловко преодолевают это препятствие, но все же эта часть оформления представляется спорной. В целом же декорации вполне выдержаны в едином стиле и успешно иллюстрируют время действия.
Все вышесказанное ничуть не умаляет главной ценности постановки, представившей классику действительно по-новому свежей и актуальной. Театр можно искренне поздравить с хорошей работой. Чувствуется, над этим вдохновенно потрудилась отлично слаженная творческая команда. В спектакле целая россыпь очень хороших актерских работ, благодаря чему и достигается такое удачное «омоложение» классической пьесы. Приятно видеть, что серьезные главные роли оказались вполне по силам актерам, впервые вышедшим на первый план. Это вновь убеждает в том, насколько прочны в Ставропольской драме сильные актерские традиции, профессиональная преемственность поколений, как бы казенно это не звучало. Очень хочется надеяться, что «Годы странствий» увидит широкая молодежная публика, ведь в Ставрополе одних студентов – десятки тысяч. Разумеется, речи нет о пресловутых обязательных «коллективных походах» в театр! Впрочем, тут не грех вспомнить и о замечательной современной форме приобщения к искусству – «Пушкинской карте», которой все активнее пользуются ставропольские юноши и девушки. Вот хороший повод применить ее по прямому назначению!
28 апреля 2023 года