Актёр Александр Жуков: «Театр остаётся моей семьёй, моим домом»
Александр Жуков… Это имя хорошо известно любителям и завсегдатаям Ставропольского краевого академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова.
С первых выходов на сцену у актера появились фанаты, которые шли именно на те спектакли, где был занят Александр. И каждый раз открывались новые грани талантливого артиста. Сегодня Александр Нариманович Жуков - заслуженный артист РФ, трижды победитель краевого конкурса театральной молодежи, лауреат премии Союза молодежи Ставрополья в области литературы, культуры и искусства.
Никогда не забуду первых выходов Саши на сцену: высокий, сложенный как бог, естественный, никогда не пафосный и часто - с долей симпатичного пофигизма. До определенных пор мне казалось, что вопрос выбора профессии перед этим актером вообще никогда не стоял. Но на деле все обстояло иначе.
А. Жуков: В детстве я и не думал о теат-ре, хотел стать егерем. Любил животных, всяких там букашек, жучков-червячков. Но после школы поехал в Калининград, поступил в летно-техническое военное училище, к счастью, вовремя понял, что военная служба - не моя стезя, и вернулся в Ставрополь, где, закончив культпросвет-училище, получил профессию организатора культмассовой работы. Так началось мое вхождение в сферу культуры.
- А свои первые работы помните?
А. Жуков: В студенческом спектакле по пьесе чешского драматурга Павла Когоута мне доверили сыграть роль Судьи.
- Насколько помню, его название «Вот такая любовь». Кстати, эта пьеса во второй половине прошлого столетия наделала в нашей стране много шума и вмиг стала популярной у молодежи.
А. Жуков: И наш спектакль приняли на ура. В краевом центре существовало всего две точки культурного притяжения - наша Ставропольская драма да филармония. Жить и не знать о премьере какого-то нового спектакля (хотя бы и студийного) было невозможно.
- Может, дело не только в этом? В спектакле счастливо соединились пронзительная лирическая история, современная форма и гражданский пафос. А еще - исповедальность в сочетании с европейским рационализмом. Потрясала история любви молодых героев, искалеченная ханжеством одних, цинизмом других и общественным равнодушием третьих.
А. Жуков: Именно так. Спектакль по пьесе чешского драматурга ставили разные театры. Если бы это был легковесный пустячок, разве стал бы возиться с таким материалом Ролан Быков, известный советский и российский актер, режиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР.
- Как сказать! Ведь тогда это был просто молодой и амбициозный энтузиаст. Однако и впрямь он одним из первых в стране решился поставить его в Советском Союзе в студенческом театре МГУ. Именно тогда многие из артистов, которые в нем играли, получили известность и, как сейчас говорят, стали узнаваемыми. В их числе были также выпускница факультета журналистики Ия Саввина и студентка экономического факультета Алла Демидова… Похоже, что и для вас как студийца этот спектакль оказался знаковым. Не с него ли началась «вот такая любовь» к театру и к выбранной профессии?
А. Жуков: Может быть.
- Вы тогда, опередив время, да и себя самого, сыграли первую в жизни возрастную роль. Судья, как настоящий арбитр в деле чувств, выходил на сцену в мантии, а уходил, сбросив ее с себя. Этим он как бы выставлял оценку всему происходящему: суду, подсудимым и даже тем, кто сидел в зале… А какой еще спектакль в начале своей театральной биографии вы выделили бы особо?
А. Жуков: «Дикарь» Алехандро Касоны, где я сыграл главную роль Пабло, парня молодого, но горячего, не обученного премудростям цивилизованной жизни. В чем-то он был жестким и грубоватым, но, как и мой Судья, - жаждущим справедливости. В 2002 году наш театр торжественно отметил сотый показ этого спектакля. На рубеже веков его поставили главный режиссер Ставропольского театра драмы заслуженный деятель искусств РФ Алексей Александрович Малышев и народная артистка РФ Наталья Павловна Зубкова. Для нас, выпускников специальной актерской студии, эта работа стала как бы нашим общим дипломом, подтверждающим право считаться актерами. Тринадцать студийцев (совсем не чертова дюжина!) влились в труппу краевой драмы, а спектакль «Дикарь» стал репертуарным. И самым посещаемым. Каждый показ проходил при переполненном зале. Время на сцене не шло, а пролетало. И мы, артисты, тоже, кажется, летали.
- Зритель же смеялся, плакал, ликовал и благодарил вас долгими аплодисментами?!
А. Жуков: Это - да! В городе меня стали узнавать. Многие подходили и говорили, что в театр стали ходить именно из-за «Дикаря». Я и сейчас с ностальгией вспоминаю, как зрители ждали нас в фойе, протягивали программки, чтобы мы черкнули там автографы.
Соло на полутонах
И совсем иного плана оказалась роль Виктора Барановского в лирической пьесе Ильи Сургучёва «Осенние скрипки». Эту замечательную вещь наш земляк с незаурядным писательским даром создал в 1915 году по заказу самого К.С. Станиславского. Атмосферу той лирической театральной истории о любви в спектакле можно сравнить с духом прозрачного осеннего времени, когда прошлое накладывается на настоящее и грустит о будущем. Александр мастерски сыграл «вершину» любовного треугольника, где соперницами оказались мать и дочь. В спектакле, где фоном то и дело о себе напоминала скрипка, Жуков вел свое «соло на полутонах», когда за тебя говорят не столько слова, сколько недосказанность и говорящие паузы.
И абсолютно иной подход к работе был у артиста в более позднем спектакле «Игра» того же И.Д. Сургучёва, где, по сути, разыгрывался театр в театре. Русский срывает в Париже миллионные выигрыши, а директор казино разрабатывает многоходовую комбинацию по возвращению денег. Воплотить замысел должен подкупленный артист Бертран, роль которого исполняет А. Жуков. Однако именно он, войдя в доверие к Русскому, первым, содрав с себя шутовской парик, сдается на милость победителя. Это преображение для персонажа Жукова - словно возможность сбросить с себя вторую кожу, мешавшую свободно вздохнуть. Натура его героя цинична, но широка. Он не прочь подзаработать деньжат. Но только не на тех, кто проявил к нему истинное участие.
Потом была блистательная работа
А. Жукова в спектакле «Шут Балакирев» по пьесе Г. Горина, где актер сыграл шута без дурашливого шутовства, Джимми из «Моя жена - лгунья», Генрих VIII в «Королевских играх»... Со временем в актере открылось редкое качество - в каком бы амплуа он ни выходил на сцену, неизменно становился центром притяжения. Не потому ли, что, сыграв десятки разнохарактерных персонажей, он оставался самим собой и одновременно кем-то другим, про чье существование зрители не подозревали. Спросите, что это за качество? Однозначно – харизма! Но еще и актерская гибкость, способность, впитав в себя иную (ролевую) идентичность, трансформировать ее в свою собственную. Артист не просто переодевается-переобувается в чужую жизнь, а каждый раз становится героем нового романа. Как-то однажды я спросила Александра:
- Говорят, чтобы жизнь актера на сцене задалась, он обязательно должен найти своего режиссера. Это так?
А. Жуков: Конечно. Однако со временем в тандеме может что-то произойти, и связь слабеет. У меня был целый временной (прекрасный!) период работы с режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Валентином Бирюковым. «Шут Балакирев», «Одноклассники», «Чума на оба ваши дома», «Хитроумная влюбленная»… Я шел на репетиции и радовался. Он тоже. Работал до седьмого пота, но душой отдыхал. Когда режиссер доверяет актеру, а актер - режиссеру, все идет как по маслу. Но этот период закончился. Потом была Зубкова, Малышев…
- В вашей театральной биографии случались не только центральные роли, но и небольшие работы второго, даже третьего плана. Вас это не смущало?
А. Жуков: Однозначно нет. Во-первых, небольшие роли не обязательно проходные. А если так случается, то спрашивать за это надо прежде всего с себя. Почему вы спросили?
- Потому что далеко не все актеры реагируют на такие назначения адекватно. Кого-то это даже оскорбляет.
А. Жуков: Одна из самых коротких ролей у меня в спектакле по рассказам Бунина «Лики любви». Это десять картин с историями из жизни разных людей. Медвежеподобный Лавр, которого играю, скорее, умный мстительный зверь, чем человек. Даже не измена жены, а одно ее предчувствие стало основанием для дикой расправы с жертвой. Мой герой живет не по кодексу чести, а по инстинкту зверя, который рано или поздно убьет более слабую особь. «Дика и поныне русская деревня, зимой пуще всего», - так автор описывает место преступления. А сейчас разве не так?! Сколько похожих случаев освещает в скандальных телешоу наше повернутое на крови телевидение.
- Сознайтесь, а было такое, чтобы вы отказались от роли?
А. Жуков: И не раз, если роль вызывала у меня неприязнь, неприятие или, того хуже, отвращение.
- Но ведь в театре – это прецедент, скандал.
А. Жуков: Упаси бог, скандалов не люблю. Помню, к нам приехал режиссер из Москвы ставить спектакль «ЗэКа». Я ходил по сцене и читал пьесу, которую мне только что вручили. Режиссер видел меня (как и я его) в первый раз. Вдруг слышу громогласное: «Что за существо на сцене с текстом разгуливает?». Я в ответ: «Что ???!..» А он мне (уже на разрыв связок): «Ничего! Надо было раньше роль учить!» Я развернулся и ушел. Вообще! Потом прихожу и говорю завлиту: «Я ухожу из спектакля, палец сломал». - Когда? - Да вот сейчас. Спектакль показали на сцене всего три раза. Сняли.
- Сейчас, когда все прошло, сознайтесь, палец действительно болел?
А. Жуков: А как же? Только, если бы речь шла о настоящей работе, я бы о об этом даже не вспомнил.
В этом году артист перенес тяжелую операцию на ноге. Времени прошло мало. По-хорошему, стоило бы повременить с репетициями, не рисковать здоровьем. Но он как ни в чем не бывало выходил на сцену. И ни один зритель не заподозрил, что каждый шаг давался артисту с болью.
В ответе за всё
Сравнительно недавно мы встретились с Александром Наримановичем в театре после очередной репетиции спектакля «Три товарища». Не отошедший еще от работы, он был серьезен и немногословен.
- Сложности? Какие-то проблемы?
А. Жуков: Нет. Обычная репетиция. Я играю бармена Альфонса, старшего в компании. Он стремится хотя бы как-то удержать от необдуманных поступков товарищей, только что вернувшихся с фронта Первой мировой. Они приняли покровительство и держатся за моего героя, как за брата или за отца. Это, мне кажется, чисто мужская, хоть и откровенно романтическая история, которая способна взволновать зрителей разных поколений.
- Вы видите в этом материале особую актуальность?
А. Жуков: Конечно, возможно, даже более острую, чем мы предполагали.
- Имеете в виду сегодняшнее состояние России, специальную военную операцию?
А. Жуков: В какой-то мере. Я как отец двоих детей хочу, чтобы «дети грома не боялись». Война страшна во все времена. Несмотря на то, что роль Альфонса не главная, она не проста, со своей глубиной и драматизмом. Мой герой должен точно определить собственное место в спектакле, на сцене, в истории, которую мы рассказываем залу. Меня так учили: какую бы роль ты ни играл, должен прожить жизнь своего героя как настоящую. Я и раньше слышал такое от старших, но полагал – выдумывают. Однако с возрастом ощущаешь, что реальная жизнь как будто все время сужается, и однажды ты осознаешь, что живешь не только за пределами театра, но и на сцене, а порой полноценно живешь именно на сцене. Там происходят события необыденные, и поступки совершаются необыденные… Кое-кто скажет, мол, что ты там несешь, живой мир огромен, в нем и поездки в разные места, и футбол, и девочки, и вечеринки. Как игра актера может быть более настоящей, чем жизнь? Сегодня я точно знаю - может! Однако понять это ты сумеешь, лишь став человеком сцены, который не только играет, но и живет в реальности спектакля.
Артист, общественник, спортсмен… Это далеко не полный список достоинств актера Александра Жукова. Задумаешься тут: от какой батарейки он заряжается, чтобы, сорвав изрядную долю аплодисментов в трагическом Отелло, на следующий день выйти на сцену в романтических «Трех товарищах», а потом стать «Женщиной с косой» в фантасмагорической комедии «Лодочник»... Кстати, этот спектакль увидел свет благодаря молодому режиссеру московского театра Et Cetera Ивану Косичкину, который вместе с группой московских актеров приехал ставить его на ставропольской сцене.
Мы видим современную сказку-фантазию о выборе между добром и злом, жизнью и смертью, самоуничтожением и возрождением, бездушием и работой души. Заявка неслабая, если говорить о подводной, глубинной части постановки. А если о том, что на поверхности, то здесь все перемешано: любовь, смерть, порочность, чистота – все в одной лодке. А. Жуков сыграл самую инфернальную в своей артистической жизни роль «Женщины с косой». Я его вообще поначалу не узнала. Только уловив в голосе характерные хрипловатые нотки, поняла: «Так это же он!». Закованный в героические латы, в мини-юбочке воинственной амазонки и с кокетливой косой на груди герой Жукова – нечто среднее между Хароном и монументальной бородатой «Женщиной с веслом». В этом создании самым немыслимым образом соединились бесшабашность и черный юмор, цинизм и игривость.
А. Жуков: Спектакль идет всего час сорок, но за короткое время происходит огромное количество событий. Это так, как если бы ты встаешь из-за стола раньше времени, чуть голодный, еще бы посидеть… Мне кажется, то же и у зрителей: отхлопав и откричав свои «бис» - «браво», уходят чуть голодными. И это здорово. Есть о чем потом подумать и поговорить. А моя роль «Женщины с косой» - вообще верх театральности. Это не дядя и не тетя, которую я должен сыграть. Я играю… вообще, - не мужика и не женщину, не человека даже. Это существо иного, в данном случае театрального порядка. И у меня как у актера огромные возможности для фантазии, что вложить в свою роль и как это сделать.
- Фантастическая копия нашего сегодняшнего общего бытия, какое нарочно не придумаешь, вы это имеете в виду?
А. Жуков: Отчасти. Но кому-то, видимо, нужна «правденка», где все вкусненько, гладенько, удобненько, разжевано… Меня недавно одна зрительница с серьезным лицом спросила: «Скажите, а вы кто, кого вы играете, мужчину или женщину?» Что я мог ей ответить? Спросить, читала ли она в детстве сказки? Или намекнуть: когда человек уже не живой, то кто за ним приходит и как это изображают в книжках?
- «Лодочник» на сцене прошел уже несколько раз, а зал заполнен. На вашей памяти часто такое происходит? Ведь город у нас небольшой, есть фактор зрительского лимита… На каких еще спектаклях зрителей было больше, чем свободных мест, а желающие искали лишний билетик?
А. Жуков: «Королевские игры», например. Зрители очень любили этот спектакль, хотя и они тогда были другими, и атмосфера, и авторы… Время летит быстро. Много лет я идентифицировал себя с молодежью. А недавно вдруг открыл, что я сегодня - следующее (после нынешних молодых артистов) звено в почетном списке, мягко выражаясь, возрастных актеров.
- А вы не слишком торопитесь? Насколько понимаю, у вас впереди минимум десяток (если не все пятнадцать) лет разницы с теми, кого вы зовете «театральными стариками».
А. Жуков: Хотелось бы думать, что так. Поздно, но мы все, наверное, приходим к пониманию главного в профессии. Пришел – надо играть. Малую роль как большую. Я испытываю радость, просто выходя на сцену. Раньше этого не было или было, но по-другому. Мне нравится подсказывать, объяснять что-то молодым артистам. Мне нравится, что помог в чем-то и что это реально кого-то выручило. А самое главное, что этот театр остается моей семьей, моим домом. В какой-то момент пришло отношение неотъемлемости от театра, который - еще один мой дом, большой и красивый…
Что же, пусть это ощущение никогда не покидает артиста!
В качестве постскриптума.
Недавно стало известно, что коллектив Ставропольского краевого академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова выдвинул кандидатуру А.Н. Жукова на звание народного артиста РФ.
13 января 2023 года