Вячеслав Моше Кантор о реальном уровне угрозы от нетерпимости в мире
Степень опасности для общества таких явлений, как ненависть, ксенофобия и нетерпимость, переоценить трудно. Такого мнения придерживается и международный общественный деятель Вячеслав Моше Кантор, на протяжении многих лет возглавлявший Европейский еврейский конгресс, а потому глубоко знакомый с проблемой антисемитизма и нетерпимости в целом. Угроза от ненависти достигла сегодня такого уровня, что требует вмешательства уже на самом высоком уровне, убеждён Кантор, а потому неизменно призывает власти самых разных стран признать существующую проблему со всей серьёзностью.
Исследование нетерпимости, её истоков и возможных способов борьбы с нею для Вячеслава Кантора давно стали основой всей общественной деятельности, а потому его можно без оговорок назвать экспертом. В том, что касается исходящей от нетерпимости угрозы, Моше Кантор видит её проявления не только в сфере этики и морали, но и во вполне конкретном разрезе глобальной безопасности.
Упреждающая борьба
Нередко ответом на очередной всплеск нетерпимости в обществе становится усиление мер безопасности, однако Вячеслав Моше Кантор уверен, что одни лишь силовые методы не способны повлиять на ситуацию в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что с каждым годом становится всё больше преступлений, совершённых из ненавистнических побуждений, Кантор не считает, что борьба с единичными проявлениями способна решить проблему в глобальном смысле. Любые усиления безопасности и прочие силовые методы хоть и дают бесспорный эффект, но эффект краткосрочный, Вячеслав Кантор же настаивает на необходимости постоянной идеологической борьбы с нетерпимостью.
Только искоренение тех идеологий и того мировоззрения, что толкает людей на преступления ненависти, способно по-настоящему предотвратить их раз и навсегда, уверен Вячеслав Моше Кантор. Для современного общества это особенно актуально, ведь уже большинству очевиден тот раскол и растущее недоверие людей друг к другу, что лишь подпитывается нестабильностью в мире, изменчивостью международной ситуации и экономическими проблемами.
Будучи президентом Европейского еврейского конгресса на протяжении пятнадцати лет, Моше Кантор особенно тщательно изучил проблему антисемитизма и наблюдал его рост из года в год. Кантор при этом неизменно подчёркивает, что антисемитизм является проблемой для всех, а не только для евреев, в связи с чем и должен восприниматься не менее серьёзно, чем любые проявления ненависти. Тем более что совсем недавняя история человечества уже продемонстрировала, как нацистская ненависть, проявлявшаяся изначально по отношению к евреям, постепенно переросла в агрессию и ненависть к куда более значительному кругу людей и привела к страшной мировой войне.
История Холокоста, уверен Вячеслав Кантор, как никакая другая демонстрирует важность упреждающей борьбы с ненавистью – до того, как она разрослась до губительных масштабов и привела к новой катастрофе. Европа в середине 2010-х годов уже столкнулась с серьёзным кризисом, когда общество оказалось между молотом и наковальней с одной стороны подъёмом радикальных настроений в среде прибывших в страны ЕС беженцев с Ближнего Востока, а с другой – с ростом нетерпимости, агрессии и национализма в ответ на это уже со стороны самих европейцев. Евреи как раз оказались на перекрестье и под ударом ненависти сразу с двух сторон, отмечал Кантор.
Тревожным Моше Кантор считает и то, что годы наблюдения за динамикой антисемитизма показали: он постоянно видоизменяется, даже принимает со временем так называемую институционную форму, когда с улиц ненависть перемещается в информационное пространство, самые разные СМИ начали позволять себе антисемитский контент, и даже высокопоставленные представители власти и лидеры общественного мнения не чураются этого. Подобное распространение ненависти «нормализует» её в глаза общества, уверен Вячеслав Кантор, она становится чем-то повседневным, обыденным и, потому, приемлемым, что, разумеется, является недопустимым.
С такими тенденциями не справиться силовыми методами, подчёркивает Моше Кантор, борьба должна вестись в информационном и идеологическом полях. Не менее, а то и более важными сам Вячеслав Кантор также считает меры законодательные и нормативные, которые, по сути, и определяют границы дозволенного в обществе. Помимо непосредственно законов, Кантор в числе прочего настаивает и на необходимости одобрения на государственном уровне единого определения антисемитизма, которое использовалось бы как судами и правоохранительными органами, так и государственными структурами для выявления и пресечения антисемитизма, без разночтений и манипуляций относительно того, что считать антисемитизмом, а что – нет.
Привычная нетерпимость
Вячеслав Моше Кантор немало лет своей общественной работы посвятил не просто наблюдению за антисемитизмом и его проявлениями, но и глубокому изучению тех процессов, что его провоцируют и сопровождают. Исследования эти нередко велись с привлечением передовых экспертов, которые отслеживали, фиксировали и анализировали то, какие виды и формы принимает антисемитизм из года в год, что влияет на его рост или падение и так далее. Именно данные подобных исследований и позволили отметить, как ещё несколько лет назад антисемитизм начал превращаться из ненависти с единичными проявлениями в некое обыденное зло, а сама нетерпимость превратилась для общества многих стран в нечто повседневное и потому не вызывающее прежнего негодования.
Объяснения этому предлагали многие эксперты, в том числе и сам Моше Кантор, который видит в подобной «толерантности» общества к проявлениям ненависти взаимосвязь с утратой этим самым обществом исторической памяти о событиях относительно недавнего прошлого – а именно, Холокоста, величайшего преступления ненависти в новейшей истории человечества. Мало того, что сами знания и память об этих событиях стирается из сознания широкой общественности, Вячеслав Кантор считает тревожащим то, что тема Холокоста с годами всё чаще становится не более чем инструментом популизма, а всё больше радикальных группировок и движений предпринимают попытки переиначить историю, оправдать нацистские преступления или вовсе отрицать Катастрофу. Особенно печально, когда отрицание Холокоста или ответственности тех или иных стран в нём отвергают даже официальные власти отдельных государств.
Все эти тенденции и «нормализуют» антисемитизм, а вслед за ним – и ненависть как таковую, убеждён Вячеслав Кантор. Евреи тем временем, проживая в атмосфере сгущающейся ксенофобии, всё чаще задумываются о том, чтобы покинуть те европейские страны, где проживали долгие годы. В 2018 году, потрясённые убийством пожилой пережившей Холокост еврейки Мирей Кнолль в самой столице Франции, в Париже, причём в её собственном доме, евреи начали всерьёз говорить о том, что от антисемитизма и ненависти их не защищают уже не только правоохранительные органы, но даже стены и двери их собственного жилища. Вячеслав Кантор, возглавлявший в то время Европейский еврейский конгресс, также отмечал эту растущую обеспокоенность в еврейском сообществе – реальный страх евреев и за собственную безопасность, и за безопасность своих близких, и за собственное будущее в Европе, которое уже не казалось ни мирным, ни гарантированным. Масла в огонь подлило и то, что последовавшее за несколькими подобными преступлениями усиление защитных мер и полицейской охраны всех еврейских объектов и районов ещё больше омрачило самоощущение евреев. По признанию Кантора, евреи чувствовали себя заложниками в осаждённой крепости, не в состоянии вести нормальную повседневную жизнь без оглядки и страха. И это сказалось не только на самочувствии евреев, но и на том, насколько упало их доверие к официальным властям европейских стран, к их способности обеспечивать безопасность своих граждан.
Видит Вячеслав Кантор в подобном росте напряжённости и угрозы для безопасности глобальной, а не только национальной. Атмосфера страха и недоверия создаёт благоприятные условия для распространения терроризма, не говоря уж о наблюдаемом повсеместно росте агрессии и нетерпимости, которые, в случае необходимости, идеологи терроризма легко могут перенаправить в нужное им человеконенавистническое русло. В разобщённом обществе вербовщикам и идеологам террора действовать куда проще, уверен Моше Кантор, в том числе и набирать новых сторонников своих движений и преступлений, а радикальные группы самого разного толка находят пути объединения и консолидируют свои усилия.
Откуда растёт ненависть
В основе нетерпимости, ненависти и ксенофобии неизменно лежит страх, убеждён Вячеслав Моше Кантор. И в этом свете сама современная обстановка в мире провоцирует рост негативных тенденций. Политическая и экономическая неопределённость, последствия глобализации, постоянное изменение самого мира с внедрением новых технологий, стремительно меняющаяся новостная картина и повестка – всё это приводит к тому, что всё больше людей чувствуют себя не в потоке жизни, а на её обочине, не поспевая за изменениями и не понимают, какое будущее их ожидает. Агрессия и оборонительная позиция в такой ситуации становится естественной реакцией на происходящее, считает Моше Кантор, как и стремление найти и покарать неких виновных. Этих самых виновных находят, как легко угадать, в тех, кто отличается, тем более что радикальные и популистские политические силы и движения лишь подбрасывают дров и выставляют те или иные неугодные группы в качестве козлов отпущения, назначая их очередными «врагами народа».
Ещё в 2017 году Вячеслав Кантор в своём заявлении к Дню Холокоста обрисовал проблему информационного пространства и того, как часто, в том числе и не к месту, стали использоваться в современной инфосреде слова «геноцид», «ненависть» и так далее. Так часто, что уже утратили свой реальный вес и значимость, понятия стали размытыми и абстрактными. Без реального наполнения эти явления уже не пугают, мало значат, а потому превращаются в нечто неважное и допустимое, тем самым всё более широко распространяясь в обществе. Увы, это произошло и с памятью о Холокосте, напоминание о котором в современном обществе уже не является профилактическим и не несёт смысловой нагрузки реального предостережения людей от повторения страшных ошибок, считает Моше Кантор. Более того, саму память о Холокосте, как и опасения насчёт антисемитизма, называют не более чем попытками евреев привлечь к себе внимание и добиться чего-то выгодного – тем самым превращая их в орудия того самого антисемитизма, превращая жертв в агрессоров.
Происходящая подмена понятий, размывание терминов и смыслов приводит к тому, что многие из прежних табу и морально-этических запретов, существовавших в обществе, уже не кажутся такими недопустимыми и немыслимыми, превращаясь в ещё один вариант нормы для общества. По мнению Вячеслава Кантора, это является одной из прямых причин того, как растёт по всему миру уровень нетерпимости. Помимо этого, Кантор отмечает как проблему и то, что реальные и обоснованные страхи и переживания людей никак не разрешаются и не развеиваются, а напротив – используются как оружие и инструмент манипуляции для управления общественным мнением и зарабатывания политических очков. Как результат – страх побеждает толерантность в европейских обществах.
Сегодня бороться с этим не просто возможно, но необходимо, и основной упор в этой борьбе необходимо сделать на молодёжь, говорит Вячеслав Моше Кантор. В отличие от накопленных знаний, этические нормы не передаются от поколения к поколению пассивно, они нуждаются в воспитании и взращивании в каждом новом поколении заново. И в том, чтобы воспитать эти нормы в молодёжи, Моше Кантор видит долг предыдущих поколений.
Как пересмотреть толерантность?
Концепция толерантности, пережившая за последние годы немало вопросов, ударов и обсуждений, для Европы всё же остаётся базовой и необходимой, уверен Вячеслав Кантор. Именно эта ценность лежала в основе европейского общества и участвовала в его формировании вплоть до текущего состояния, превратившись по сути в цивилизационную ценность. Более того, Моше Кантор убеждён: именно толерантность способна победить растущую нетерпимость, стать тем щитом и якорем, которые уберегут общество от укоренения ненависти в его нормах.
Действительно, европейские ценности, особенно политика мультикультурализма, столкнулись в последние годы с немалыми испытаниями, и далеко не все из них вышли из этих испытаний победителями, признаёт Кантор. Наплыв мигрантов в Европу, нестабильность экономики и общемировой политической картины, ухудшение разрыва между богатыми и бедными, безработица – всё это оставило европейцев растерянными перед лицом будущего. Ведь, как напоминает Моше Кантор, до недавнего времени негативные последствия процесса глобализации практически не касались европейского континента, позволяя его жителям скорее наслаждаться его плодами, не испытывая сопутствующих сложностей. Когда же заслоны спали и Европа оказалась открыта, для многих это откровение стало настоящим шоком.
Мультикультурализм, ставший на деле политикой невмешательства и пассивной терпимостью, доказал свою несостоятельность в этом новом мире. Это Моше Кантор признаёт, однако не считает, что из-за этого стоит отказываться от политики толерантности как таковой. Просто её концепция должна претерпеть изменения, больше отвечать потребностям и запросам общества – иными словами, учитывать тот запрос на безопасность и стабильность, что есть у граждан. По мнению Вячеслава Моше Кантора, толерантность и невмешательство не может проявляться тогда, когда какое-либо явление открыто угрожает стабильности и безопасности общества и его граждан. Это относится, в частности, и к проявлениям ненависти и тем, кто превратил нетерпимость в идеологию.
Новая идеология, столь необходимая Европе, должна быть выгодна не только лидерам ЕС, но и простым европейцам, считает Вячеслав Кантор, всем представителям многонационального и многокультурного населения континента. И безопасная толерантность отвечает этому.