Минфину России 220 лет: какими налогами пополнялся бюджет в разные исторические этапы
Вскоре Минфин России отметит 220-летие. Восьмого сентября 1802 года император Александр I своим Высочайшим Манифестом основал министерство, на которое было возложено «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов». И без преувеличения уже третье столетие финансовое ведомство остается одним из ключевых органов исполнительной власти. Понятно, что это продиктовано спецификой его задач, главная из которых неизменна – сформировать и исполнить бюджет. Хотя функции современного минфина куда объемнее.
Цифры в исторической ретроспективе отражают многое. Через призму финансов, в том числе сугубо региональных, интересно взглянуть на сложные, великие и трагические периоды развития нашей страны, ее достижения и потери.
На газетных страницах, конечно, всего не рассказать. Но тем не менее «Ставропольская правда» в канун юбилея Минфина РФ обратилась к ряду тем, неизменно вызывающих интерес читателей. Мы постараемся не только рассказать о занятных исторических фактах, но и по-обывательски вникнуть в вопросы построения бюджета, обеспечения межбюджетных отношений, реализации долговой политики и т. д. Насколько вообще сложно мыслить миллиардами, но вместе с тем распределять их для точечного решения проблем всех отраслей?
***
Сегодня мы обратимся к налоговой тематике, ведь именно за счет налогов во все времена формировалась казна. Налоги - это, говоря официально, инструмент формирования доходов госбюджета. И по сути, все мы являемся налогоплательщиками - с начала работы и до пенсии. А государству важен баланс, чтобы получать необходимые финансы, но в то же время и не вынуждать плательщиков скрывать свои доходы и имущество.
История налогообложения в России, в нашем современном понимании, берет свое начало с эпохи правления Петра Великого. В 1722 году он ввел в России так называемую подушную подать - налог с души, то есть впервые налог должен был платить каждый житель (исключая дворян и лиц духовного сословия), а деньги шли на содержание регулярной армии.
С именем Петра I ассоциируется совершенно невозможный для нынешнего времени сбор - он повелел собирать деньги за право носить бороды. Налог платили те, кто не желал расставаться с ними на добровольных началах. Кроме того, существовал так называемый банный налог. Здесь напрашивается аналогия с налогом на роскошь, так как размер платежей за наличие домашних бань зависел от уровня доходов их владельцев. Купцы и бояре платили в несколько раз больше, чем крестьяне. Тем самым государство по факту стимулировало отказ от личных бань в пользу общественных.
Петр Великий был автором еще одного знаменитого налога на внешность, а именно на цвет глаз, введенного в Башкирии в начале XVIII века для всех. Чем темнее у местных жителей был цвет глаз, тем меньше для них размер платежа в казну - считалось, что это исконные башкиры. А вот зеленоглазым и голубоглазым отчислять в казну приходилось намного больше.
Впрочем, у каждого времени свои нюансы. Суть налогообложения значительно «переформатировалась» в советское время, уже с 30-х годов прошлого века. Доход государства на протяжении многих десятилетий стал формироваться не столько за счет налогов, сколько за счет прямых изъятий валового национального продукта в виде так называемых отчислений от прибыли и налога с оборота, производимого на основе госмонополии. Понятно, что все ресурсы, собиравшиеся с предприятий, колхозов и населения, впоследствии перераспределялись через систему планового регулирования экономики.
Но и советская эпоха также отметилась любопытными фактами в налогообложении. Так, для жителей страны, помимо самых разных налоговых платежей в бюджет с постоянных заработков, имущества и других доходов, в 30-е годы существовали натуральные повинности. Например, было установлено трудовое участие колхозников в дорожных работах.
А бюджет на военные цели удалось быстро и существенно нарастить за счет дополнительных сборов. С началом Великой Отечественной войны была введена надбавка к подоходному налогу - в зависимости от заработков и категории плательщиков отчисления в бюджет потяжелели на 50,100 и 200%. А с 1942 года все совершеннолетние граждане СССР (кроме военнослужащих, членов их семей и инвалидов) должны были уплачивать военный налог, что позволило значительно увеличить контингент плательщиков. Он рассчитывался в твердых суммах за год и составлял от 100 до 600 рублей. Кроме того, государство установило сборы с владельцев скота, охотничьих собак, транспорта и т. д.
Кстати, именно военное время с дефицитом государственных финансов дало жизнь и еще одному неоднозначному сбору, вокруг которого до сих пор много мифов и шуток. Речь о налоге «на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР». Хотя такое название совершенно не отражало его сути: это был «налог на бездетность», который совершенно не учитывал семейный статус гражданина, то есть холостяк он или нет. Под одинокими понимались граждане не в значении отсутствия мужа или жены, имелось в виду полное отсутствие детей. Налогом облагались мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины в возрасте от 20 до 45 лет. При месячном заработке до 150 рублей рабочим и служащим нужно было заплатить сначала 5%, а позднее 6%.
Нужно отметить, этот советский налог на бездетность просуществовал 50 лет, что является, пожалуй, рекордом для таких налогов в современной мировой истории налогообложения. Его полная отмена произошла только в 1993 году. И в этом плане, к слову, стоит отметить кардинальный поворот в действиях государства: в последние десятилетия не идет и речи о подобных методах воздействия на демографические показатели. Напротив, создана и непрерывно совершенствуется система долгосрочной поддержки семей, предусматривающая разнообразную финансовую помощь от рождения и на весь период взросления детей. В частности, это увеличенные выплаты беременным женщинам, вкупе с привычными пособиями установлены дополнительные выплаты на детей разных возрастов, также бюджет содействует многодетным семьям в выплате ипотеки, а материнский капитал теперь выплачивается и на первого ребенка. И это далеко не весь комплекс действующих мер.
Но возвращаясь к историческому аспекту, отметим, что в послевоенные десятилетия в Советском Союзе шло снижение размеров обязательных платежей населения. Одно время даже звучали идеи полной отмены налоговых платежей с населения в связи с «неминуемым построением коммунизма». Но по факту историки свидетельствуют, что к середине 1970-х годов налоговая система сформировалась, какой страна имела ее к 91-му году - к моменту развала СССР. Налоги перестали выполнять регулирующую функцию, которая была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В декабре 1991 года был принят пакет первых налоговых законов, которыми, по сути, был заложен фундамент современной налоговой системы Российской Федерации.
«Принятие этих законов, как и многих других, тогда происходило в спешке. Документы готовились буквально в течение нескольких недель, копировался опыт других государств. Наша страна перестраивалась, в срочном порядке переходя на рыночные рельсы, и без сформированной системы налогов сделать такой решительный шаг было практически невозможно, - говорит заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов. - Было отчетливое понимание, что принятые в декабре 1991 года законы несовершенны, они рамочные, но это было в любом случае лучше, чем не иметь никакой налоговой модели. А далее предстояли годы ее огранки».
В связи с этим почти все вопросы исчисления и уплаты налогов, а также налогового контроля решались налоговой службой. К 1 января 1992 года ею были утверждены инструкции по каждому налогу, и практически параллельно шло формирование налоговых органов на местах.
«Мы в то время практически не сидели в кабинетах: ездили по районам, по предприятиям, собирали совещания и встречи, где разбирали наиболее сложные вопросы. Там же в коллективных спорах рождались уточнения и вообще понимание ситуации на местах», - вспоминает Юрий Суслов, который в то время работал в налоговых органах Ставрополья.
Девяностые годы не зря называют «лихими»: нормативная база не поспевала за стремительными переменами в стране и обществе. И также порой вводились совсем абсурдные налоги - вплоть до того, что надо было платить за переезд через мост... Не осталось в стороне и Ставрополье.
К примеру, Дума края 6 октября 1994 года утвердила «Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае». По нему право граждан на выбор места жительства в регионе реализовалось только за деньги. А определиться на постоянное место жительства в городах Кавказских Минеральных Вод края можно было лишь по специальному разрешению, которое выдавалось в пределах ежегодных квот, равных 0,5% числа жителей соответствующего населенного пункта.
Вспомним также, что еще не так давно в нашей стране существовала прогрессивная шкала налогообложения от 12 до 45%. Но фактически 45 процентов платили совсем немногие. И в силу объективных причин это была громоздкая, сложно администрируемая система, что давало плательщикам возможность уходить от уплаты налогов. И именно этот факт во многом повлиял на то, чтобы государство перешло к плоской шкале налогообложения - нынешнему НДФЛ в 13%. В итоге бюджет не потерял, а наоборот, кратно увеличил поступ-ление налогов.
Первое время в пользу государственного бюджета несомненно сыграло и то, что в менталитете населения, привыкшего к плановой экономике, хоть и не было понимания, зачем нужно платить налоги, но авторитет государства оставался сильным: сказали надо - значит надо. И более того, существовавшая система штрафов делала свое: за вовремя неуплаченные сто рублей можно было потом лишиться трехсот.
При этом сейчас есть мнение, что плоская шкала изживает себя, рассказывает Ю. Суслов. Якобы она не совсем соблюдает один из основных принципов налого-обложения - справедливость. Более справедливой считается система, когда с высоких доходов платятся более высокие налоги. Тем более, что у современных налоговых органов появились новые технологические решения, позволяющие контролировать доходы граждан. А значит, можно рассмотреть возможность новых подходов к сбору налогов. Скажем, с прошлого года при доходе свыше пяти миллионов рублей в год необходимо платить 15%.